Елена Викульева
Конспект открытого занятия на развитие позитивного мышления у старших дошкольников «Подумай по-другому»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие «позитивного мышления» у старших дошкольников.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о влиянии мыслей на настроение человека.
2. Побуждать детей к применению приема «позитивного переформулирования» в практической деятельности.
3. Активизировать ресурсы детей в поиске решений проблемной ситуации.
4. Моделировать ситуацию сотрудничества детей в игровой деятельности.
Материалы:
1. Рамки из белого картона.
2. Фотографии с изображением веселого и грустного ребенка.
3. Несколько листов разноцветного картона размером больше фотографии.
Публикация «Конспект открытого занятия на развитие позитивного мышления у старших дошкольников „Подумай по-другому“» размещена в разделах
5. Полоски бумаги, на которых написаны варианты действий.
6. Видеозапись мультика «Кролень и барашек»
7. Аудиозапись спокойной мелодичной музыки.
8. Сломанная игрушка.
Ход занятия.
Ритуал приветствия
Добрый день! Добрый день!
Солнце, свет, земля!
Рады видеть вас
Мои друзья и я!
Давайте улыбнемся друг другу. Через нашу улыбку передадим друг другу доброту и хорошее настроение. Чтобы сегодняшний день начался, прошел и закончился удачно.
- Ребята! А как вы думаете, можно ли грустить, когда улыбаешься? (ведущий предлагает подумать о грустном, улыбнуться).
- Изменилось ли ваше настроение после улыбки? (в результате дети делают вывод, что когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может справиться с плохим настроением)
На предыдущих занятиях мы с вами обсуждали много проблемных ситуаций, находили решения, которые устраивали и окружающих и нас. Но в жизни происходят и другие ситуации, которые изменить мы никак не можем:
- папы нет дома;
- заболела мама;
- взрослые не играют;
- в семье не хватает денег;
- родители не живут вместе.
Опыт «Сломалась игрушка»
Ведущий показывает сломанную игрушку и спрашивает:
- Может ли игрушка вновь стать целой?
- А если долго ждать?
- А если долго плакать?
- А если закричать?
Вывод: Сломанная игрушка не будет, как раньше, новой. Ситуацию изменить нельзя. А можно ли изменить свое отношение к этой трудной ситуации? Как-то по-другому к ней относиться? Как можно это сделать? (успокоиться, вспомнить правило саморегуляции, игрушка уже не будет новой, нужно успокоиться и подумать, что делать дальше: ее можно склеить, отремонтировать)
На трудную ситуацию можно посмотреть по-разному, подумать о ней по-разному: с «темными» и «светлыми» мыслями.
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
Игра «Новые рамки» (К. Фопель)
Я принесла вам две большие фотографии. Потом вы посмотрите на них. Каждый раз я буду показывать эти фотографии в новых рамках, чтобы вы смогли определить, влияет ли на ваше восприятие цвет рамки.
Сначала прикладывается веселая фотография на листы черного, серого, синего, красного, желтого картона. Затем детей просят рассказать, как разный цвет рамок влияет на их настроение при разглядывании фотографий. После, тоже самое повторяется с печальной фотографией.
Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только эти рамки - из наших мыслей. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из «темных» мыслей (детям показывается подготовленная заранее рамка с пессимистическими фразами – «Я ничего не могу с этим поделать», «Все против меня», «Все так безнадежно», «Я живу в некудышном мире» и предлагается вспомнить примеры того, как они когда-то смотрели на мир сквозь подобные рамки.
Иногда мы используем рамки из светлых радостных мыслей, например, таких (детям показывается рамка с оптимистичными высказываниями – «Я справлюсь», «Как прекрасен этот мир!», «У меня так много друзей!», «Жизнь прекрасна!», предлагается вспомнить примеры из жизни, когда они сами видели окружающее сквозь такие рамки).
Мы с вами помним правило-секрет, что наше настроение зависит от мыслей. И если ты хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, подумай о хорошем. Так и в трудной ситуации есть темные и светлые стороны. Не нужно думать только о плохом, ведь этим ничего не изменить. Но эти темные мысли мы можем изменить, если подумаем о хорошем.
А теперь предлагаю вам потренироваться изменять «темные мысли», делая их «светлыми» (два мольберта с пессимистичной и оптимистичной рамками, ребенок подходя к каждому мольберту, озвучивает свои мысли).
Я плохой – Я справлюсь.
Я не умею – У меня получиться.
Меня обидели – Все будет хорошо.
Я злюсь – Я добрый.
Я боюсь – Я не буду бояться.
Меня не принимают в игру – Я придумаю свою.
Мне грустно – Я подумаю о веселом, улыбнусь.
Я проиграл в игре – Эта игра не последняя, я постараюсь в следующий раз.
У меня есть рамки. Пусть каждый выберет себе рамку и раскрасит ее так, как он видит мир вокруг себя.
Релаксационное упражнение «Сильное дерево»
(Звучит медленная, мелодичная музыкальная композиция (без слов).
- Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес.
- Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев.
- Выбери в пространстве группы подходящее место, где «дереву» удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать.
- Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует.
- Одинокое дерево открыто всем ветрам: летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз.
- Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. То ли дело, когда рядом есть добрые и надёжные друзья.
- Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева.
- Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества.
Игра «На мостике»
Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска 30-40 см шириной, символизирующая мостик). По мостику могут идти только два человека с разных сторон (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе упадешь в пропасть). Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и болеют. Тот, кто наступит за черту, выбывает из игры (падает в пропасть).
Успешное выполнение этой задачи возможно только в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.
Наша игра показала, что вы умеете решать трудные ситуации на деле, а как с ними справляются герои мультика «Кролень и барашек» мы сейчас с вами посмотрим.
Просмотр философского мультика «Кролень и барашек»
Что произошло с барашком?
Какие «темные мысли» мешали барашку в трудной ситуации?
Когда он расстраивался и плакал, что стал не красив – это как-то изменило ситуацию?
Кто и как помог барашку справиться с его трудной ситуацией?
В чем ценность совета Кроленя?
У меня есть рамки. Пусть каждый выберет себе рамку и раскрасит ее так, как он видит мир вокруг себя.
Ритуал прощания
Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
Чуть-чуть добрее стали,
И дружно поиграли.
Молодцы! А теперь давайте поблагодарим друг друга и скажем:
«Спасибо друг! (Стоя в кругу, все пожимают руки своих соседей).