Юлия Спирина
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы дошкольного возраста «Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности, познавательные процессы и мыслительные операции.
Задачи в ООД работы с детьми старшего дошкольного возраста :
- ОО «Социально-коммуникативное развитие» - развивать у детей старшего дошкольного возраста формы общения со взрослыми и сверстниками в процессе экспериментирования с материалами неживой природы.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы дошкольного возраста „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пустыня
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- ОО «Познавательное развитие» - учить детей старшего дошкольного возраста использовать элементарную поисковую деятельность : принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений, опыты.
- ОО «Речевое развитие» - упражнять детей старшего дошкольного возраста в умении формулировать выводы, самостоятельно использовать в речи формы речи-рассуждения. Обогащать активный словарь за счёт слов, обозначающих названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств объектов неживой природы.
- ОО «Художественно-эстетическое развитие» - развивать эстетическое восприятие детей, воображение и творческие проявления при создании собственной работы 9поделки0 из цветного песка. Совершенствование умений планировать процесс создания работы, экспериментировать в создании образа, проявлять самостоятельность в выборе способа создания работы.
- ОО «Физическое развитие» - формировать осознанную потребность в двигательной активности, в желании проявлять элементы творчества в двигательной деятельности.
Оборудование:
письмо,
плакат с кроссвордом,
песочные часы,
песок,
картинки с изображением верблюда, варана, джейрана, тушканчика, змеи,
макет «Пустыня»,
банки с водой,
пластмассовые ложки,
разноцветный песок,
баночки для сувениров,
пластмассовые коробочки с песком и трубочкой-соломкой (на каждого ребёнка одна коробочка и новая трубочка-соломка,
пустые пластмассовые бутылочки (на каждого ребёнка по 2 штуки,
склеенные две крышки с отверстием посередине,
фартуку,
влажные тряпочки.
Предшествующая работа:
Рассматривание карт, иллюстраций, про пустыню;
Чтение: Ю. Измайлов «Караван»;
О. Дыбина «Неизведанное рядом»;
В. Степанов «Путешествие в Азию»;
В. Флинт «Животные пустыни».
Разгадывание кроссвордов по темам «Животные пустыни», «Что растёт в пустыне»
Беседа «Вот она какая, это солнечная пустыня»
ООД:
- Ребята, сегодня утром, идя в д/с я встретила почтальона. Он мне передал письмо и свиток. Интересно, от кого. Хотите узнать?
«Дорогие ребята, вам пишет Али - Баба. Я вам предлагаю отправиться в путешествие, а маршрут вы узнаете, разгадав кроссворд».
Мы справимся с заданием Али-Бабы, попробуем разгадать кроссворд. Для этого мы разделимся на 2 группы (команды). Нам понадобятся песочные часы длительностью 1 минута.
Напоминаю правила игры: 1. на обдумывание ответа команде дается не более 1 минуты; 2. Членам команды можно советоваться друг с другом; 3. Если команда за 1 минуту не дает верный вариант ответа, то право ответа переходит к другой команде. 4. За каждый правильный ответ – дается фишка. Ответы на вопросы расположены по вертикали, отгадка (маршрут нашего путешествия) сложится по горизонтали.
(работа с кроссвордом).
- Итак, первые четыре вопроса будут о неживой природе жаркого климата. Слушает 1 группа.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
Время пошло. - Ваш ответ? (песок).
- Внимание, 2 вопрос для 2 группы :
Если встретишь на дороге -
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу (глина)
Песочные часы переворачиваем. - Ваш ответ?
- 3 вопрос, внимательно слушает 1 группа :
Как называются горы движущегося песка?
Время пошло. - Ваш ответ? (барханы)
- Какая сложная загадка. Внимание, вопрос №4 слушает 2 группа :
Большой подсолнух в небе, цветет он много лет
Цветет зимой и летом, а семечек все нет.
И опять нам помогут песочные часы. - Ваш ответ? (солнце)
Вторая серия вопросов посвящена живой природе жаркого климата.
-1 группа настроилась на 5 вопрос:
На оконной полке, выросли иголки
Время пошло - Ваш ответ? (кактус)
-Внимание, вопрос №6 для 2 группы :
вьётся верёвка, на конце головка
не забываем про песочные часы. - Ваш ответ? (змея)
- Самый сложный 7 вопрос для 1 группы :
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, хвост льва.
время пошло. - Ваш ответ? (тушканчик)
- Внимание, последний вопрос, не менее сложный для 2 группы :
Она, как змейка в траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост потеряет — другой вырастает.
Ребята, а посмотрите повнимательнее, вы что заметили?
Время пошло. - Ваш ответ? (ящерица)
-Смотрите, появилось слово, прочитайте про себя. А теперь хором – пустыня.
Кроссворд – разгадан. Команды, можете посчитать фишки. Итак, со всеми вопросами мы справились, молодцы.
- Куда нас приглашает Али - Баба? (в пустыню)
- Но прежде чем отправиться в путешествие, я предлагаю составить модель пустыни. Я считаю, что вам не составит труда заполнить эту модель.
- Первая группа будет искать картинки с животным миром пустыни, а вторая – растительный мир пустыни. Вам даётся на это задание 1 минута, время пошло. (Дети подходят к столам и выбирают картинки).
- Как животные приспособились к жизни в пустыне, попробуйте доказать? (защитная окраска тела; большую часть года проводят в спячке – черепаха, тушканчик, ящерица; могут подолгу обходиться без воды – верблюд, суслик; достигают добычу бегом – джейран).
