Гелена Хадиева
Конспект по социально-эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Эмоция и чувства»
Цель: развивать социальные эмоции.
Задачи;
• развивать способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;
• формировать позитивное отношение ребенка к своему «я»;
• преодолевать психологический барьер застенчивости, снимать эмоциональное напряжение;
• обучать приемам саморегуляции;
Публикация «Конспект по социально-эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
• развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.
Материалы: плакат с изображением двух мешков - темного и цветного; Весельчак – гном (игрушка); таблички, на которых написаны различные качества людей; цветной клубочек шерстяных ниток; колокольчик, схематичные маски – лица (пиктограммы, аудиокассеты.
* * *
Вводная часть
Дети приходят в игровую комнату.
Педагог. Дети, давайте выполним упражнение «Связующая речь».
Дети сидят в кругу. Они должны по кругу передать друг другу клубок ниток так, чтобы тот постепенно разматывался, и все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок, ребята желают друг другу здоровья и радости. Начинает взрослый. Когда клубочек вернется к ведущему, дети натягивают нить, образуя круг. Затем они закрывают глаза, представляя, что составляют одно целое, что каждый важен и значим в этом целом.
Далее педагог предлагает закончить предложение: «Для ребенка радость – это…», «Для мамы радость – это…», «Для друга радостно, когда…».
Основная часть
Педагог. Посмотрите, пожалуйста, на лицо этого человека (пиктограмма «Радость»). Как вы думаете, этот человек грустный, сердитый?
Дети. Нет.
Педагог. Да, этот человек радостный. Когда человек бывает радостным?
Дети. Когда ему весело.
Педагог. Изобразите радость на своем лице.
Дети выполняют.
А теперь выполним этюд «Встреча с другом». У мальчика был друг. Но вот однажды им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, продолжал ходить в детский сад, а его друг уехал с родителями в другой город. Прошел месяц. Однажды утром, когда дети уже садились завтракать, открылась дверь, и в группу вошел его товарищ. Они очень обрадовались друг другу.
Ролевое проигрывание ситуаций.
Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, на развитие эмпатии, способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.
• Ты участвовал в соревновании, бежал на скорость и был первым, а твой друг – последним. Что ты будешь делать, что скажешь?
• Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, ты дал ему, а он вернул ее уже сломанную.
• Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь, почему?
• Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтобы тебя приняли. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?
Педагог читает стихотворение «Дружу с мальчишкой».
Вариант: «Настоящий друг» (из мультфильма «Димка и Тимка»).
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг.
Мы поссоримся и помиримся.
«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий, верный друг!
Выполняется упражнение «Копилка трудностей». Психолог предлагает детям собрать «копилку трудностей» мальчика или девочки, которые ходят в детский сад. Например: «мне трудно засыпать в тихий час», «Мне трудно сидеть тихо на занятиях», «Мне трудно заниматься на компьютере» и т. п.
Дети выполняют.
А теперь игровое упражнение «Смешинка». К нам пришел гномик Весельчак. Он хочет нас развеселить, но мы постараемся оставаться серьезными. Кто рассмеется, тот будет играть роль Весельчака.
Дети выполняют.
Выполним упражнение «Похвалилки» (в кругу с мячом).
Ребенок бросает мяч другому и говорит о нем что-нибудь хорошее (личностные качества, умения, хорошее поведение, внешность и т. п.). Тот отвечает: «Да, это так, я … (ловкий, а еще я (и называет еще одну похвалу в свой адрес)».
Молодцы! Вы отлично со всем справились. Не устали?
Дети. Нет!
Педагог. Тогда выполним упражнения «Два мешочка».
Педагог подготавливает две мешочка, например, серый и желтый. Затем берет по одной табличке, на которых написаны различные качества людей, зачитывает их и складывает в соответствующие мешочки ( вариант: дети читают сами). Таким способом следует определить, какое качество в какой мешочек положить. (Доброта – добрый, злость – злой, сердитый и т. п.).
В темном мешочке качества, мешающие нам жить мирно и счастливо, в светлом соответственно – те, что помогают, радуют.
Дети выполняют.
Заключительная часть
Выполняется игровое упражнение «Сверточек» на развитие групповых и межличностных отношений, сплоченности группы; развитие мелкой моторики руки.
Педагог. А на прощание я приготовила вам сюрприз. (Психолог достается огромный сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги (можно газетной, причем каждый слой закреплен скотчем, но только в одном – двух местах, чтобы чуть – чуть фиксировать бумагу. Внутри этого свертка сюрприз – мелкие предметы; маленькие картинки, разноцветные бусинки, фишки, воздушные шарики или бумажные цветы). Этот маленький подарок за ваше старание, инициативу, активность на занятиях и проявление уверенности.
Увесистый сверточек дети должны по очереди разматывать: снимать один за другим слои бумаги. Делают это они под тихую музыку. Когда музыка обрывается, сверточек следует передавать другому игроку. С каждым разом время пребывания сверточка у одного ребенка сокращается – музыка прерывается все чаще, надо спешить и соблюдать правило. Наконец, сверточек развернут, подарки розданы.