Татьяна Басакова
Конспект занятия по развитию речи «Какое дерево является символом России»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О. : Басакова Татьяна Владимировна
Должность, образовательное учреждение: Воспитатель, ДОУ №13 «Сказка».
Образовательная область: Познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области: Социально - коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Какое дерево является символом России“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Тема занятия : «Какое дерево является символом России».
Цель: формировать у детей представление о берёзе – как символе России. Задачи:Расширять знание детей, о том какую пользу приносит берёза человеку; какими целебными свойствами обладает берёза; формировать умение детей слушать текст, видеть в тексте вопросы и уметь на них отвечать; развивать внимание, мышление, диалогическую речь; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: разрезные картинки деревьев, иллюстрации деревьев, черенки берёзы, полиэтиленовые мешочки, верёвка, трубочка, мольберт.
Предварительная работа: чтение стихот-й, поговорок, пословиц, загадок, сказок о берёзе; рассматривание картин русских художников, рисование берёзы, ознакомление с энциклопедическим материалом о берёзе.
Активизация словаря: чага, пионер, белоствольная, берёзовица, Красная книга.
Этапы работы Содержание плана
Деятельность педагога Деятельность воспитанников
1. Организационный момент
Игра «Собери картинку»
Игра «Найди отличия»
- Ребята, посмотрите все картинки перемешались давайте соберём их правильно. Образцом будут служить вот эти картинки.
- Что у вас получилось?
- А как вы догадались?
- Назовите, что есть общего у деревьев?
- Чем они отличаются?
- Какой ствол у берёзы?
- Значит она какая?
- Ещё какая бывает берёза?
- А какой дуб?
- Посмотрите на эти деревья и скажите по вашему какое дерево является символом России?
- Почему?
- Молодцы, правильно вы сказали всё о берёзе, но чтобы нам по-больше узнать о берёзе послушайте рассказ. Дети собирают разрезные картинки с изображением деревьев.
- Деревья.
- У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья.
- У берёзы ствол белый, а у тополя и дуба коричневый; формой листьев.
- Белый
- Белоствольная
- Высокая, зелёная, кудрявая, стройная.
-Могучий, большой, долговечный.
- Берёза.
У неё есть белый ствол, на флаге белая полоска, она красивая.
2. Основная часть
Словарная работа
Чтение рассказа воспитателем.
Игра «Проведи дорожку»
Физминутка «Весёлая берёза».
- В тексте встретятся такие слова как «пионер», как вы думаете, что оно означает?
- Пионер – это человек, который одним из первых пришёл и поселился в новой неисследованной стране, местности.
- Что такое чага?
- Правильно,чага – чёрный гриб в виде нароста на стволе берёзы.
- А сейчас внимательно послушайте рассказ.
- Понравился вам рассказ?
- О чём этот рассказ?
- Ребята, объясните причины того, что берёзу считают символом России.
- Правильно, вы сказали, что берёза приносит пользу, и сейчас с помощью волшебной палочки которую вы будете передавать друг другу и при этом говорить,как человек использует берёзу, можете привести свои примеры или из рассказа.
- Видите, какую огромную пользу приносит нам одно дерево.
- Ребята, а вот если бы у нас в городе решили посадить берёзы, где лучше это сделать: среди многоэтажных домов или невысоких? Почему?
- Докажите это словами из текста рассказа.
- Да берёзка очень любит свет и влагу. Но наших берёз остаётся очень мало, люди их не берегут и вырубают. И мы с вами должны ей помочь.
- Помогите провести правильную дорожку к тем картинкам, которые помогут нам сохранить берёзку.
- Назовите к каким картинкам вы провели дорожки? Почему?
- Правильно, ребята мы с вами должны беречь природу и учить других как нужно к ней относиться. За это берёзка хочет с вами немного поиграть.
- Берёзка в белом сарафане
Весною водит хоровод
Звенит серёжками тихонько
И птичек в гости всех зовёт
Раскроет свои руки – ветки
Опустит ветки пальцы вниз
Подставит солнышку листочки
От ветерка зашелестит. (напоминает артикуляцию произношения звука «ш» : губы «рупором»/ язык чашечкой.
- Садитесь на стульчики. Ребята, а какие есть ещё особенности берёзы, которые помогают ей быть первой среди деревьев.
- Что происходит с берёзами весной?
-С чем в рассказе сравнивается сок берёзы?
- Для чего берёзе сок?
- Чем полезен берёзовый сок?
- Правильно ли всегда добывают берёзовый сок?
- Попробуйте найти необычный способ позволяющий добывать берёзовый сок и не губить дерево.
- Вы назвали три способа, которыми можно без вреда берёзе, собрать берёзовый сок.
- Это тот кто всегда первый, что то делает.
- Это гриб который растёт на берёзе.
Дети слущают рассказ.
- Да.
- О берёзе.
- Берёза – красавица русских лесов.
- Она белоствольная.
- О ней сложено много стихов, песен, пословиц.
- Приносит много пользы.
Дети называют примеры передавая друг другу палочку.
- Собирают сок – используют как лекарство от разных болезней.
- В древности на ней писали.
-Изготовление дегтярного мыла.
- Изготовляют мебель, плетут корзины, делают краски, чернила, берёзовые веники, посуду из бересты, обереги.
- Среди невысоких.
- Березе нужно много света. За 25 лет береза поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. За сутки дерево выкачивает из почвы 40 ведер влаги.
Проводят маркером дорожки к картинкам, которые сохраняют жизнь берёзке.
- Нельзя рубить, ломать берёзку, разводить костёр вблизи, неправильно собирать сок.
Дети выполняют движения.
Шагают на месте
Руки на поясе
Повороты в правую и левую сторону
Ритмичные взмахи руками к себе
Руки в стороны
Сводят руки к центру вниз
Ритмичное покачивание рук над головой
Произносят звук «ш».
- Она быстро идёт в рост там, где другие деревья не могут расти, белоствольная, она одна даёт берёзовый сок.
- Начинается сокодвижение.
- С кровью.
- Он несёт веткам питательные вещества.
- Насыщен витаминами.
- Нет.
Дети делают модели как можно получить берёзовый сок и называют три способа получения берёзового сока.
3. Заключительная часть
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Оцените значимость берёзы для человека, нужна она ему и для чего?
- Мы так много говорили сегодня о берёзке, о её пользе. И вы знаете,что о ней написано много сказок, стихов, пословиц и поговорок, которые вы дома вместе с родителями и сделаете книжки – малышки.
- О берёзе.
- Берёза – символ России, потому что она красивая, белоствольная, полезная, Человек во все времена обращался к берёзе.