- Денис, докажи, что верблюд приспособлен к жаркому климату (я думаю, что его защищают мозоли от горячего песка, толстые подошвы не проваливается в песок, реснички защищают глаза от ветра с песком, в горбах – вода). Молодец. Ставь картинку на макет.
- Какие общие особенности животных пустыни мы можем выделить?
- 2 группа, Милена, докажи, что кактус – растение пустыни.
- Подведем итого. Так в чем отличия этих растения пустыне? Как они приспособились к этим жарким условиям? (длинные корни, мелкие листья, колючки, толстые стебли).
- С заданием вы справились, и наша модель пустыни будет готова. Молодцы, посмотрите, какая модель у нас получилась.
-А кто-нибудь из вас слушал, как звучит пустыни? Я вам предлагаю послушать.
Садитесь на стулья, закрывайте глаза и представьте что вы в пустыне : светит яркое солнце, дует легкий ветерок.
Воспитатель переодевается в джина.
- Здравствуйте, о мои, гости дорогие. Рад вас приветствовать у себя в гостях. Вы, наверное, соскучились по моей лаборатории?
- Тогда отправляемся в путь, в мою лабораторию. И пойдём мы с вами под восточную, музыку.
(Физминутка – дети выполняют элементы восточного танца).
- Вот мы и пришли в мою лабораторию. Проходите за столы, не забудьте надеть фартуки.
- Наши лабораторные исследования будут посвящены свойствам песка.
- Напомните мне, из чего состоит песок? (из песчинок) Ой, правильно.
Опыт № 1. Докажем с вами, что песок сыпучий. Берем банку с сухим песком и пересыпаем его в цветную формочку.
- Песок сыпется? Он сыпется легко?
- Значит песок - сыпучий.
Опыт № 2. Докажем, что песок легкий. При дуновении ветерка песок поднимается и перемещается. А почему?
- Давайте проверим. Возьмите коробочки с трубочками и подуйте, что вы заметили? (песчинки поднялись, они легкие)
- Это ещё одно свойство песка – легкость.
Опыт № 3. - Звёздочки мои, а скажите мне, пожалуйста, какой песок легче: сухой или влажный? (сухой). А почему влажный песок тяжелее? (наличие в песке воды).- А я сейчас проверю, правильно ли вы сказали. (взвешивает песок на детских весах)
- Значит, песок может быть легким и тяжелым.
Опыт № 4.- Дорогие мои, а из сухого песка можно сделать фигурки? А из влажного? Почему так происходит, что постройки, формочки можно делать только из влажного песка?
- Я вам предлагаю взять формочки с сухим песком и сделать из него влажный. С помощью чего мы сделаем влажным?
- Добавляем воду с помощью ложечки, аккуратно по всей формочке, чтобы песок был влажный и можно было построить кулич.
- Для того чтобы кулич получился плотным не рассыпался песок надо уплотнить.
- Песок уплотнен, теперь можно сделать куличик. Переверните формочку. Что произошло?
- Запомните, песок может быть плотным. Это новое свойство.
- Как вы считаете, почему формочка не рассыпалась? (за счёт склеивания частичек)
(частички песка находятся очень рядом, близко друг к другу).
- Значит плотный песок – всегда тяжёлый, не пересыпается.
Опыт №5
- Мне сегодня звездочёт сказал, что вы недавно в группе делали разноцветный песок.
- Интересно, а как вы сделали разноцветный песок? (ответы детей)
В течение года вы проводили опыты с песком, но есть у меня задумка интересная, где тоже понадобиться песок … ваш разноцветный.
Закрываем глаза и говорим волшебные слова:
Разноцветный песок появись, в лаборатории нашей окажись
(дети закрывают глаза, достаю разноцветный песок).
Вах - вах, какой красивый песок. Предлагаю вам самим сделать красивые сувениры, которые будут радовать глаза. Подойдите к этим столам. Возьмите стеклянный сосуд, и постепенно заполните его разноцветными слоями песка. Цвета выбирайте любые, какие понравились.
- Не забудьте взять красивые крышки и аккуратно закрыть свои сувениры.
Выполнение работы.
Опыт №6
- За то, что вы были такими умными, сообразительными, я научу вас делать песочные часы.
- Посмотрите повнимательнее из чего они состоят?
- Как вы думаете. Что нам понадобится для этого?
- Я подготовил для вас бутылочки и крышки.
- Сначала вы насыпьте в одну бутылочку песок, а потом закрутите крышкой.
- Приступаем к работе.
Дети самостоятельно делают песочные часы
- Все сделали песочные часы? (да).
- Вспомните, для чего нам нужны песочные часы? (отсчитывают время).
- В группе, вы вместе с воспитателем, определите, на какое время рассчитаны ваши часы. Можно будет или добавить песок или отсыпать.
- На этом наши опыты сегодня закончились. Приведите своё рабочее место в порядок, снимите фартуки и подойдите, пожалуйста, ко мне.
- За то, что вы были такими внимательными, дружными, я предлагаю вам покататься на ковре-самолёте, а потом отправиться в свой д/с. Итак, проходите мои драгоценные звёздочки, садитесь поудобнее, закройте глаза и наслаждайтесь полётом на волшебном ковре-самолёте.
Включается музыка ветра.
Итог: Воспитатель встречает детей.
- Ребята, а куда вы пропали?
- Где вы были, что делали? А что это у вас в руках интересное?
- Вам задание дали? И какое?
Давайте в память о нашей встрече подарим гостям эти красивые сувениры – баночки с разноцветным песком, а песочные часы останутся в группе.
- Ребята, вы сегодня очень активно работали на занятие, справились со всеми заданиями, молодцы. Я предлагаю вам пройти в группу и выполнить задание Али-Бабы. Но сначала попрощаемся с гостями.