Елена Топская
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Как Матрешке помогали,
Мы наряд ей рисовали…»
Цель занятия :
• Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию музыкального занятия и изобразительного искусства.
Задачи:
• Познакомить детей с историей матрёшки.
• Раскрасить матрёшку.
• Развивать умение коллективного творчества.
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
• Развивать интерес детей к народному творчеству.
• Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
• Воспитывать любовь к народному искусству.
Формы и средства обучения :
Образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальное сопровождение ( песни МР3: «Как под яблонькой», «Русские матрешки», фонограмма песни А. Ермолова «Светит солнышко», ноты песен («Музыкальное эхо» сл. и муз. М. Андреевой, детская народная песня «Солнышко, солнышко.», медиа – ресурсы (презентация «Русская матрешка», музыкальный инструмент (бубен большой и бубен малый, мольберт, ватман с контуром матрешки, гуашь, кисти.
Прогнозируемый результат:
Занятие с использованием ИКТ позволило решить многие задачи:
- формированию представлений детей о русской национальной культуре,
- получить представления о характере русской народной музыки,
русской народной песни.
Дети получили некоторые знания об истории русской матрешки, закрепили знания хороводного шага.
Занятие способствовало развитию у детей звуковысотности, чувства ритма, выразительности танцевальных движений, а также воспитанию музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости на восприятие русской народной музыки
С целью обеспечения целостности и интеграции педагогического процесса в содержании данного занятия учитываются знания детей, полученные на предыдущих музыкальных занятиях. Полученные знания следует применить на последующих музыкальных занятиях, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под русскую народную песню в инструментальной обработке «Как под яблонькой» за воспитателем и становятся полукругом на ковре за стульчиками.
М. Р. – Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с гостями по старинному русскому обычаю – с поклоном.
Дети здороваются с гостями.
М. Р. – Ребята, а под какую мелодию мы с вами зашли в зал (под русскую народную песню «Как под яблонькой»)
М. Р. – А какой русский народный танец вы знаете? (Хоровод)
М. Р. – А еще какой элемент хоровода мы с вами разучивали? (Змейка)
Правильно, а теперь возьмитесь за руки, сделайте красивый ровный круг. А чтобы круг получился у нас ровный, мы сейчас будем надувать воздушный шарик.
Внимание – сдули шарик (сошлись все в центре). А теперь начинаем надувать. (Имитация надувания воздушного шарика – дыхательная гимнастика) .
Вот какой у нас ровный и красивый круг получился. Ребята, как только зазвучит музыка, мы будем идти красиво, вытягивая носочек. Спинка прямая. Вот так.
Музыкальный руководитель показывает правильную осанку.
М. Р. – Идем друг за другом, держась за руки. Слушайте внимательно музыку. Приготовились.
Звучит музыка, дети с воспитателем идут хороводным шагом, затем воспитатель переводит ребят на «змейку» и потом обратно на хороводный шаг на носочках.
М. Р. – Молодцы, красиво шли, а теперь под музыку на носочках пошли по кругу на свои стульчики.
Под музыку дети садятся на стульчики.
М. Р. – Ребята, я знаю, что сегодня с Татьяной Александровной вы путешествовали в музей одежды. Вы узнали, какая была в прошлом одежда. А что необходимо делать, чтобы наша одежда была аккуратная, красивая? (Надо за ней ухаживать)
- А знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой? (Да)
- Если она испачкалась? … .(стирают)
- Если измялась? … (утюжат)
- Если разорвалась? … (зашивают)
- Если мы снимаем одежду, что делаем с ней? (Аккуратно развесим или сложим)
А еще вы рисовали узоры на платье.
М. Р. – Молодцы, но вы знаете, к нам хочет прийти еще одна гостья и просит вас помочь ей с одеждой. А что эта гостья – вы сейчас узнаете из загадки.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. (Матрешка)
Вот и наша гостья – Матрешка. (на мольберте прикреплен ватман с контуром матрешки)
Ребята, а давайте прохлопаем имя нашей матрёшки. Смотрите, вот так… (воспитатель с муз. руком на бубнах по слогам прохлопывают слово). Затем вызывается два ребенка и они прохлопывают сами слово.
