Ольга Янко
Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Жители кошелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по «Финансовой грамотности, или экономика для малышей» в подготовительной группе на тему: «Жители кошелька»
Тема: «Жители кошелька».
Цель: сформировать первоначальное понятие о наличных и электронных (безналичных) деньгах;
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кошелек
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
- продолжить формировать представление о понятиях: «цена», «сдача», «банкнота», «монета».
Развивающие:
- развивать логическое мышление детей, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать личные качества ребенка: активность, самостоятельность, творчество.
Методы и приемы: наглядные (просмотр);
словесные (объяснение, вопросы, словесная инструкция, указание);
игровые (организация фрагмента сюжетно-ролевой игры).
Оборудование:
- проектор, ноутбук, музыкальное сопровождение;
макет банкноты с указанием номинала (вместо цифр – цветочки) для каждого ребенка;
макеты банкнот;
«товары» для магазина, среди которых: инструменты для рукоделия (например, пластилин, краски, нитки, товары для дома (например, будильник, полотенце, прихватка для кухни, соль;
таблички с ценами на все «товары»;
две пластиковые карты;
изображение маленького мешочка соли и большого количества золотых монет, изображение большого пакета с надписью «соль» и несколькими банкнотами;
Предварительная работа: беседа о профессиях, экскурсия в магазин.
Словарная работа: наличные и электронные (безналичные) деньги, касса.
Интеграция разделов : познавательное развитие, художественно-эстетическое.
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте все вместе поприветствуем их.»
Дети: «Здравствуйте».
Воспитатель: «Становитесь в круг, ребята и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: «Давайте поиграем в игру «Оплата покупок». Где нам приходится оплачивать покупки?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Я приглашаю вас в магазин. Мы будем не только выбирать товар, но и учиться платить за него на кассе. Что такое касса?»
Дети говорят свои варианты.
Воспитатель: «Касса – это то место, где мы расплачиваемся за товары и услуги, которые хотим купить. В нашем магазине есть много товаров. Это игрушки, товары для дома и рукоделия».
Все товары расставляются в хаотичном порядке и демонстрируются детям.
Воспитатель: «Давайте вспомним, что есть у всех товаров в магазине? Отгадайте загадку.
На товаре быть должна обязательно?
Дети: Цена
Воспитатель: «Цена. Вот и у наших предметов есть свои цены. Как вы думаете, что здесь самое ценное и дорогое?»
Ответы детей.
– Например, часы-будильник
Воспитатель: «А что стоит дешевле всего?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Это соль. Раньше соли было мало, и она стоила очень дорого (демонстрация рисунка с маленьким мешочком соли и большим количеством золотых монет). И только со временем, когда ее научились добывать, используя для этого разные машины, ее стало много, и она стала стоить намного дешевле (рисунок с изображением большого пакета с надписью «соль» и несколькими банкнотами).
Воспитатель: «Что же нам будет нужно, если мы захотим себе что-нибудь купить?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Деньги. Я всем раздам одинаковые банкноты, с помощью которых в нашем магазине вы сможете купить то, что понравится».
Воспитатель раздает изображения банкнот детям.
Воспитатель: «Теперь по очереди подходите ко мне и выбирайте то, что хотите купить.»
Воспитатель принимает деньги, отдает товар и сдачу каждому (примерно соразмерно ее реальному значению).
Воспитатель: «Те деньги, которые вы получаете обратно, называется сдача.»
После завершения задания по покупке товаров воспитатель организует беседу.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что вы купили, сколько денег у вас осталось, какую вы получили сдачу? Чем дороже ваша покупка, тем меньшую сдачу вы получили, а это значит, что денег у вас осталось меньше.»
Сравнение оставшихся денег у детей с самой ценной и самой дешевой покупкой.
Воспитатель: «У кассиров много работы, иногда они могут случайно ошибиться. Для этого всегда нужно проверять, правильно ли вам выдали сдачу. Если будете хорошо учиться в школе, то будете делать это быстро. А умело распоряжаясь деньгами, сможете купить все то, что вам нужно».
Рассказ о пластиковых карточках.
Воспитатель: «Ребята, присаживайтесь на свои места»
Воспитатель: «Где мы носим наши деньги, монеты и банкноты?»
Дети: В кошельке.
Воспитатель: «В кошельке. Они у нас в наличии, поэтому и называются наличными. Еще бывают безналичные деньги. Их нет у нас в кошельке, а хранятся они на пластиковой карточке (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.
Дети рассказывают.
