Мария Голикова
Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Привитие и воспитание КГН и самообслуживания«
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе
Тема: «Привитие и воспитание культурно – гигиенических навыков и самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».
Цель собрания :
-Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей КГН ( а именно: культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения и т. д.);
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
-воспитание самостоятельности у детей младшего возраста;
-педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Дорогие родители!
Сегодня мы посвящаем наше родительское собрание теме очень важной, актуальной, требующей терпения — это формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Сегодня наша задача: привлечь вас к воспитанию ваших детей, к воспитанию культурно-гигиенических навыков. Каким путем? Путем использования игровых приемов и художественного слова.
Мы стараемся формировать простейшие навыки самообслуживания детей; учим их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но в каждую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать.
«Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с младшего возраста. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным, увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности. Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку, он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.
Стихотворение «Я сама
- Давай будем одеваться…
- Я сама! Я сама! –
-Пойдём, будем умываться…
- Я сама! Я сама!
- Ну, идём хоть причешу, я…
- Я сама! Я сама!
- Ну, давай хоть накормлю я…
- Я сама! Я сама! (И. Муравейко)
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным? Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
-Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем определить это.
Вам были выданы анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста», чтобы Вы заполнили их дома.
Анкета для родителей
Навыки самообслуживания у детей младшего возраста
Критерии самообслуживания Самостоятельно С помощью взрослого
Следит за собой (опрятность)
Старается быть аккуратным в быту
Может кушать самостоятельно
Может пользоваться носовым платком
Может раздеваться
Может одеться
Складывает свои вещи
Может убрать за собой игрушки
Моет и вытирает руки
Ходит в туалет
Просит ли помощи, если что-то не получается?
Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.
Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы :
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место
- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место
- выполнять небольшие поручение взрослых.
Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности :
приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,
выделить место для хранения предметов туалета,
постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.
Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Ситуация для анализа. Письма от родителей. Ответы на вопросы.
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация:
- Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но…наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает эту «без цельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». мама отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Правильно ли поступила мама? (ответ родителей).
В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не
умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.
Игра для родителей. Приветствие «Мимика и жесты». Участники делятся на команды (для этого родителям раздаются части из целой картинки, например картинка яблоко их 4-х частей и т. д.). Родители находят остальные части картинки у других собрав целую картинку объединяются в команды «Яблоко», «Груша» и т. д. Команды загадывают предложенные ведущей загадки о предметах личной гигиены с помощью жестов мимику. После того как команда соперников отгадает загадку, ее зачитывают вслух. (загадки прилагаются).
Игра «Список прилагательных». Предлагается каждому родителю назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков. Родителям задается вопрос : «Каким вы видите ребенка, владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т. д). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение. Каким путем можно это достичь? - это создание условий, чтобы был пример для подражания, несложные действия позволяет ребенку совершать все самостоятельно, хвалить за каждое даже незначительное достижение и тогда у ребенка много положительных эмоций, делать это систематически (сначала ребенок воспримет процесс как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом). Необходимо сформировать у малыша привычку и почему надо это делать и самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру, сопровождая её стихами, потешками, сказками, так как ритмичная речь легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции.
Воспитатель знакомит родителей с приемами и методами, используемыми в детском саду для воспитания культурно-гигиенических навыков:
Игровая мотивация.
Эмоциональный настрой.
Возрастные особенности.
Многократное повторение действий
Памятка для родителей
Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
Старайтесь использовать игровую ситуацию.
Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Подведение итогов собрания.
Для закрепления полученных знаний родителям предлагают продолжить фразу: «Я как и все мы понял.».
Благодарим всех родителей за участие и подготовку нашей встречи. Всего вам хорошего!
Приложение 1.
Загадки
Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей.
(Расческа)
Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит.
(Зубная щетка)
Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою что это такое?
(Полотенце)
Ускользает, как живое, но не выпущу его я,
Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне.
(Мыло)
Потешки
Утренние потешки.
Просыпаемся, умываемся.
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Мама поцелует!
Просыпайся дочка! (славный мой сыночек)
Как тебя люблю я!
Мы проснулись, мы проснулись.
- Сладко-сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Да водичку найдем.
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кушаем с потешкой.
Это ложка,
Это чашка.
В чашке гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало!
Пышка, лепешка,
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед,
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.
Купаем малыша с потешкой.
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Кто тут будет куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг,
В ванне ножкой- дрыг, дрыг!
Будет мыло пенится,
И грязь куда-то денется.
Кран откройся,
Нос умойся,
Мойтесь сразу
оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся шейка!
Шейка мойся
хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь смывайся!
Грязь смывайся!
Одевание, раздевание
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Тушки-тутушки,
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
А засну я сам!