Мухина Евгения
Сценарий досуга «Играют ребятки в зимние святки» в средней группе
▼ Скачать
Цель: формирование интереса детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Способствовать расширению представлений детей о народных традициях, различных формах русского искусства (песенки, потешки, прибаутки, загадки).
2. Содействовать развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора.
3. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса.
4. Содействовать развитию познавательной и двигательной активности, эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству.
Публикация «Сценарий досуга „Играют ребятки в зимние святки“ в средней группе» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Средняя группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
5. Побуждать детей участвовать в совместной деятельности, согласовывая свои действия с действиями партнеров в народных играх, хороводах.
Способы работы с детьми:
• Словесные:
o Художественное слово: потешки - «Едем на лошадке…», «Как у нашего кота», «Котишко - мурлышко…», поговорки - «Гость на двор – хозяину радость», «Кого почитают – того и величают», загадки о русских народных сказках, прибаутки - «Эх, ноги ходят ходуном, не стоят на месте…», «Трынцы – брынцы, бубенцы…», «Тары-бары-растабары…», считалки - «Раз, два, три, четыре, пять.», «Эй, Ванюша…», русские народные песенки;
o Вопросы: «А хотите узнать. ?», «Как вы думаете?»;
o Беседа о народных традициях, о коте Ваське;
• Наглядные: декорации русской избы, игрушка кота
• Сюрпризный момент – посылка с письмом
• Песня - пляска «Жили у бабуси…»
• Подвижная русская народная игра «Кот Васька»
• Пальчиковая игра «Котик ниточки мотает»
• Подвижная русская народная игра «Жмурка»
• Сюрпризный момент – чаепитие с угощением
Средства : посылка с письмом, платочки для девочек, шапочки для мальчиков, декорации русской избы, скамейки, русский народный костюм для бабушки Марьюшки, костюм Домового, игрушка кота, сундук, бубенцы, платок для глаз, аудиозаписи русских народных песен, стол с самоваром, сладкие угощения.
Предварительная работа: разучивание потешек «Едем на лошадке…», «Котишко - мурлышко», «Как у нашего кота», «Пошел котик во лесок», «Пошел котик на торжок», считалок «Раз, два, три, четыре, пять…», «Эй, Ванюша», русских народных песен «Жили у бабуси…», «Васька - кот», русских народных игр «Кот Васькак», «Жмурка»; разучивание пальчиковой игры «Котик ниточки мотает», чтение русских народных сказок, прибауток, поговорок, рассматривание иллюстраций «Русская изба», «Посиделки», прослушивание русских народных песен.
Ход мероприятия
Организационный момент. Дети в группе с воспитателем находят посылку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам прислали посылку. Откроем ее?
Ребята открывают посылку, в ней лежит письмо, платочки для девочек и шапочки для мальчиков.
Воспитатель: Интересно, от кого же посылка? Давайте прочитаем письмо: «Здравствуйте, детишки!
Девчонки-веселушки,
Озорные хохотушки!
Ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Бабушка Марьюшка»
Воспитатель: Ребята, хотите в гости к бабушке Марьюшке?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда предлагаю надеть русские головные уборы и отправиться в путь.
Девочки надевают платочки, а мальчики шапочки.
Воспитатель: Ребята, а на чем мы можем поехать?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте сегодня поедем к бабушке на лошадке.
Дети: Едем – едем на лошадке
По дорожке гладкой – гладкой.
К бабушке – Марьюшке
В гости на оладушки.
Дети произносят потешку (имитируя движения езды на лошади) и входят в зал. Зал оформлен в виде русской избы.
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали. В этой избе бабушка Марьюшка живет и ждет нас в гости. Всех-то она любит, всех-то она голубит. Посмотрите, а вот и она сидит, пряжу прядет, да песню поет.
Звучит русская народная песня «Прялицы».
На скамейке сидит бабушка Марьюшка в русском наряде.
Дети: Здравствуй, бабуша Марьюшка!
Бабушка Марьюшка: День добрый, детушки касатушки!
Будьте как дома – присаживайтесь.
Гость на двор – хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Красному гостю – красное место.
Дети рассаживаются на скамейки.
Бабушка Марьюшка: Уж как я рада, ребятишки, что вы в гости ко мне зашли. А пригласила я вас к себе в гости на посиделки. Раньше парни и девушки в морозные зимние вечера собирались все вместе в большой избе, где они пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Давайте и мы с вами посидим в этот славный денёк. Попоём, пошутим и зиму повеселим. Как в старые добрые времена.
Эх, ноги ходят ходуном, не стоят на месте,
А давайте, ребятишки, потанцуем вместе!
Пляска «Жили у бабуси два веселых гуся» под русскую народную мелодию.
Дети выходят в центр зала, поют песню и исполняют танец.
Бабушка Марьюшка: Молодцы, ребята, весело потанцевали! А теперь садитесь на лавочку да слушайте загадочку:
Весь мохнатенький,
Сам усатенький,
Четыре лапки, а в лапках-
Цап-царапки. Кто это?
Дети: Котик.
Бабушка Марьюшка: Правильно, котик. Познакомьтесь, а вот и он, зовут моего кота - Васька. Очень любит он играть, любит деток забавлять. А еще ему нравится, когда его гладят и добрым словом называют. Скажите Ваське ласковые слова. Какой он?
Дети по очереди берут в руки игрушечного кота, гладят Ваську, называю его ласковыми словами.
Дети: Мягкий, пушистый, добрый, ласковый, веселый, игривый, озорной.
Бабушка Марьюшка: Ребята, сколько хороших слов вы знаете! Как вы думаете, что любит есть Васька?
Дети: Лакать молоко, есть рыбу, мясо, ловить мышей.
