Ольга Белослудцева
Конспект познавательного занятия «В гости к Хранительнице музейных сокровищ» (старшая группа)
h3][/h3] Конспект познавательного занятия
Тема: В гости к Хранительнице музейных сокровищ.
Возраст: старшая группа
Публикация «Конспект познавательного занятия „В гости к Хранительнице музейных сокровищ“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, безопасность, социализация.
Цель: Знакомство детей с историей возникновения утюга.
Задачи:
• Воспитывать уважительное отношение к предметам старины;
• Воспитывать дружеские отношения между детьми;
• Развивать познавательный интерес;
• Развивать психические процессы – память, речь, внимание;
• Учить устанавливать причинно-следственные связи;
• Соблюдать правила техники безопасности;
• Совершенствовать умение вырезать по контуру;
• Учить устанавливать сериационный ряд из предложенных картинок
(от самого древнего до современного)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Валериевна. Я работаю в детском саду «Улыбка», а сегодня пришла с вами поиграть. Сейчас я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом колокольчик. Мы его будем передавать и ласково приветствовать соседа.
Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Мишенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Василисушка! Дин-дон-дон!
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо, вам! Я очень рада нашему знакомству. Ваш прекрасный детский сад для таких как вы ребят.
Давайте побеседуем. Знаете ли вы, как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия) Слайд № 2
Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина. А, что означает слово
«Родина»?
(Это, где мы с вами живём, наша страна, город, мама, папа, моя семья, мой детский сад, мои друзья).
Воспитатель:
Родина наша – это страна,
Очень и очень большая она
Родина наша – это наш дом,
Где мы с вами вместе живём.
Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая страна. В ней много городов, сёл, деревень.
Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас с вами живём, ни больших сёл. Были только густые да дремучие леса, (Слайд №3)
чистые реки (Слайд №4, просторные поля, (Слайд №5) в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.
А по берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные маленькие избы. (Слайд №6) В которых жили наши предки – мирные трудолюбивые люди. Занимались хозяйством – разводили живность, выращивали хлеб и овощи. Посуда и орудия труда для ведения хозяйства были сделаны своими руками. Как вы думаете, где в наше время можно встретить старинные вещи?
Дети: В музее.
В: Кто из вас был в музее?
Дети: (Ответы)
В: Что вы там видели?
Дети: (Ответы)
В: Какие предметы вам запомнились?
Дети: (Ответы)
В: А у вас в детском саду есть музей?
Дети: (Ответы)
В: А хотите посетить музей?
Дети: (Ответы)
В: Я вам предлагаю посетить музей и побывать в гостях у Хранительницы музейных сокровищ.
В: А как же можно попасть в этот музей, не выходя из детского сада?
Дети: (Ответы)
В: Мы сейчас переместимся в музей с помощью телемоста.
В: А вы знаете, что такое телемост?
Дети: (Ответы)
В: Телемост – это почти то же самое, что и разговор по телефону, только по телефону мы слышим только голос, а через телемост мы ещё и видим друг друга, с кем разговариваем.
В: Итак, «включаем» телемост.
Здравствуйте, Хранительница музейных сокровищ.
ХМС: Здравствуй, Ольга Валериевна. Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки.
Дети: Здравствуйте.
ХМС: Добро пожаловать в мой музей. В моём музее хранятся вещи, которыми пользовались ваши прадедушки и прабабушки. Это туески, глиняные горшки, кадки, маслобойки, прялки, жернова, керосиновые лампы, утюги, одежда и многое другое … Они были очень мастеровыми людьми и все инструменты, посуду делали своими руками. А женщины сами ткали и шили одежду.
В музей ходят и взрослые, и дети, чтобы узнать новое из жизни наших предков. И вы тоже что – то новое должны сегодня узнать. А о чём я вам расскажу, узнаете, если отгадаете загадку:
(Слайд №7)
В полотняной стране,
По реке Простыне
Плывё т пароход:
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Слайд №9)
В: Что это такое, ребятки? На экране ХМС даёт нам подсказки, посмотрите.
(Дети выбирают правильный ответ)
В: Правильно, молодцы. Давайте сядем поудобнее и приготовимся слушать, что же интересного можно узнать об утюге.
(Слайд №11)
С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно.
(Слайд №12)
Именно для этой цели был изобретен утюг. Самым первым утюгом был плоский тяжелый камень, на него расстилали влажную одежду, а сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания.
