Ольга Егорова
Конспект открытого занятия «Детский сад будущего» с использованием ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО» с использованием ТРИЗ.
ЦЕЛИ:
1. Положительные и отрицательные эмоции.
2. Учить понимать настроение других людей. Расширение знаний о человеческих чувствах.
3. Выделение существенных признаков отличия живого от неживого.
4. Обучение умению вести проблемный диалог.
5. Развитие навыков творческого мышления, нешаблонности с помощью типовых приемов фантазирования.
6. Умение ориентироваться в схемах.
7. Развитие речи.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
8. Развитие управляемого воображения.
9. Подведение итогов.
Дети должны сами привести необходимые аргументы, то есть самостоятельно проанализировать и обобщить материал.
Главное, что должны понять дети на этом занятии, что их любят в детском сад, что они жители Земли и никакой умный робот не может заменить человека.
Рассматривается объект – детский сад (система). Подсистема – то, из чего состоит система, ее часть. Надсистема – то, куда входит данная система, как часть. Многоэкранная система мышления – способ организации информации, при котором объект рассматривается не изолированно, а анализируется то, чем он был раньше и чем будет в будущем, из чего он состоит и частью чего является.
ОБОРУДОВАНИЕ: кубики с мордочками; морфологический каталог на ковролине (необычное оформление комнаты в детском саду – разные стили); многоэкранка с обозначениями; картинки с портретами волшебников; таблица с эвроритмом; круг игры «Хорошо – плохо»; круг с рукотворным и нерукотворным миром.
Ход ЗАНЯТИЯ:
На ковре лежат кубики с мордочками:
- веселое приятное настроение;
- нормальное настроение: ровное (ни хорошее, ни плохое);
- грустное настроение (не выспался, не интересно. Мама уехала, голова болит и т. д.).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Логопед предлагает повернуть к гостям кубик с той мордочкой, которая соответствует настроению ребенка перед занятием. Этим приемом логопед фиксирует состояние детей, их готовность к занятию и выражает свое внимание к детям.
1 ЧАСТЬ.
Логопед, используя морфологический каталог с картинками на трех осях координат:
1. По вертикали: русский терем, подводное царство, мир космоса, мир цветов, мир сладостей;
2. По горизонтали - варианты форм: округлая, остроугольная, вогнутая, бесформенная;
3. Еще одна ось – это материал и его виды: дерево, стекло, глина, песок.
Просит соединить любые три оси.
Логопед показывает детям круг, разделенный на черное и белое. В черной половине есть белая вставка, а в белой – черная. Это игра «Хорошо – плохо». Обсуждая стиль комнаты, дети находят хорошее и плохое. В результате получается, что групповая комната может быть представлена в виде русского терема, в котором все сделано из дерева и имеет округлую форму: своды, арки, окна, столы и даже посуда. В этом виде работы много вариантов сочетания трех показателей. Такая работа развивает управляемое воображение, так как получается фантастическое пересечение: мир космоса, бесформенность, стекло. Космическая комната, абстрактная, сделана из стекла. Чтобы это представить, надо посмотреть на свет через прозрачные предметы: аквариум, граненый стакан и т. д. Дети должны подумать и сказать, что хорошего и плохого в таких комнатах.
Из ответов детей: «Подводный мир хорошо, так как не надо ходить в бассейн, но плох, так как большая рыба может проглотить. Хорошо – можно вдоволь поплавать, укрепить здоровье. Плохо, так как надолго не хватит воздуха и можно утонуть и т. д.
2 ЧАСТЬ.
Логопед работает с детьми по многоэкранке: выставляются картинки, буквы, стрелочки.
В центре буквы «Д», «С» - детский сад. Логопед ведет диалог с детьми. Ставятся такие вопросы:
- Зачем человечество или природа придумали детский сад?
- Почему дома одному плохо? ( Дети: В детском саду можно играть – много друзей, игрушек).
- Дома тоже можно играть. ( Дети: Но там нет друзей).
- А занятия у вас есть в саду?
- А что вы ещё делаете?
- А зачем вас учат? Чему учат?
Выставляются буквы «И» и «У» - играть, учиться.
- Что такое есть у детского сада, что он позволяет и учиться и играть? ( Дети: Есть учитель, воспитатель – буква «В»).
- А если бы его не было? (Хорошо это или плохо). Выставляется - … ( Дети: Воспитатель умнее детей – он много читает, есть знания, жизненный опыт.) Выставляются буквы «У» и «З».