Бабушка Марьюшка: Еще Васька любит слушать мои сказки, потешки. Да вот беда, я ему все потешки, стихотворения о котиках рассказала. А может быть, вы знаете потешки? Расскажите, порадуйте Ваську.
Дети читают потешки, сопровождая слова движениями.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Как у котика усы
удивительной красы
Глазки смелые
Зубки белые.
Котишко-мурлышко,
Серый лобишко,
Не лезь в сметану,
Оставь Степану.
Пошел котик во лесок,
Принес Тане поясок,
Пришел котик по лавочке,
Принес Тане бараночки.
Пошел котик на торжок
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.
Бабушка Марьюшка: Ах, какие молодцы! Сколько потешек знаете! Вот спасибо вам ребятки, порадовали вы моего кота Ваську. За это он с вами поиграет. Выходите в кружок.
Проводится подвижная русская народная игра «Кот Васька»
Дети («мышки») стоят в хороводе. Один ребенок в центре круга изображает кота, он прогуливается перед «мышками» (идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает).
Дети поют:
- Ходит Васька беленький, хвост у Васьки серенький,
Он бежит домой, он бежит стрелой!
(«Кот» бежит к стульчику, стоящему в середине круга, и садится на него, «засыпает»)
Дети поют:
- Глазки закрываются. Спит иль притворяется?
Зубы у кота - острая игла!
(Одна «мышка» идет посмотреть, спит ли «котик». Рассмотрев, она машет руками, как бы приглашая других «мышек». «Мышки» подбегают и скребут по стулу, где «спит котик».)
Дети поют русскую народную песенку:
Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот -
Разогнал весь хоровод!
«Кот» догоняет «мышек», а они убегают от него.
Бабушка Марьюшка: Молодцы, ребята, ловко от котика убежали, никого не догнал! А теперь давайте споем котику песенку, чтобы он успокоился.
Дети садятся на скамейки и поют песенку «Котик ниточки мотает», показывают пальчиковые движения.
Пальчиковая игра «Котик ниточки мотает»
Котик ниточки мотает, на клубочек навивает
Котик ниточки мотает, на клубочек навивает! (дети «наматывают ниточки» руками)
Калачики, калачики, калачики печёт! (вращают кулачками)
Пышки, пышки, пышки, пышки! (хлопки в ладоши)
Калачики, калачики, калачики печёт! (вращают кулачками)
Пышки, пышки, пышки, пышки! (хлопки в ладоши)
Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! (вращают кулачками)
Колотушки колочу, приколачиваю! (стучат кулачок об кулачок)
Заколачиваю! (кулачками хлопают об колени)
Бабушка Марьюшка: Ай, да молодцы! Ай, да певцы!
Раздается стук.
Бабушка Марьюшка: Не бойтесь, ребята, это мой домовой Кузя шалит!
Выходит домовой Кузя и поет песенку:
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит,
Иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой,
Самый лучший домовой.
Домовой Кузя: Здравствуйте, детишки!
Дети: Здравствуй, Кузя!
Домовой Кузя: Я видел, как вы хорошо играли с котом Васькой и тоже решил вас развеселить. Есть у меня волшебный сундук, в котором сказки живут. Я сейчас сундук открою и загадки загадаю, а вы их попробуйте отгадать.
Трудно дедушке седому
С грядки урожай собрать.
Он решил друзей позвать
Друг за друга взявшись крепко
Тянут все из грядки… (репку)
Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)
А дорога далека,
А корзинка нелегка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
От родной своей сторожки
Убежал он по дорожке.
Бегать он умел без ног.
Кто же это? (Колобок)
Добрый маленький герой
Разделил свой дом с лисой
А лисица злой была
И зайчишку прогнала.
Сам вернуть свой дом не смог,
Петушок ему помог. (Заюшкина избушка)
Домовой: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, хотите еще поиграть? У меня есть для вас бубенцы!
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы!
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!
Ребятки, давайте выбирать водящего.
Дети встают в круг. Домовой ходит вокруг стоящих детей и приговаривает вместе со всеми считалку:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Стали в круг, давай считать
И водилку выбирать.
Стал им Спиря-Спиридон,
Выходи из круга вон!
Домовой: Водящего выбрали. А кто выберет жмурку?
Кто-то из детей выбирает считалкой жмурку.
Ребенок: Эй, Ванюша, посмотри –
Мы пускаем пузыри:
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой!
Проводится русская народная игра «Жмурка»
Жмурке завязывают платком глаза, а водящему дают бубенцы или колокольчик; выбранные находятся внутри круга. Дети и взрослые ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы-бубенцы,
Раззвонились удальцы!
Диги-диги-диги-дон.
Отгадай, откуда звон?
Игрок с бубенцами ходит в кругу и звонит, а жмурка пытается его поймать. Как только жмурка поймает водящего, эти дети выбирают других игроков.
Игра повторяется 2-3- раза.
После игры дети садятся на скамейки.
Домовой: Как здорово играли! Повеселили вы меня!
Бабушка Марьюшка: Ах, вы мои лапушки! Порадовали бабушку, повеселили мое сердечко! Пришла пора и мне побаловать вас.
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара
С крендельками вкусными,
С калачами, с сухарями,
С пирогами русскими.
Бабушка Марьюшка угощает детей. Проводится чаепитие.
Воспитатель: Спасибо большое за угощение.
А теперь пора прощаться,
Хоть и жалко расставаться.
Приходите и вы к нам,
Рады мы всегда гостям!
Дети благодарят бабушку Марьюшку, прощаются и уходят под русскую народную музыку в группу.
Литература
1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 384 с.
2. Бойчук И. А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством / Бойчук И. А., Попушина Т. Н. - 2-е изд., испр. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 352 с.
3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Князева О. Л., Маханева М. Д. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с.
4. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов / Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.