Мария Сергеевна Русакова
Конспект психологического игрового сеанса «Командообразование как перспектива социализации дошкольников» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
В современном быстро меняющемся мире все большее значение приобретает навык компетентного общения с окружающими. Требования общества становятся все более значительными, и очевидно, что со многими профессиональными и личными задачами современный человек легче справляется при помощи своих коллег и друзей, в команде, а не в одиночку. Вероятнее всего, подобная социальная ситуация будет близка и нашим детям. Уже сейчас актуальной формой детского развития является проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой ребенок привлекает для своего проекта разнообразных людей, учитывая их мнение, советы, а возможно, и разрешает совместно со взрослыми и детьми общую задачу. Очевидно, что компетентности, необходимые детям как в их настоящем, так и в их будущем, не могут возникнуть спонтанно и их необходимо формировать. Данный игровой сеанс как раз и посвящен развитию у детей основных навыков взаимодействия в команде. Это занятие следует проводить в подгруппах по 5-7 человек, желательно с детьми старших групп. Однако если в подготовительной группе дети испытывают выраженные сложности при общении друг с другом, то данный игровой сеанс может быть проведен и с ними.
Публикация «Конспект психологического игрового сеанса „Командообразование как перспектива социализации дошкольников“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Цель занятия: развитие основ навыков взаимодействия в команде
Программный контекст занятия: игровой сеанс предполагает, что дети подгруппы достаточно хорошо знакомы друг с другом, но еще не имеют большого опыта совместной деятельности при выполнении общего задания.
Оборудование и материалы: мозаика, желательно масштабная; образец рисунка для сборки.
Структура занятия предполагает наличие следующих этапов:
1. Вводная часть – первичная проблематизация. Задача этого этапа – развитие у детей видения проблемы как общей, а не индивидуальной. Детям предлагается угадать, с чем будет связано их сегодняшнее занятие, если перед ними на столе лежит мозаика. «Что же делать, если игра одна, а детей много? Правильно, играть вместе! Сегодня, ребята, вы будете собирать ее дружно, в команде».
2. Первичное исполнение. Задача данного этапа – стимулировать естественное проявлений сложностей совместной деятельности. Психолог дает детям рисунок-образец и просить изобразить его на мозаичном поле. При этом он напоминает детям, что в команде нельзя ссориться и важно всем вместе стараться, но в процесс исполнения детьми задания не вмешивается.
3. Самопроверка и рефлексия. Задача – развитие у детей самокритичности. Как правило, дети, не имеющие достаточного опыта совместной деятельности в команде, мало координируют свои действия и как следствие допускают много ошибок при сборке картины-мозаики. Первый вариант развития событий предполагает, что ребята в определенный момент просто не смогут выполнять задание: у них закончатся фишки нужного цвета или рисунок не поместится на поле целиком. В этом случае возникновение проблемы очевидно. Второй вариант предполагает, что картина собрана, но есть и ошибки. В этом случае психолог просит детей внимательно посмотреть на результат и решить, есть ли неточности. Далее дети начинают перечислять все ошибки, которые следует исправить.
В обоих случаях этап самопроверки и рефлексии позволяет обратить внимание детей на типичные сложности. Ими могут быть:
• нежелание делиться игровым материалом;
• сложности с децентрацией, когда дети собирают картину каждый со своей позиции, без учета ее истинных верха, низа, правой или левой стороны;
• споры и конфликты, переходящие на личности;
• чрезмерная или недостаточная активность игроков – стремление выполнять работу за всех или, наоборот, отказ от приложения усилий;
• групповая невнимательность, когда очевидную ошибку не замечает никто.
4. Вторичная проблематизация. Задача этого этапа – показать детям, что работа в команде требует от них усилий. В этом случае при возникновении каждой из вышеописанных сложностей крайне важно показать, почему эта сложность помешала выполнить задание хорошо, а также обратить внимание детей, как в следующий раз можно не допускать такой проблемы.
5. Вторичное исполнение. Задача данного этапа – предоставить детям опыт успешного командного взаимодействия. Психолог просит детей вновь собрать ту же самую картину, но уже с учетом совершенных ошибок и с опорой на советы по правильному общению в команде. Переход к этому этапу сопровождается символическим громким вываливанием фишек из игрового поля, при этом дети дружно ловят детали, не позволяя им рассыпаться в разные стороны.
6. Завершающий этап. Задача – еще раз подвести детей к пониманию успешности и одновременно сложности командного взаимодействия. Как правило, во второй раз дети собирают картину без ошибок. Психолог просит их сравнить два этапа сборки: где картина получилась лучше? на каком этапе им было приятнее ее собирать? почему вторая попытка оказалась успешнее и приятнее для общения? После этого психолог еще раз кратко озвучивает правила общения в команде : не ссориться, работать дружно и вместе, и тогда все получится очень хорошо. Далее он рассказывает детям, что на следующем занятии они также будут играть вместе в одной команде и на волне этого воодушевления отводит детей в группу.
Добавим, что желательно проводить данное занятие без стульев, чтобы дети могли свободно перемещаться вокруг стола. Это не только способствует физической активности ребят, но и позволяет им более мобильно перемещаться в командном пространстве и активнее искать позицию, соответствующую их желаниям и возможностям.
Разработанное занятие является несложным с точки зрения техники его исполнения, но требует от психолога готовности работать с самыми неожиданными детскими реакциями и ошибками. Крайне важно сохранять тактичность, делать акцент не на проблемах отдельных детей, а на проговаривании общих для всех правил командного общения. Это позволит детям развивать основы коллективной ответственности и сплоченности, что важно не только на психологических игровых сеансах, но и в ходе повседневного общения детей в группе.