Марина Симакова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;
- развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности;
- активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы;
- упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Термометр, Измерение температуры“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Материал к занятию:
«Волшебная» коробка, шифры 2-х видов (с усложнением, термометры: водный, воздушный, комнатный, медицинский (электронный и ртутный, карточки с изображением термометров без цифр, 2 тазика с водой (холодная и горячая, карточки для игры «Скажи наоборот».
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я принесла в группу нашу волшебную коробочку. Как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей)
- Давайте посмотрим. (Открывают коробку)
- Что это такое? (шифр, ребус).
- Попробуем расшифровать слова (Задание двух уровней сложности отмечены разным цветом: синий - менее сложный, красный-сложный, дети выбирают самостоятельно.
- Какие слова получились? (термометр, градусник).
- Как вы думаете, что такое термометр, градусник? (приборы для измерения температуры)
- Это название одного прибора или разных? (одного прибора).
- Как расшифровать слова термометр, градусник? (термо- температура, метр- измерение; градусник- измеряют градусы)
- С заданием справились, давайте посмотрим, что появилось в нашей коробочке (открывают-лежат два термометра).
Рассматривают какие термометры (уличный, комнатный).
- Что внутри термометров? (окрашенный спирт)
- Как действует термометр если тепло, холодно? (спирт расширяется, поднимается по трубке, сужается- опускается)
Д/игра «Похожи - отличаются» (сравнение уличного и комнатного термометров)
Предлагаю серию опытов
- Где температура воздуха ниже и почему? (дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе, делают вывод, что на улице температура воздуха ниже).
Почему в группе теплее, чем на улице (защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, лампы влияют).
1 опыт – Посмотрим, действительно ли лампы могут обогревать воздух (настольную лампу включить + термометр) – отмечают температуру на начало опыта и на конец.
2 опыт – Подышали на ладошку. Тепло или нет. ?
Вывод: Лампы и наше дыхание влияют на температуру воздуха в группе.
Что влияет на температуру воздуха на улице? (время года, солнце, ветер и т. д.)
- У меня в руках термометры с разной температурой воздуха (карточки с изображением термометров)
Задание: Определите температуру воздуха и подберите время года, какое подходит к температуре. (Дети определяют, выбирают карточки со временем года, объясняют).
- 20° - зима
0° - поздняя осень, может быть, начало зимы и т. д.
- В какой стране у нас всегда плюсовая температура? (Африка, холодно (Север, Северный полюс)
Физминутка (релаксация). Под музыку.
Пока отдыхали, термометры сломались, стерлись цифры (термометры на карточках)
Каждый индивидуально вписывает цифры.
- Вписали цифры, нужно определить температуру воздуха.
Задание: Вышли мы гулять, было 0°. Пока гуляли, похолодало на 5°. Какая стала температура воздуха к концу прогулки (Дети отмечают красным карандашом)
Посмотрим, может быть в коробке появился еще термометр.
Достали водный термометр – рассматривают.
Можно ли воздушным термометром определить температуру воды? (Нет. Лопнет). Рассматривают, что защищает водный термометр.
Опыт: У меня в двух тазиках вода
Давайте определим температуру воды с помощью термометра.
В одном тазике какая вода? (теплая)
В другом – холодная.
В какой воде столбик будет опускаться к 0°? (холодной). Делают опыт.
(И в горячей и в холодной столбик поднимается выше нуля, почему)
Что происходит при температуре 0° (вода превращается в лед).
Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.
При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит)
Опыт: Нальем в чашку и блюдце горячей воды. Где быстрее остынет? (Предположения детей).
Пока остывает, поиграем. Д/и «Скажи наоборот» (берут карточку, читают).
Растаял – замерз
Здоровый – больной
Холодно – тепло, жарко
Высокая – низкая
Остыл – нагрелся
Поднялся – опустился
Проверяют опыт. Почему быстрее остыла вода в блюдце? (широкое, чашка – узкая.
Вывод: В широкой посуде вода остывает быстрее.
С какими термометрами еще не познакомились? (медицинские)
Смотрят в коробке Два вида термометров. Какие термометры?
(Ртутный и электронный.) Рассматривают термометры. Сравнивают.
Д/и «Хорошо – плохо» (правила безопасности при использовании ртутного).
Измеряют свою температуру тела.
Делают вывод: С какими термометрами познакомились. Принцип действия у всех одинаковый. (расширение - сужение).
Необычный подарок (тест полоска – индикатор).
(Самостоятельно рассматривают и рассказывают принцип действия тест-полоски).