Елена Смирнова
Конспект родительского собрания в старшей группе «Растить любознательных».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
План проведения:
1. Вступительная часть собрания.
2. Решение педагогических ситуаций.
3. Как работать с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»
4. Рубрика «О наших детях».
5. Показ сценки «Почему»
6. Обсуждение вопроса об организации в группе «Почемучек».
7. Чаепитие.
8. Подведение итогов.
Ход собрания:
I. Подготовительный этап.
Публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе „Растить любознательных“,» размещена в разделах
1. Провести анкетирование родителей.
2. Приготовить приглашение на собрание каждой семь
(изготовить их вместе с детьми в виде открыток).
3. Пригласить учителя, чтобы рассказал о необходимости
развития у детей любознательности, какие трудности ждут
детей в школе.
4. «Как отвечать на детские вопросы» (приложение Б)
5. «Вопросы острого блюда» (приложение В)
6. Подготовить сценку «Почему».
II. Организационный этап.
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен на школьные темы: «То ли еще будет», «Чему учат в школе» и другие, столы стоят полукругом.
III. Вступительная часть.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро идти в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачит неудачами, во многом зависит от нас, взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок взрослеет, растет его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками. Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей. Одинаковы ли по значению слова «любопытство» и «любознательность»?
Любознательность- стремление к приобретению новых, знании, пытливый.
Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несуществующим подробностям, стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
IV. Прослушивание и обсуждение ответов детей.
- Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (Высказывания
родителей).
- Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше
мнение.
- Задает ли ваш ребенок вопросы?
- Как вы считаете, всегда ли надо отвечать? О чем? Как часто?
- Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
- К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему? (обсуждение вопросов).
V. Решение педагогических ситуаций.
Представьте такую ситуацию:
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, а почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
> Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя поставить на место пятилетнего ребенка.
> Как по вашему отвечать на детское «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
> Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
> Что следует учитывать при ответах на вопросы? Василий Александрович Сухомлинский советовал взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (обсуждения)
VI. Музыкальная пауза.
VII. «Как отвечать на детские вопросы»
- У вас на столах лежат памятки. Эти памятки с любовью оформили ваши дети и очень хотят, чтобы вы познакомились с ними.
- Как, по-вашему, заслуживают ли внимания эти советы или вы
не согласны с ними?
- Многие из советов, проверены вами на практике, и все же какой
из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка? Почему? (обсуждение).
Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок:
Пушистая вата
Плывет куда- то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
- Будете ли вы удовлетворены ответом?
- Какие вопросы зададите? (Как ты догадался, что это туча? Почему тучу назвали ватой).
- Уважаемые родители, вы, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками? Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках принимали участие ваши дети.
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний (обсуждение).
- Однажды одна мама рассказала с гордостью, что ее пятилетний сын сам читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.
- Какого вы мнения? (обсуждения).
Показ детьми сценки «Почему»
- Ведущий: Сын к отцу пришел с вопросом.
Сын: Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец: Да отстань же ты, отстань же С почемучканьем своим.
Сын: Папа!
Ведущий: Сын вернулся вскоре.
Сын: Где луна бывает днем?
Папа, папа,а когда же
мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий: А в ответ сверкнула вспышка.
Отец: У меня свои дела!
Ведущий: И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже
Беспокоить папу сын.
Но однажды, в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму?
У других посмотришь, детки,
Только радуют сердца.
Почему твои отметки -
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь ты теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму!
Отчего же? Почему же?
Ведущий: В самом деле почему? (обсуждение ситуации).
Ведущий: Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для своих детей не только в семьях, но и в группе? Каждый родитель должен находить время, чтоб поговорить со своим ребенком и ответить на его вопросы.
VIII. Подведение итогов собрания. Чаепитие.
Все пьют чай и непринужденно беседуют. Участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с педагогом, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания.
Решение собрания:
1. Создать условия для развития детской любознательности.
2. Изучить и использовать методы, повышающие
познавательную активность дошкольников.
3. Составить план совместных мероприятий, повышающих
познавательную активность детей («Знатоки природы»,
шашечный турнир и др.)
4. Придерживаться рекомендаций памятки «Как отвечать на
детские вопросы».