Людмила Правилова
«Перелетные, зимующие и водоплавающие птицы». ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экология. Тема: «Перелетные, зимующие и водоплавающие птицы.
Цель. Обобщить знания детей о зимующих, перелетных и водоплавающих птицах, выявить экологические знания детей.
Образовательная задача. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, между средой обитания и внешним видом птиц. Закреплять и углублять знания детей о перелетных и зимующих птицах. Учить понимать образный смысл загадок.
Публикация «„Перелетные, зимующие и водоплавающие птицы“, ООД по познавательному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Водоплавающие птицы
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Развивающие задачи. Формировать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности, развивать представление о человеке как о части природы. Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать делать выводы. Активизировать речь детей, обогащать их словарь.
Воспитательные задачи. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия к
«братьям нашим меньшим».
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за птицами. Чтение художественной литературы о зимующих и перелетных птицах.
Заучивание пословиц, народных примет об осени.
Демонстрационный материал. Аудиокассета «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса птиц в природе». Картина с изображением поздней осени, иллюстрации с летящими птицами.
Словарная работа. Золотая, разноцветная, величавая, ранняя, поздняя; белогрудая, красногрудый, длинноногий. Образование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Оборудование. Письмо, шкатулка, поделки (бумажные снегири, мешочек с семенами, стаканчики с водой, гусиные и куриные перья, кормушки из фанеры.
Ход ООД.
Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнаем очень много интересного. Мы будем отгадывать загадки, много беседовать, рассматривать иллюстрации, и обязательно вы узнаете, что-то новое, интересное. А о чем мы будем говорить вы догадаетесь сами, когда отгадаете загадку.
Прошла по лугам, по лесам, по полям
Припасы она приготовила нам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Дети. Это осень.
Воспитатель. Правильно, молодцы. А что значит «прошла по лесам, по полям?»
Дети. Лес стал другим: деревья изменили свой цвет, появились в лесу грибы, созрели лесные орехи, созрела рябина и в полях картофель, свекла, морковь. Люди стали делать заготовки на зиму : компоты, сушить и солить грибы.
Воспитатель. Молодцы. Вы знаете, что каждое время года состоит из трех месяце. Назовите месяцы осени.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Ребята, а какими бы цветами вы закрасили каждый месяц осени и почему?
Дети. Сентябрь – желтый, потому что на огорода и садах начали созревать и спеть овощи и фрукты. Листья в сентябре начали желтеть в сентябре много солнца. Октябрь – сиреневый, потому что солнечных дней становится меньше. Прячутся все насекомые, улетают птицы, дуют холодные ветры, листья опадают.
Воспитатель. Молодцы, вы очень наблюдательны. Ребята, в нашей группе есть волшебная шкатулка, куда мы собираем приметы времен года. Давайте откроем её и положим туда осенние приметы, которые вы будете называть во время нашего путешествия.
Послушайте стихотворение.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, ели дождик льется,
Это время года как зовется? (М. Ходякова)
Дети. Осень.
Работа с картиной.
Воспитатель. (выставляется картина на панно с изображением поздней осени). Сейчас стоит поздняя осень. Какое настроение вызывает у вас осенний пейзаж?
Дети. Грустное, задумчивое.
Воспитатель. Назовите, пожалуйста, приметы поздней осени.
Дети. День короткий, а ночь длинная, дожди, с деревьев облетела листва, холодно, иногда идет снег, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель. Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы описали приметы, вы очень наблюдательны.
А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Ласточки» (речь с движением).
Ласточки летели, Бегут по кругу, взмахивая руками, как
Все люди глядели. крыльями.
Ласточки садились, Приседают, сложив руки за спиной.
Все люди дивились.
Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головы.
Взвились, полетели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
(болгарская песенка).
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, слышите, кто-то стучит в окно, посмотрите, здесь письмо на подоконнике. От кого же оно? Давайте прочитаем.
Детский сад «Зернышко», детям подготовительной группы.
Обратный адрес: речка «Бейсуг».
«Здравствуйте, дорогие ребята. Помогите нам разобраться. Утки зовут на юг вслед за скворцами и ласточками. Гуси хотят остаться вместе с воробьями и синицами. Кто прав? Что делать?» Гуси и утки.
Интересное письмо прислали нам гуси и утки. Мы должны помочь им, и подсказать улетать в теплые края или зимовать здесь.
Ребята, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?
Дети. Перелетные птицы.
Воспитатель. А, которые остаются?
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель. А почему птицы улетают?
Дети. Потому что нет еды.
Воспитатель. А почему сначала в сентябре улетели ласточки и соловьи, а потом грачи и скворцы?
Дети. Потому что исчезли насекомые.
Воспитатель. А почему синицы, дятлы, как говорится в письме, не улетели?
Дети. Потому что у них есть еда: ягоды, шишки.
Воспитатель. Как называются эти птицы?
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель. Что делать уткам и гусям? Пора ли им улетать?
Дети. Нет, потому что еда у них еще есть: головастики, жучки, болотные и речные растения, вода еще не замерзла.
Воспитатель. Давайте поиграем, пусть все послушают, какие мы с вами знатоки птиц. Отгадайте загадки о птицах (воспитатель загадывает загадку, ребенок выбирает отгадку из разнообразных картинок перелетных и зимующих птиц и показывает детям, воспитатель берет у птички
«интервью»).
В черной в крапинку рубашке
Щеголяет эта пташка
Прилетает к нам весной,
Домик обживает свой.
Все личинки соберет,
Песню по весне споет.
Воспитатель. Почему, ты птичка, улетаешь?
