Анна Селдушева
Конспект ООД по формированию целостной картины мира детей старшей группы на тему «Мордовские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
ДЕТЕЙ старшей ГРУППЫ НА ТЕМУ
Разработала: воспитатель
Селдушева Анна Александровна
2013г.
Публикация «Конспект ООД по формированию целостной картины мира детей старшей группы на тему „Мордовские посиделки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к мордовской культуре через ознакомление с предметами быта мордовского народа, устное народное творчество и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Приобщать детей к культуре мордовского народа : бытом обычаями, гостеприимством.
2. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, народными промыслами.
3. Развивать навыки художественного творчества детей посредством проектной деятельности.
4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.
5. Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
6. Содействовать развитию речи, развивая навыки речевого общения.
Оборудование: предметы быта старины : прялка, веретено, коврик, лапти, деревянный конь, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; украшения: бусы, браслеты, ленты; клубок шерсти, лоскутки, угольки, элементы к мордовскому орнаменту.
Занятие проводится в мордовской комнате с печью
Звучит мордовская мелодия, дети в мордовских костюмах входят в комнату.
Девочка-хозяйка в сарафане приветствует гостей (детей).
Воспитатель. Шумбрачи вечкевикс ялгат! (Здравствуйте, дорогие гости)
Девочка-хозяйка. Хорошему гостю
Хозяин рад!
(дети отвечают на приветствие известными им пословицами)
Дети
- Хозяюшек в дому, что оладушек в меду
- Много гостей, много новостей
- Что есть в печи – на стол мечи!
Воспитатель. В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой мордовской избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Девочка-хозяйка.
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Каравай мы вам подносим
Поклонясь отведать просим.
(воспитатель принимает каравай и благодарит с поклоном)
Воспитатель. Знакомь нас со своим домом хозяюшка.
Девочка-хозяйка. Проходите гости дорогие. Милости просим.
Воспитатель. Ребята, мы не раз приходили в эту избу и говорили о предметах быта. Мы знаем, что некоторые предметы делали на посиделках.
Найдите и расскажите мне о них.
Дети.
Вот полотенце. Посмотрите, какое оно красивое, как аккуратно с любовью вышито мордовскими узорами. Мне оно очень нравится. Я думаю, что мы с бабушкой вышьем такое полотенце.
- Лапти – они плетеные. Лапти плели из лыка. Лыко добывали и обрабатывали из липы. Я с интересом всегда рассматриваю старинные предметы быта.
- Коврик – тканый. Он выткан из разноцветных лоскутков и ниток.
Воспитатель. Ребята, а теперь я приглашаю вас на посиделки.
(дети сели)
Воспитатель. Издавна мордовский народ славился своим трудолюбием.
А сколько народных умельцев было среди мордвы.
Посмотрите сколько полезных и красивых предметов они изготовили.
Вот такую шкатулку они изготовили из бересты (показывает) в которой хранились мелкие предметы и украшения.
Воспитатель. Оглянитесь по сторонам, и вы найдете предметы, которые сделали мордовские умельцы.
Дети. Мордовские умельцы сделали прялку. За прялкой женщины пряли пряжу. Потрогайте пряжу какая она мягкая, нежная, теплая.
А это что такое? (веретено)
Женщины понемногу вытягивали шерсть скручивая ее и превращая в ниточку, а веретено в этом помогало и накручивало на себя шерстяную нить. Давайте как мы вместе попрядем.
Пальчиковая гимнастика «Веретено».
«Ну-ка, братцы, за работу!»
Покажи свою охоту
Шерсти клок я возьму
И с друзьями попряду
И Машенька пряди
И Марфушенька пряди
И Дуняшенька пряди
И Катюшенька пряди
А Настюшенька ну, пожалуйста.
- Ступа – в ней толкли зерно, превращая ее в муку.
Из чего сделана ступа? (из дерева)
Подойдите к ступе, достаньте до дна рукой, ступа какая (глубокая)
Представьте как тяжело было мастерам выдалбливать такую глубину.