Но наша матрешка хочет познакомиться с вами. Давайте вы теперь прохлопаете свое имя… (вызывается один-два ребенка и каждый прохлопывает свое имя, а остальные помогают).
(Слайд 1 презентации «Русская матрёшка»)
М. Р. – А вы знаете, как появилась первая русская матрешка?
Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.
(Слайд 2 презентации «Русская матрёшка»)
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
(Слайд 3 презентации «Русская матрёшка»)
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Наиболее известны три вида матрё шек:
(Слайд 4 презентации «Русская матрёшка»)
- Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
Ребята, а посмотрите внимательно на матрешек на экране и на нашу матрешку – чем они отличаются?
Игра «Сходство-различие» : дети должны назвать различия и сходство среди первой, современной и нераскрашенной матрешек.
М. Р. – А как мы можем помочь нашей гостье? (ответы детей)
Правильно, мы можем раскрасить её карандашами, фломастерами. А я предлагаю вам раскрасить её красками. А какие нужно будет цвета красок брать, нам подскажет музыка.
Прослушайте внимательно песню «Русские матрешки» и скажите, какое настроение у этой песни.
Слушание песни «Русские матрешки»
М. Р. – Какое настроение у этой песни (веселое)
- Какие матрешки показаны в песне (веселые, радостные, их везде любят)
Правильно, и русскую матрешку знают и любят во всем мире.
Подскажите, а каким цветом мы можем изобразить веселое настроение?
(Красный, желтый)
Все верно, и сейчас мы раскрасим красным цветом платок у матрешки.
Выходят два ребенка и на мольберте по контуру раскрашивают платок и волосы у матрешки.
М. Р. – Молодцы! Повелела наша гостья. А сейчас давайте поиграем в игру «Эхо». А вы знаете, что такое эхо (ответы детей)
Игра - распевка «Музыкальное эхо» (Слова и музыка М. Андреевой)
М. Р. – А теперь отгадайте загадку:
Чтобы тучи разогнать, надо солнышко… (позвать).
Солнце, солнце, выходи, тучки-плаксы разгони!
Деток солнце услыхало,
Из-за тучек засияло.
Плаксы сразу разбежались,
Плаксы солнца … (испугались!
Дождя мы не боимся,
Танцуем, веселимся.
И мы с вами знаем песенку «Солнышко, солнышко…»
Исполнение народной песни «Солнышко, солнышко…».
М. Р. А солнышко подсказало нам, какую нужно брать следующую краску для нашей Матрешки.
Дети(2 чел.) выходят раскрасить сарафан (желтым) и нарисовать румяные щечки.
М. Р. – А сейчас мы с вами поиграем.
Проводиться словесная игра «Заиграла погремушка.» с показом движений, а дети повторяют за воспитателем.
М. Р. – Молодцы, хорошо танцевали, нашей гостье очень понравилось, но она просила напомнить, что еще фартук ей надо раскрасить. Каким цветом мы раскрасим фартук?
А может, кого-нибудь из наших гостей попросим нам помочь?
Выходит гость, а если откажутся, то воспитатель раскрашивает фартук.
М. Р. – Смотрите ребята, какая матрешка у нас нарядная получилась. Подскажите, получилось ли у нас раскрасить матрешку с помощью музыки? (Да, музыка подсказала нам, каким цветом нужно раскрашивать детали матрешки)
М. Р. – Верно. Ведь вы умеете петь, танцевать, учились играть на бубне.
Я предлагаю вам спеть песню для Матрешки и наших гостей «Светит солнышко» А. Ермолова. Напоминаю, что петь надо не громко, одновременно произнося слова.
Исполнение песни «Светит солнышко» А. Ермолова.
Что мы сегодня делали на нашем занятии?
- Пели народную песню;
- Слушали песню «Русские матрешки»;
- Водили хороводы;
- Играли;
- С помощью музыки и красок сделали Матрешке наряд.
М. Р. – Ну что, пришла пора нам расстаться. Матрешка хочет пойти с вами в группу и еще немного поиграть. А мы нашим гостям скажем: «До свидания!». Спасибо вам за занятие!
Дети вместе с воспитателем под песню «Русские матрешки» выходят из зала.
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад «Кораблик» поселка Провидения»
Топская Елена Антоновна.