• Какой, ребята, первый был утюг?
• Как им пользовались?
• Что хорошего в том, что был такой утюг?
• Что плохого?
Вывод: Хорошо, что люди уже додумались, что надо гладить одежду, да. И что в выглаженной одежде человек выглядит опрятнее. Пользовались такими камнями для выглаживания одежды, но он показался им неудобным и придумали новый, поудобнее.
(Слайд №13)
В России появились первые деревянные утюги, которые назывались «Рубель». Это небольшая палка с ровным круглым сечением.
• А теперь, ребята, встаньте и посмотрите - есть ли у нас такой утюг.
(Находят)
• А как же можно гладить таким утюгом?
(Ответы детей)
• Они накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской – рубелем, сильно нажимая. Давайте, мы тоже попробуем погладить одежду.
(Дети пробуют это сделать).
• Что хорошего в этом утюге?
• Что плохого?
Вывод: Хорошо, что рубель лёгкий, его можно переносить, а камень он тяжёлый. Но со временем и этот утюг стал казаться неудобным И придумали люди новый.
(Слайд №14)
Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренными носиком и крышкой, которая открывается и закрывается. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи.
(Слайд №15)
Для особо знатных особ изготавливали утюги разных форм: дракон, петушок, узорный.
В: А сейчас посмотрите, у кого на спинке стула звёздочка?
Вот Женя встанет и попробует найти угольный утюг.
(Находит)
В: Ребята, правильно ли выбрал Женя.
(Ответы)
В: Молодец, Женя. А теперь давайте будем разбираться, как он работает.
(Открывают утюг, смотрят)
В: Удобно было гладить таким утюгом?
(Ответы детей)
В: Неудобно - нужно было готовить горячие угли, ими можно обжечься, сжечь или запачкать одежду.
(Слайд №16)
Так как утюг с углями не очень удобен, люди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла, в него не нужно было накладывать угли. Утюг ставили на огонь, нагревали, а потом гладили.
В: А теперь мне нужны 2 самых сильных мальчика. Выходите – Рома и Ярослав. Найдите тот утюг, о котором говорила Хмс
Нашли? Молодцы.
А теперь попробуйте его поднять.
Тяжёлый?
Да, ребята, этот утюг очень тяжёлый.
Давайте вспомним, как же этим утюгом гладили?
Хорошо – плохо. (Почему хорошо, а почему плохо)
Как, по- вашему, удобно было гладить таким утюгом?
Было тоже неудобно гладить – каждый раз надо нагревать, он был очень тяжёлый
(Слайд №17)
Человек постоянно стремился облегчить свой труд. И придумал электричество. Так появился электрический утюг. Сначала простейший, затем такой, как сейчас.
Наверное, современные утюги все узнают. Посмотрите, раньше они были простые, просто нагревались, приходилось каждый раз доставать из розетки, потому что сильно нагревалось, а регулировать их по температуре нельзя, поэтому можно было обжечь ткань.
А сейчас утюги – очень красивые, и главное – удобные. Они и температуру регулируют, паром обдают. Гладить удобно и ткань хорошо выглаживается.
Хмс: Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я думаю, вам понравилось у меня. Надеюсь, что мы снова с вами увидимся. До свидания, зеч луэ.
В: Ребята, а вам понравилась встреча с Хмс?
А что именно вам понравилось?
Вы узнали сегодня что-то новое или всё это вы уже знали?
А чтобы наша встреча с вами запомнилась, мы попробуем сейчас восстановить «ленту времени». «Лента времени», значит, нам надо выложить историю утюга от начала до конца вот на такой ленте. А проще говоря, что было раньше, что было потом.
Коллаж «История утюга»
В: Вот такая лента времени у нас получилась. Вам нравится она?
Ну а теперь, ребята, подойдите ко мне и возьмите себе смайлики. Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча, и вы узнали много интересного – возьмите улыбающиеся смайлики. Ну а если вам не понравилось или вам что-то не понятно, берите грустного смайлика. Вставайте в круг, вижу, что Насте понравилось, что же больше тебе понравилось. Хорошо, ребята, вот и подошла к концу наша встреча.
Литература:
О. В. Дыбина «Что было до…»Игры – путешествия в прошлое предметов. Творческий Центр Сфера, Москва, 2002