- Кувшин. Он сделан из глины. В кувшине хранили молоко. В таком оно долго не скисало.
- Вот сундук деревянный. В таком сундуке женщины хранили свое добро.
Воспитатель. И стоит, покрыт коврами
Сундук с хозяйским добром.
Девочка-хозяйка. А в моем сундуке много добра. Там хранятся предметы, которые народные умельцы делали для детей.
Что это? (игрушки)
(Девочка вытаскивает корзину с игрушками)
Воспитатель. Что это за игрушка?
Дети. Это деревянный конь. Сделана игрушка мастерами с Подлесной Тавлы. Игрушка деревянная, на ней вырезаны мордовские узоры.
Воспитатель. А это кукла. Вот с такими куклами играли дети в древние времена. В те времена не было кукол. И делали их из подручного материала из куска ткани, из ложки и из чурочки. Женщины брали кусок ткани, сворачивали в трубочку, перевязывали посередине шерстяной нитью, рисовали угольком глазки и заворачивали в другой лоскуток. И девочки с удовольствием играли в такие куклы. Мама клала их в колыбельку младенцем, сама садилась за прялку. Ногой качала колыбельку, а руками пряла пряжу и пела колыбельную песню. А старшие братья и сестры помогали ей укачивать малыша.
(Воспитатель поет колыбельную песню)
(Стук в дверь, заходит кукла мордовка)
Воспитатель. К нам еще одна гостья пришла на посиделки.
Проходи будь нашей гостьей.
Что за гостья к нам пришла.
Дети. Это Алдуня.
Воспитатели. Ребята, в какой костюм она одета.
Дети. Она одета в мордовский костюм.
Воспитатель. Давайте покажем Алдуне как мы умеем составлять мордовский узор, который у нее на костюме. Воспитатель, наши ребята тоже умеют составлять мордовские узоры.
Поиграем в игру «Собери мордовский узор»
Воспитатель. А мы с хозяйкой хотим загадать для ребят загадки.
Загадки:
- Кто в избе рогат? (ухват)
- Черный конь скачет? (кочерга)
- Стоит толстячок, блестит бочок шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)
- Он по горнице гуляет пыль, и мусор собирает (веник)
-Бычок рогат в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват)
-Кривая собака в печку глядит (кочерга)
- Никогда не ест, о только пьет да кипяток льет (самовар)
Воспитатель. Молодцы ребята все загадки отгадали.
Воспитатель. А ну ка ребята позабавим нашу хозяюшку.
Воспитатель. Любят в праздники рядиться
Наши мордовские девицы
Ожерелья, серьги, бусы
Ленты в косах до земли
(дети наряжаются)
Воспитатель. Собирайся народ в наш веселый хоровод.
Воспитатель. Издавна мордовский народ поклонялся солнцу, пел разные песни, заклички.
И мы попросим солнышко появиться и согреть наши пальчики
(Пальчиковая гимнастика «Шиня листь»)
Солнышко.
Шиня листь, шиня листь
Кажнай сурняньконь – хлопают в ладоши.
Минь иждьк
Сурне! – показывают пальчики
Фкя! – соединяют большие пальцы
Кафта! – соединяют указательные
Колма! – средние
Ниле! – безымянные
Вете! – мизинцы
Мон работан – сжимают кулачки
Посмотрите – кланяются ладошками
Воспитатель. Как мне понравились наши посиделки, знаем теперь какими предметами пользовались наши прадедушки и прабабушки. Нам было весело и приятно погостить у тебя Хозяюшка. Пора нам и честь знать.
Хозяюшка. На дорожку пирогов вам напекла. Доброго здоровья. Досвиданья.
Литература.
«С чего начинается Родина?» под ред. Л. А. Кондрышевской
Волчкова В. Н. Степанова Н. В.
«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»
«Валдоня» Программа и методические рекомендации