Логопед: Я была в одном детском саду. Там все хорошо, но Детский сад не работает.
- Чего там нет? ( Дети: Может быть идет ремонт или нет оборудования, игрушек. А может там нет детей или нет воспитателей (заболели, маленькая зарплата).
- А когда в детском саду нет детей? ( Дети: Когда во всем районе их нет).
- А дети обязательно нужны Детскому саду или нет? ( Дети: Нужны обязательно). Логопед выставляет букву «Д».
- А в другом саду все хорошо, но один ребенок все время плакал. Это было в ясельной группе. Почему он плакал? ( Дети: Он к маме хочет. Не хочет ходить в детский сад, а хочет домой, заболел, устал и т. д.).
- А если он плачет, то можно его научить? ( Дети: Нет, должно быть желание, (выставляется буква «Ж», желание идти на занятия, рисовать, петь, писать, читать).
- Все Детские сады строят в глухом лесу, на болоте? ( Дети: Нет! Детские сады строят в городе (буква «Г», или в селе (буква «С»). Детские сады строят там, где есть дети.)
- А много лет тому назад у древнего человека тоже был Детский сад? ( Дети: Нет. Не было Детских садов. Люди жили в пещерах, охотились на животных, шили себе одежду из шкур животных.)
- А кто ходил на охоту? ( Дети: Папа ходил на охоту, а мама собирала в лесу грибы, ягоды. Коренья, траву, орехи.)
- А кто оставался с детьми? ( Дети: С детьми оставались дедушки, бабушки. Они сидели с ними у костра.)
- А почему не папа с мамой? ( Дети: Они молодые, лучше охотятся, быстрее ходят, ловкие.)
- Но пройдет много – много лет. Какой тогда будет Детский сад? Такой же, как сейчас? ( Дети: Детский сад будет светлый, красивый, в нем будет все необычно, новые игрушки.)
- А будут ли занятия в Детском саду? Давайте заглянем в будущее. (Дети рассуждают о том, надо ли будет делать ремонт, какие будут игрушки – Детский сад со знаком +.
- Но возможно в будущем Детском саду будут работать роботы. Хорошо это? ( Дети: В нем будет заложена информация, то есть ум и знания.)
- А что плохого в таком учителе? ( Дети: Он не обладает добротой, сердечностью (выставляются сердечки). Нельзя роботом заменить человека.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Логопед: В гости к нам пришли волшебники: Великан-Проха, Дели-Давай, Замри-Отомри, Тянульщик-Стремглав, Фея-Инверсия. Логопед показывает картинку с изображением волшебников, а дети выполняют те действия, которые присудили им.
3 ЧАСТЬ.
Подведение итога занятия с использованием эвроритма (путешествие по этажам).
Логопед: Давайте подведем итог занятия. Зачем человек придумал Детский сад?
Дети: В Детском саду играют.
Логопед: Почему в Детском саду интереснее?
Дети: Там много ребят, они играют, дружат.
Логопед: В детском саду только играют?
Ответы детей.
Логопед: А занятия у вас есть?
Ответы детей.
Логопед: Зачем нужны занятия? Чему учат?
Ответы детей.
Логопед: А кто ведет занятия?
Ответы детей.
Игра «Хорошо – плохо».
Логопед: А учитель умнее вас или нет?
Ответы детей. Главная функция Детского сада - давать знания детям.
Логопед: А какие есть Детские сады?
Дети: Логопедический, музыкальный, с изучением английского языка и т. д.
Делают вывод, что в мире есть много разных Детских садов.
Логопед: А если Детский сад есть, но он один в мире. Сможет он выполнить свои функции: играть, учить, воспитывать?
Дети: Нет, не сможет.
Логопед: А если есть Детский сад, но он плохой. Когда он может быть плохим?
Дети: Когда там учат плохому, совершают нехорошие поступки, все дерутся, плохие воспитатели и т. д. Это будет Детский сад со знаком - .
Логопед: А что, если Детский сад отличный, со знаком +, светлый, красивый, а знания не может давать?
Ответы детей.
Логопед: Детский сад подружился с Домом творчества. Это как, хорошая дружба?
Дети: Тогда мы можем научиться вязать, шить, петь, играть на музыкальных инструментах. Это здорово!
Каждый из детей высказывает свои желания получить какие-либо знания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Логопед: Ребята, какое у вас настроение после занятия?
Дети: Веселое!
Логопед благодарит за занятие и дарит детям подарки. Звучит приятная музыка.