Кириченко Ольга
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Осеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила воспитатель МБДОУ № 88 г. Нижнекамска
Кириченко Ольга Павловна
Задачи:
-Учить наблюдать за изменениями в природе.
-Упражнять в умении составлять небольшой рассказ об осени.
-Учить называть жилища животных.
-Учить слышать и правильно произносить звук «ш» изолированно и в словах. Регулировать темп и силу голоса.
-Продолжать знакомить детей с протяженностью и линейностью слов.
-Уточнить представление об осени, как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
-Совершенствовать выразительность речи.
Публикация «Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе „Осеннее путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
-Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Интеграция областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обогащение словаря
Листопад, перелетные и зимующие птицы, туман, лужи, шуршат, шелестят, берлога, логово.
Методические приемы:
Художественное слово; рассказ; беседа; проблемные вопросы; слуховая и зрительная наглядность; дидактическая игра; практическая работа; индивидуальная работа; пояснения; анализ.
Предварительная работа:
-Чтение «Листопад» Н. Егорова
-«По лесным тропинкам» Н. Сладкова
-Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем
-Д/и «Найди свой листок»
-Д/и «Найди такой же листок»
-Д/и «Кто быстрее найдет березу, клен,дуб»
-Разучивание стихов об осени.
Демонстрационный материал:
-Картинки с изображением деревьев березы дуба клена
-Картинки с двумя пейзажами «Осень» и «Лето»
-Картинки с изображением жилища животных: берлога, нора, дупло, логово,
куст.
-Схема дерева
Раздаточный материал
Кружки - символы обозначающие животных: зайца, медведя, волка, белку, лису.
Ход.
Дети заходят в группу. Стульчики стоят полукругом и они садятся.
-Ребята послушайте загадку…
Пришла без красок и без кисти.
И перекрасила все листья.
Кто это. (Осень).
-Да правильно это осень. Сегодня в гости к нам пришла красавица осень. (Обращаю внимание на куклу, в осеннем наряде). Перед тем как уступить место зиме она решила прийти к нам и послушать, что мы о ней будем говорить. Много поэтов и писателей посвятили ей свои произведения. И мы с вами тоже учили много стихов об осени.
Дети рассказывают стихи.
-Ребята, посмотрите, как улыбается Осень, ей понравились ваши стихотворения.
-Сейчас мы с вами поиграем и в игре выясним, какие приметы осени вы знаете.
Игра «Да-нет»
-Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. (Да или нет).
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
-Видишь Осень, наши дети знают приметы осени (Осень поощряет детей за их знания)
Сравнивание картин с осенним и летним пейзажем.
- Ребята, какое время года бывает перед осенью?
-Лето
-Да правильно, перед осенью бывает лето. (Выставляю картинку с изображением лета).
- Какое время года изображено на картинке? (Лето)
-А почему вы решили, что это лето?
(Ответы детей.)
-А какое время года изображено на этой картинке?
-Осень.
-А почему вы решили, что это осень?
(Ответы детей.)
-А сейчас давайте сравним, что бывает летом, а что осенью?
Игра «Доскажи слово»
-Я начинаю предложения, а вы заканчиваете.
Летом тепло, а осенью… (холодно).
Летом светило солнышко, а осенью… (тучи).
Весной листья распускаются, а осенью… (опадают).
Летом деревья зелёные, а осенью… (жёлтые).
Летом дни длинные, а осенью… (короткие).
Летом дождь тёплый, а осенью… (холодный)
Летом трава зелёная, а осенью… (жёлтая)
- Молодцы ребята, справились с заданием, правильно называли слова.
-А кто хочет рассказать об осени?
(2 - 3 ребёнка составляют рассказы об осени).
Физкультминутка “Ветер-ветерок”
-Дети встаньте около своих стульчиков. Когда я скажу «ветер», вы высоко поднимите руки и громко и чётко произнесёте звук (Ш-Ш-Ш-Ш).
