ольга потакуева
Конспект познавательного занятия в старшей группе «На поиски неизведанного»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжить знакомство детей с разными профессиями, дать элементарные знания о работе археологов; закрепить знания о жизни и быте людей прошлых столетий, знания о прошлом города Киренска. Учить строить и предположения, доказывая и аргументируя свою точку зрения. Воспитывать дружеские взаимоотношения и желание достигать общей цели.
Предшествующая работа:
• Экскурсия в Городской музей;
• Рассматривание альбома «Киренск», фотографий, рисунков;
• Чтение стихов о родном крае;
• Рассматривание орнаментов северных народов;
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „На поиски неизведанного“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• Коллективная работа «Киренск в старину», «Русь деревянная»;
• Выставка в мини-музеи «Образ русской природы в живописи»,«Художники- крепостные»;
• Д/игры «Догадайся по фотографии», «Собери кувшин».
Оборудование и материалы:
• посуда из глины, капа, дерева, латуни (меди);
• украшения (серьги, браслеты, бисер);
• монеты;
• осколки от глиняной посуды ;
• орудие (лопатки, кисточки, лупы, венички)
• ;пакеты целофанновые,
• карандаши, бумага;
• макет избы
• мебель из пластилина (лавки, стол, посуда);
• бассейн с песком;
• карта местности
• фотографии
• топографические знаки
Ход занятия:
В группе представлена экспозиция «Киренск город старый и молодой», в центре группы сухой бассейн с песком.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу.
- Сегодня ребята, я познакомить вас с новой интересной профессией-профессией археолога.
- Кто знает, кто такие археологи? (ответы детей)
- Археологи -, это ученые, занимающиеся изучением истории своей родин Они путешествуют, занимаются раскопками старых городов, находят много предметов быта, украшения - а затем по этим предметам составляют картину прошлой жизни, как человек жил, занимался и т. д.
-По -вашему это интересно? Нужно? (ответы детей)
- Для того чтобы заниматься раскопками, археологи должны знать и разбираться
в прошлом, знать когда, что было. Давайте посмотрим, как вы разбираетесь в архитектуре родного города. Я вам покажу две фотографии, а вы должны определить, какое здание старое, а какое современное.
- Почему вы так думаете?
(Предлагаются фотографии Троицкой церкви и здание третьей школы)
- А можете ли вы, определить к какой эпохе относятся эти два портрета объясните свой выбор, дайте предположение.
( предлагаются портреты: Веницианов «Молочница»,Серебрякова «Автопортрет»).
- Молодцы! Сейчас мы с вами тоже отправимся на поиски неизведанного. Но для работы нам нужны инструменты.
Д/ игра «Что взять с собой?»
( предлагаются вещи: лупа, кисти, лопатки, мяч, кукла, нужно выбрать те
предметы, которые нужны для работы археолога).
Объяснить свой выбор, если дети не знают, воспитатель дает пояснения.
- У меня есть карта, по которой в дальнейшем мы будем ориентироваться. Нам с вами нужно будет предположить, где может находиться место поселения народа. Почему вы так думаете? Обосновать свой выбор. (Ответы детей).
- Выбрали место на острове, т. к он омывается с двух сторон реками,
много воды, можно переплавлять груз, рыбачить, торговать; много леса (всегда большой запас дров, постройка деревянных домов, мебели, посуды, а так охотиться); выбор высокого, сухого места (не затапливает весной в половодье, хороший вид, круговой осмотр, т. е гарантия внезапности нападения); есть луга, земли под пашню, возможность выращивать овощи, хлеб, заниматься скотоводством.
- Вам предлагаются топографические знаки, вы должны их разместить
на карте, вспомнить их обозначение. (Выполнить задание).
- Ребята, сейчас давайте подумаем, на каком месте мог находиться
Острог и городская Площадь, на территории церкви и сквера или на
берегу Киренги. (Правильно, в центре)
- Вот мы и пришли, здесь уже начаты раскопки, археологи нашли много
экспонатов, которые уже помещены в музеи. Ребята, перед тем, как
начать, давайте подумаем что, по-вашему, мы можем найти здесь
(предположение детей). Не забывайте, что копать нужно лопатой, очищать аккуратно кисточкой осторожно, т. к могут попасться осколки. Выкопав, нужно все экспонаты помещать в пакеты. Работать дружно, определив свою зону для раскопок. (Рассмотреть и обследовать посуду, сделанную из капа, глины,
дерева, металла)
В процессе «раскопок» детям предлагаются задания
• Собери кувшин;
• Найди осколок от тарелки;
• Придумай узор из бизнеса;
• Нарисуй эскиз головного убора;
• Рассматривание монет;
• Нахождение деревянной куклы.
(в процессе выполнения заданий детям предлагается выдвигать свои гипотезы)
- Ребята, а это что, давайте внимательно рассмотрим. Что это
может быть? (предлагается схема - модель, остатки фундамента избы).
- Давайте подумаем, как был построен дом, из чего, были ли окна, двери в доме.
(предлагается составить макет избы)
- Ребята, понравилось вам искать старые вещи, собирать из частей целое?
- Сейчас мы с вами соберем все экспонаты и пойдем их восстанавливать.
- А затем поместим свои экспонаты в мини - музей. (Дети уходят)
Старший воспитатель- Потакуева Ольга Александровна