Лучший педагог года

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной логопедической группы. «Обитатели птичьего двора»

Елена Гулевская
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной логопедической группы. «Обитатели птичьего двора»

Тема: Обитатели птичьего двора. (лексическая тема «Птицы»)

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных идей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы

Вид: познавательное с элементами конструирования

Тип: комплексное

Возраст детей : 7 лет

Способ организации детей : группа детей

Публикация «Конспект познавательного занятия для детей подготовительной логопедической группы, „Обитатели птичьего двора“» размещена в разделах

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением лесных и домашних птиц, емкость с водой, перья птиц курицы и гуся.

Раздаточный материал: набор для звукового анализа слова на каждого ребенка, теннисные шарики, дощечки с разноцветными гвоздиками, разноцветные резинки, условные обозначения домашних и лесных птиц, листы бумаги

Информационно-коммуникационные технологии: демонстрационный экран, медиапроектор, звукозапись (голоса птиц)

Предварительная работа:

- Д/игра «Птицы нашего двора», «Что за птица?»

- Д/ игра «Загадки»

- Настольно печатная игра «Зоологическое лото»

- Рассматривание и чтение энциклопедии «Птицы» из серии «Мир вокруг»

- Чтение произведений К. Ушинского «Петушок с семьей»

- Рисование в нетрадиционной технике мыльной темой на тему «Птицы»

Словарь новых слов:

Ввести в активный словарь детей :

- глаголы: летать, нырять, клевать, крякать, кудахтать, шипеть, высиживать;

- существительные: пшеница, просо, ячмень, ласты;

- прилагательные: водоплавающие;

Образовательные задачи:

- Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах и их детенышах, учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.

- Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами:- онок, -енок, -ат, -ят.

- Закрепить умение производить звукобуквенный и звукослоговой анализ и синтез слов, обозначать его графическими знаками в определенной последовательности : утка,курица.

- Закрепить умение работать по опорным схемам.

-Упражнять детей в доказательстве своих предположений через экспериментирование

- Упражнять детей в умении сочетать речь с движением.

- Развивающие задачи:

- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Совершенствовать пальцевую моторику рук детей

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей желание заботиться о птицах в разное время года.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Игровая ситуация. Предложить детям поиграть в игру

«На водопой».

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой- лосихой топал лосенок,

За мамой - лисицей крался лисенок,

За мамой - ежихой катился ежонок,

За мамою - белкой скакали бельчата,

За мамой - зайчихой - косые зайчата, Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком -

(Дети спокойно идут по кругу друг за

другом.)

(Идут, громко топая.)

(Крадутся на носочках.)

(Приседают, медленно двигаются вперед)

(Скачут вприсядку.)

(Скачут на прямых ногах.)

(«Лакают».)

-Ребята, вспомните, кем мы были в игре? (Спросить всех детей)

-Молодцы! Вы перечислили всех и лосиху, и не забыли лосенка, лисицу и лисенка, ежиху и ежонка.

- Как можно, одним словом назвать их всех?

- Правильно. Это животные.

- А сегодня мы поговорим с вами, а о ком, вы узнаете из загадки:

Хвост с узорами, Сапоги со шпорами.

- О ком речь?

- Петух - это кто: птица или зверь? (Птица)

- Чем птицы отличаются от других животных? (Умеют летать).

- Какие части тела им помогают в полете? (Крылья.)

Экспериментальная деятельность

(Предложить детям подойти к столу).

- Давайте проведем с вами опыт. Подойдите, пожалуйста, к столам, на которых лежат листы бумаги. Один лист скомкайте в шарик. А теперь осторожно выпустите его из рук.

- Что произошло? (Шарик камнем упал вниз).

- Возьмите второй лист и осторожно выпустите из рук перед собой.

- Что вы увидели? (Лист плавно опустился, летел).

- Почему так произошло, листы одинаковые, а падают по-разному?

- Какой вывод из того, что вы увидели можно сделать?

(Скомканный лист- «шарик», резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.

Не скомканный лист бумаги – широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность и не падает вниз, а летит.)

- Молодцы!

- На что похож не скомканный лист бумаги? (на крылья птиц)

- Каких птиц вы знаете?

Предложить детям рассмотреть и сравнить иллюстрации с изображением петуха и сороки

- Чем петух отличается от сороки?

- Чем еще кроме внешнего вида отличаются эти птицы? (Домашняя и лесная)

(Предложить детям сесть на ковер. На ковре разложены иллюстрации с изображением лесных и домашних птиц.)

- Ребята, выберите иллюстрации только домашних птиц.

- Саша, кто у тебя?

- Почему ты думаешь, что это домашняя птица?

(Спросить всех детей)

- Для чего человек разводит домашних птиц?

- Как называется место, где птицы несут яйца и высиживают птенцов? (Гнездо).

Игра- массаж ладоней: «Мне дала синичка хрупкое яичко».

- Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила,- (этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда)

И снесла яичко

Умница-синичка, — (воспитатель кладёт мячик («яйцо») в «гнездо»).

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно —

Так у птиц заведено.

(Дети катают «яичко»- шарик круговыми движениями между ладонями.)

- Где живут домашние птицы? (В деревне).

- Как называется место, где живут птицы? (Птичник).