А когда скажу «ветерок», вы присядете около стульчиков, тихонечко будете раскачивать руками и произносить тихо звук (Ш-Ш-Ш) (3раза.)
-Произнеси Саша (Дима, Злата) как шумит ветер?
Дидактическое упражнение «Прогулка»
Далее включаю осеннюю песенку и предлагаю детям походить по группе и вспомнить, как мы гуляли по осеннему парку.
-Листья под ногами что делали?
- Шуршали, шелестели, шумели.
-повтори Коля (Маша, Саша, Данис)
Игра «Назови дерево» Предлагаю детям подойти к мольберту, на котором размещены изображения деревьев (дуб, клён, берёза).
-Ребята мы с вами на прогулке много наблюдали за деревьями. Давайте вспомним и назовём их.
-Э то что за дерево, Данис?
-Берёза.
-А это что за дерево, Даша?
Это дерево клён.
-А кто узнает это дерево?
- Это дуб.
-Правильно это дуб. И т. д.
Рассматривание схемы дерева
Обращаю внимание детей на схему дерева.
-скажите, из каких частей состоит дерево?
Ответы детей (корни ствол ветки).
-А какие ветки бывают?
Ответы детей
-Правильно, ветки бывают толстые, тонкие, длинные, короткие.
Дидактическое упражнение «Какие бывают слова?»
-А вы знаете, что слова тоже бывают длинные и короткие? Посмотрите на меня, я произнесу слово “ Дуб”.
-А сейчас “Берёза”.
-Какое слово короткое, а какое длинное?
-Назови й короткое слово, Матвей!
- Дуб.
-Правильно, дуб.
-А ты назови длинное слово, Соня!
-Берёза.
-Давайте проверим (дети с помощью рук измеряют длину слова).
Дидактическое упражнение «Подумай»
-Осенью деревья сбрасывают листву, так они готовятся к зиме.
-Ребята представьте, если листочки не опадут, что может произойти с деревом?
(Ответы детей)
-Правильно, веточки могут сломаться и дерево погибнет.
Дидактическая игра «Кто и где живет в лесу?»
- Скажите, а кто живёт в лесу?
(ответы детей - волк, медведь, лиса, заяц, белка).
- А как называются эти животные?
- Правильно это дикие животные.
- А как они готовятся к зиме ответы детей
(Ответы детей)
- Давайте вспомним, как называются их жилища?
- Где живёт белка?
-В дупле.
- Правильно домик белки называется дупло.
- А где зиму проводит медведь? (в берлоге)
- А как дом называется у лисы
-Нора.
- А волки где живут?
- В логове.
- А вот заяц где живёт?
- Ответ детей
- Да у зайца нет домика, он укрывается под кустиком от ветра и хищников.
Дидактическая игра «Угадай кто?»
-Сейчас мы станем волшебниками, и из ребят превратимся в зверят. Я раздам вам символы, которые обозначают зверей
-Это кто, Вероника?
-Медведь.
-Почему ты думаешь, что это медведь?
-Потому что кружок коричневого цвета.
- Так рассматриваем кружки-символы обозначающих животных:
(лиса, заяц, волк, белка)
Дидактическая игра «Найди свой домик»
-Сейчас поиграем. Игра называется “Найди свой домик “.
-Зверята пойдут гулять и своё жилище искать. (Дети - звери под музыку ищут свой домик).
-Кто в этом домике живет?
-Бельчата,
-А как ваш домик называется?
-Дупло
-Правильно Белка живет в дупле. И так обыгрываются все домики.
Итог занятия:
Дети садятся на стульчики. Кто сегодня у нас в гостях?
- Осень.
- Да сегодня к нам в гости пришла красавица Осень.
- Ей очень понравились рассказы о ней, как вы называли её приметы. Ей очень понравилось, что вы знаете деревья, диких животных, где они живут, что с ними происходит.
- Особенно ей понравилось, как вы рассказывали о ней стихи.
-На этом наше занятие окончено
- До свидания, Осень.