Галина Заварницына
Конспект познавательного занятия в старшей группе «История электрической лампочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «История электрической лампочки»
Программное содержание:
Уточнить и расширить представление детей об истории развития источников света, показать роль взрослых в преобразовании предметов; активизировать речевое общение, моделируя проблемные ситуации, развивать мышление, воображение; воспитывать бережное и созидательное отношение к окружающему.
Предварительная работа:
Чтение познавательной литературы:
1. Богданов В. В., Попова С. Н. «Истории обыкновенных вещей»
2. Дитрих А., Юрмин Т. А., Кошурникова Р. Р. «Почемучка»
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „История электрической лампочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
3. Нефёдова К., «Бытовые электроприборы. Какие они?»
4. «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей)
Чтение стихотворений и загадок об источниках света, рассматривание картинок и иллюстраций.
Рисование источников света, осветительных приборов.
Какие светильники с лампами освещают наши квартиры и улицы.
Словарная работа:
Экспонат, экскурсовод, музей, лучина, керосиновая лампа, свеча, фитиль.
Оборудование и материалы:
Лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча в подсвечнике и плавающая свеча в чашке с водой, настольная лампа, бра, картинки с изображением источников света: солнце, костёр, лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, люминесцентная лампочка.
Ход занятия:
- Ребята, давайте поздороваемся, друг с другом, передавая по кругу Пушистика и скажем приятное своему соседу. Посмотрите, какой Пушистик? (мягкий, красивенький и т. д.) Когда вы будете передавать его, почувствуйте нежность, которая от него исходит. Возьмите себе немного нежности и доброты, повернитесь к своему соседу справа от вас и, глядя ему в глаза, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй,, я рад (а) тебя видеть!»
Предложить детям сесть за столы.
- Ребята, назовите предметы, которые нарисованы на картинках. (Лампа, свеча, настольная лампа, солнце).
- Давайте подумаем, что общего между этими предметами?
- А теперь скажите, чем они отличаются? (Лампу и др. предметы придумал человек и сделал своими руками, значит это предметы рукотворного мира. Солнце – природный мир, оно возникло раньше, чем человек).
- Кто догадался, о чём мы с вами побеседуем? (Об источниках света).
- А как о них узнать? (Прочесть книгу, посмотреть фильм, пойти в музей)
- Сегодня мы с вами отправимся в музей. Что такое музей? (Это здание, в котором собраны, изучаются и хранятся экспонаты, т. е. предметы истории, культуры прошлого и настоящего).
- А кто работает в музее? (экскурсоводы)
- Мы с вами будем экскурсоводами, а наши гости – посетителями.
- Ребята, посмотрите на этот экспонат. Что вы видите? (Огонь, костёр).
- Представьте, что однажды на всей земле погасли лампы и лампочки, огни реклам и фонари. Потухли прожекторы и фары машин, пропали разом все спички и свечки… Что бы вы почувствовали? (Страх).
Страшно! Наверное, так страшно было только пещерному человеку, когда наступала ночь. Должно быть, с тех давних пор и мечтал человек завести дома маленькое прирученное солнце. И завёл. Сначала это был огонь. Огонь существовал на земле ещё тогда, когда людей не было. Как мог появиться огонь? (Удары молнии в лес, загорается дерево – и разбегаются во все стороны разные звери, разлетаются птицы).
- Подумайте, как это огонь мог попасть к человеку? (Смело человек вытаскивал из пламени лесного пожара горящую ветку и принёс её в пещеру. Запылал в пещере первый костёр).
- Скажите, какую пользу принёс этот пожар людям? (Тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных).
- А почему костёр не очень удобен в применении? (Его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя, его нельзя перенести в другое место).
- Человек не остановился на укрощении огня. Он начал думать, как сделать костёр более удобным. Наконец кто-то додумался использовать лучину.
- Рассмотрим экспонат нашего музея. (Дети передают лучину друг другу)
- Что такое лучина? (Деревяшка, щепка).
- Обычно лучину делали из берёзы, они лучше горели. Давайте закрепим лучину на подставке, зажжём её и посмотрим, как она горит. Подумайте и скажите, удобна ли лучина в обращении? (Лучина даёт свет, её можно переносить).
- А что в лучине не удобно? (Мало света, быстро сгорает, сильно коптит)
- Человек никогда не останавливается на достигнутом, он стал усовершенствовать источник света.
Физминутка «Две сестрицы, две руки…»
- Следующий экспонат – свеча. В наше время мы зажигаем свечи нечасто. Когда? (Под Новый год, на день рождения, когда нет света)
- А 200 лет назад они горели во дворцах и домах каждый вечер. Из чего только не делали: из пчелиного воска, бараньего сала. Люди придумали красивые подсвечники, в которые ставили несколько свечей сразу. Их можно было переносить, вешать на стену и к потолку.
Сейчас мы зажжём свечку, посмотрим на её пламя. Чем хороши свечи? По сравнению с лучиной даёт больше света, её можно переносить.
А что не очень хорошо в свече? Света не так много, пользоваться ею небезопасно.
Ребята, для того, чтобы пройти в следующий зал, нам нужно осветить дорогу.
Игра «Перенесите свечу в чаше с водой»
Передаём друг другу «волшебный огонь», стараясь не пролить и не залить свечу.
Вот и добрались мы до следующего экспоната. Это керосиновая лампа.
Прошли годы. Человек искал более совершенное освещение жилища. Свечу заменили керосиновой лампой. Пламя закрывали стеклом, и горела такая лампа довольно ярко, словно много свечей сразу. Что же хорошего было в лампе? Она безопаснее, чем лучина или свеча, светят ярко, лампу можно переносить.
А что не устраивало в такой лампе человека? Света хотелось больше, в лампу приходилось добавлять керосина, от неё могли загореться находящиеся рядом предметы.
Человек стал думать о другом, более удобном источнике света.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле – густая пыль.
Почему – я не пойду
Не нужна я никому?
Почему плачет лампа? Она уже не нужна. Человек придумал что-то новое. А что?
Загадка
«Дом – стеклянный пузырёк,
А живет в нём огонёк,
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся»
Догадаться не трудно, так как этот предмет мы встречаем везде. Правильно, это электрическая лампочка. О ней есть ещё другая загадка, которую вы все знаете: Висит… (груша – нельзя скушать). Такая «Стеклянная груша» светит очень ярко, и на неё лучше не смотреть, а то заболят глаза. Если взять лампочку в руки, то можно увидеть за стеклом нить накаливания, она тоненькая как волосок, но прочная. Есть ли воздух внутри лампочки? (Нет). Через металлическое основание электрический ток поступает внутрь лампочки, разогревает нить добела, поэтому она моментально вспыхивает и ярко и ярко светится. Давайте послушаем стихотворение о лампе.
Ярко солнышко светило,
Но когда ушло оно,
Сразу стало так уныло,
Очень мрачно и темно.
Только я не унывала –
И скорее свет включаю.
В лампе солнышко живёт,
Лампа свет чудесно льёт.
Можно вечером играть,
И читать, и рисовать…
Вот оно, магическое
Солнце электрическое!
В каких осветительных приборах можно увидеть электрическую лампочку? (На потолке висят люстры и плафоны, на столе – настольная лампа, на стене – бра, на полу – торшер, на улице – фонари. Лампы горят в салонах транспорта и в его фарах).
Электрические лампочки дают свет при помощи энергии. Эту энергию необходимо экономить. Уходя из дома, надо выключать свет. Надо беречь всё, что придумал человек. Давайте вступим в общество бережливых и будем сохранять созданное человеческими руками для себя и для других.