Воспитатель: «А теперь послушайте историю, которая произошла с котом Белобоком.
…Пошел кот Белобок в магазин к Михайло Потапычу за продуктами. Первым делом поспешил в молочный отдел. Давно кот не лакомился своей любимой сметаной. Принюхивался, приценивался, выбирал и так увлекся, что не заметил Лису Рыжий хвост, которая, как оказалось, тоже неравнодушна к молочным продуктам.
– Приятно, когда у настоящих друзей вкусы совпадают, – решил Белобок.
Набрав полную корзину товаров, кот и Лиса подошли к кассе. Белобок долго собирал по всем карманам монетки.
– Вечно они теряются, норовят убежать в дальний угол кармана, затеряться за подкладкой, из лап выскользнуть, – ворчал кот. Лиса Рыжий хвост нетерпеливо поторапливала кота. Наконец Белобок расплатился за товар. Но не успел он переложить продукты из магазинной тележки в сумку, как Лиса уже отошла от кассы, махнула рыжим хвостом на прощание и поспешила к выходу
– Ну и быстро же управилась Лисонька, – удивился Белобок.
Он видел, как Лиса не стала собирать по карманам монеты или шуршать банкнотами в кошельке. Она протянула барсуку-кассиру пластиковую карту, тот быстро вставил ее в аппарат, вернул Лисе карту и выдал чек.
– Что за волшебная карта, – подумал Белобок. – Хорошо бы такую иметь. И Белобок решил задержаться в магазине, пока не выяснит все о чудо-карте, расспросит Михайло Потапыча, что да как.
Как раз и хозяин магазина пожаловал в торговый зал. Кот поспешил навстречу Михайло Потапычу. Медведь подробно рассказал Белобоку о том, как с помощью карты расплачиваться за покупки. Оказывается, как понял Белобок, пластиковая карта может заменить наличные деньги. С ее помощью можно расплатиться за любой товар. Это намного быстрее и удобнее.
– Да, – размышлял Белобок, – экономится время при оплате товара, покупатели не задерживаются у кассы, не возникает очередь, не надо считать сдачу.
– Но самое главное, – добавил Михайло Потапыч, – карту можно всегда носить с собой, она имеет защиту – секретный пароль (код, который знает только ее владелец. При потере или утрате карты деньги не исчезнут.
– Как все продумано, – решил Белобок и поспешил в банк за пластиковой картой, которая будет равноценной заменой монет и банкнот.
Воспитатель: «О каком новом способе оплаты покупки узнал Белобок? Почему пластиковая карта удобнее монет и банкнот? А в чем ее неудобства?»
Дети: Удобно тем, что не нужно считать деньги, а просто приложил карточку и деньги сами списались.
А неудобства в том, что можно забыть пароль.
Воспитатель: Ребята, что-то наш кот Белобок засиделся, да и нам пора размяться. Повторяйте, ребята, за мной!
Воспитатель читает стихотворение и выполняет движения согласно тексту, дети повторяют за воспитателем движения.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, повернуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Воспитатель: Скажите, за что получают деньги?
Дети : За выполненную работу
Воспитатель: Во и нам кот Белобок предлагает представить, что мы работаем на посудной фабрике. Смотрите, как много новых чайников сделали рабочие, но они пока еще белые и не разукрашены причудливыми узорами (показывает фигурки заварочных чайников, вырезанных из бумаги).
– У каждого из вас на столе есть карандаши (фломастеры). Сейчас вы станете мастерами по росписи чайников.
Воспитатель раздает детям фигурки чайников, дети разрисовывают чайники.
– Какие красивые получились у вас чайники (показывает все чайники поочередно). Вы славно потрудились и заработали свою первую заработную плату! Вот вам ваша зарплата!
Раздает детям медальки («зарплату»).
Воспитатель: «С какими деньгами мы сегодня познакомились? Как называются деньги, которые мы носим с собой в кошельке и они есть у нас в наличии?»
Дети. Наличные.
Воспитатель: «А еще какие бывают деньги, где они хранятся?»
Дети. Безналичные (электронные, на пластиковой карточке.
Воспитатель: «А что удобней? Карточка или кошелек с монетами и банкнотами?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Карточки – это удобно, но их могут принимать не во всех магазинах. Ваши родители носят с собой карточки и кошельки с деньгами для того, чтобы платить за проезд в автобусе, покупать продукты в небольших магазинах. Поэтому и вам необходимо научиться хорошо считать, чтобы не потерять деньги».