Ребенок. Это скворец. Потому что наступила осень.
Воспитатель. А что ты любишь на обед?
Ребенок. Я люблю червячков, насекомых.
Воспитатель.
Прыгает мальчишка в коричневом пальтишке,
Прыгает он у крыльца – покормите молодца.
Крошек, зерен ему дайте,
Ну и кто он, отгадайте.
Ребенок. Это воробей.
Воспитатель. А ты птичка улетаешь?
Ребенок. Нет я холода не боюсь.
Воспитатель. А что ты любишь на обед?
Ребенок. Зернышки клевать люблю, на деревьях ягоды.
Воспитатель.
По лужам он важно бродит,
Из воды сухим выходит
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Ребенок. Это гусь.
Воспитатель. А ты птичка улетаешь?
Ребенок. Только, когда замерзнет речка.
Воспитатель. А что ты любишь на обед?
Ребенок. Головастиков, жучков, речные растения.
Воспитатель.
Птица в платье черно-белом
Растрещалася без дела.
Эту птицу назовите,
Птицу черно-белую,
Стрекотунью смелую.
Ребенок. Это сорока.
Воспитатель. А ты птичка улетаешь?
Ребенок. Я морозов не боюсь.
Воспитатель. А что ты любишь на обед?
Ребенок. Ягоды, шишки.
Воспитатель.
Курлычет он, к нам прилетая,
Живет в болотах, на лугах,
Он птица серая, большая,
На длинных тоненьких ногах.
Ребенок. Это журавль.
Воспитатель. А ты птичка улетаешь?
Ребенок. Да, я улетаю в теплые края.
Воспитатель. А что ты любишь на обед?
Ребенок. Я люблю лягушек.
Воспитатель.
Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
Ребенок. Я дятел.
Воспитатель. А ты птичка улетаешь?
Ребенок. Я морозов не боюсь.
Воспитатель. А что ты любишь на обед?
Ребенок. Жучков, которые живут по корой деревьев.
Воспитатель. Вы молодцы, ни разу не ошиблись. Ребята, а как можно назвать птиц одним словом, которые обитают в воде?
Дети. Водоплавающие.
Воспитатель. Вы не задумывались, почему они не намокают, находясь, целый день в воде. Давайте проведем опыт.
Опыт с перьями.
Воспитатель. Для опыта мы возьмем с вами гусиное перо и перо любой птички, которая не живет на водоемах. Это может быть перо голубя, воробья и т. д. Конечно, найти их очень сложно и мы воспользуемся пером курицы.
Цель: Учить устанавливать связь между средой обитания и внешним видом птиц.
Материалы и оборудование. Перья куриные и гусиные, емкости с водой.
Ход опыта.
Дети рассматривают перья, смачивают их водой.
Воспитатель. Ребята, что вы увидели?
Дети. На гусином пере вода не задерживается, а куриное намочилось. Воспитатель. Как вы думаете, почему? Давайте мы вместе с вами сделаем вывод нашему опыту.
Вывод.
У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой
гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вода с жирных перьев
скатывается, и перья гусей и уток остаются сухими. Это жизненно необходимо перелетным птицам. Если во время перелета птиц застанет дождь их перья не намокнут («как с гуся вода») и в воде они не замерзнут,
потому что сквозь жирные перья вода не проникнет к их телу.
Воспитатель. (рассказывает и показывает иллюстрации с изображением летящих птиц) А знаете ли вы, как выстраиваются гуси, когда летят? (треугольником, клином). Впереди летит вожак, он самый сильный, самый большой гусь. Он сильно машет крыльями, создает воздушный поток и тем, кто летит за ним лететь в этом потоке легче. Воздушная струя передается от одного гуся к другому по цепочке и поэтому все молодые гуси летят позади, так легче лететь. Потом во время полета гуси меняются. То есть, те, что были впереди, перестраиваются и летят сзади. Но перелеты длинные, многие не долетают, погибают. А что будет, если не станет птиц, если мы не убережем зимующих, не накормим их вовремя?
Дети. Насекомых станет много, они съедят листья, мы задохнемся без кислорода, который вырабатывают листья.
Воспитатель. Мы все нужны друг другу, мы часть природы. То что вы настоящие друзья птиц я убедилась, потому что мы собрали с вами
целый мешок семян. (показать мешочек). Здесь и пшеничные зернышки, тыквенные семена и подсолнуха. Молодцы.
(воспитатель вносит готовые кормушки) Эти кормушки сделали ваши папы.
Мы с вами повесим их на деревья, чтобы корм не заносило снегом, и птицы знали где есть корм.
Заключительная часть.
Давайте с вами поиграем в игру «Снегири» (речь с движением).
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы
В красных майках снегири.
Распушили перышки, Частые потряхивания руками, опущенными
Греются на солнышке. вниз.
Головой вертят, 2 поворота головы на каждую строку.
Улететь хотят,
- Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками,
За метелью, за метелью! как крыльями.
Воспитатель. Ребята, наше путешествие заканчивается. Вы настоящие друзья птиц. Много о них знаете. О чем мы говорили? В какие игры играли?А теперь скажем шкатулке последние приметы, по которым наши водоплавающие сразу поймут, пора ли им лететь. «Вода замерзает – гусь улетает».
«В ноябре зима с осенью борются».
«Гусь улетает – снег выпадает».
И закроем нашу шкатулку, попросим наших гостей, чтобы они отправили нашу посылочку на речку.
И подарим им снегирей, которых мы сделали на занятии по ручному труду. Пусть не забывают о братьях наших меньших.