- Как называют человека, который ухаживает за птицами (Птичница).

- Чем питаются домашние птицы?

(Показать детям пшеницу, просо, ячмень)

- Люди заметили, что домашние птицы, когда находятся в помещении, плохо переносят шум. Если, войдя в курятник, громко хлопнуть дверью, то куры устроят переполох и будут меньше нести яиц.

Давайте представим, что мы находимся на птичьем дворе.

Презентация «У кого кто?»

- Вот идет кто? (Слайд утки.)

- А дети у нее кто? (Утята)

- А это показался кто? (Слайд курицы)

- Маленький и пушистый у нее кто? (Цыпленок)

- А если их много? (Цыплята).

(Аналогично провести работу с показом иллюстраций индюшки, гусыни.)

- У утят мама кто? (Утка)

- У цыплят мама кто? (Курица).

Предложить детям подойти к столам и произвести звукобуквенный и звукослоговой анализ и синтез слов: утка, курица.

- Молодцы! Проверьте, пожалуйста, друг у друга правильно ли выполнено задание.

А теперь поиграем в игру:

«Птички» (Пальчиковая гимнастика)

Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)

(Предложить детям подойти к мольберту. На мольберте расположены иллюстрации, утки, курицы и гуся.)

- Кого вы видите?

- Чем отличается курица от утки? (Курица не умеет плавать).

- Чем похожи гусь и утка? (Умеют плавать).

- Как вы думаете, каким одним словом можно назвать этих птиц, раз они плавают в воде? (Водоплавающие).

Рассмотрим лапы водоплавающих птиц (иллюстрация).

- Какие они? (Предложить детям описать лапы этих птиц.) - Такие лапы природа создала не зря.

Проведем опыт. (Предложить детям подойти к столам с емкостями, наполненными водой.)

- Опустите руку в емкость, и проведите рукой по воде.

1. С растопыренными пальцами.

2. С плотно прижатыми пальцами друг к другу.

- В каком случае рука сильнее отталкивает воду? (Когда пальцы прижаты друг к другу).

- Почему?

-Теперь вам понятно, зачем водоплавающим птицам перепонки па лапах?

- Как вы думаете, где человек использует «гусиные лапки»? (Ласты).

- Для чего человеку нужны ласты? (Чтобы быстрее плавать)

- Чем еще водоплавающие птицы отличаются от остальных? (Перья птиц не намокают в воде.)

- Кто знает, почему перья водоплавающих птиц не намокают в воде? (Перышки смазаны специальным жиром).

Давайте проверим, так ли это.

(Опыт с перьями) Опустите в емкость с водой перо курицы.

- Что с ним случилось? (Намокло).

- Опустите гусиное перо.

- Намокло ли оно? (Нет)

- Почему? (Перо смазано специальным жиром)

Недаром говорят: «Как с гуся вода» или «Мокрая как курица» И здесь люди научились у природы.

- Кто знает, чему?

Люди смазывают металлические детали машин специальным маслом, чтобы они не ржавели, если на них попадет вода.

- Молодцы! Вы все знаете. Хотите немного поиграть?

Игра «Кто, что делает?» с использованием звукозаписи.

- Утка? Крякает

(Курица, гусыня, петух, гусь, индюшка)

- Утка? Плавает, ныряет.

(Курица, гусыня, петух, гусь, индюшка)

Молодцы!

(Предложить детям сесть за столы. На столах лежат дощечки с набитыми разноцветными гвоздиками и разноцветные резинки.)

- Ребята, вспомните на какие группы можно разделить всех птиц? (Домашние и лесные).

- Давайте придумаем символы для домашних птиц и лесных.

-Посмотрите, что вы видите перед собой? (Дощечки с разноцветными гвоздиками, разноцветные резинки).

- Наденьте одну резинку на гвоздики красного цвета, другую на гвоздики зеленого

цвета.

- Что у вас получилось? (На одной дощечке домик, на другой дерево).

- Домик, для каких птиц? (Для домашних)

- Почему? (Домашние птицы живут в птичнике, и о них заботится человек)

- Дерево, для каких птиц? (Для лесных)

- Почему? (Лесные птицы живут в лесу на деревьях)

- Молодцы! А теперь, я буду загадывать вам загадки, а вы будете выкладывать условные обозначения домашних птиц около дощечки с домиком, а лесных около дощечки с деревом,

- По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

- Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

- Квохчет, хлопочет,

Детей созывает,

Всех под крылья собирает. (Курица)

- Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где - то низко. (Ласточка)

- Чик- чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй не робей!

Кто это? (воробей)

- Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой. (утка)

(Предложить детям, проверить друг у друга, правильно ли выполнено задание)

- Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, чем же мы сегодня

занимались и что нового вы узнали на занятии, что больше всего понравилось.

(Спросить всех желающих.)

- Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Большое вам спасибо.

Публикации по теме:

Особенности формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе иОсобенности формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе и Особенности формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе игровой деятельности.

Проектная деятельность Тема проекта: "Морские жители" Тип проекта: Познавательно – игровой Цель проекта: Укрепление здоровья и физического развития детей; Вызвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной логопедической группы. «Обитатели птичьего двора»
Опубликовано: 18 ноября 2012 в 20:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД