Зорина Галия Хатыповна
Конспект образовательной деятельности для муниципального этапа конкурса «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект дневной образовательной нагрузки по образовательной области «Речевое развитие» в форме квест – игры «Семицветик знаний»
Тема: Развитие речи. Звуковая культура речи.
Группа: старшая группа от 5 до 6 лет.
Цель: создание благоприятных условий для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Программные задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности для муниципального этапа конкурса „Воспитатель года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
1. Воспитательные : воспитывать интерес к родному слову, языку, воспитывать навыки сотрудничества в игре; совершенствовать умение слушать других, внимательно не перебивая собеседника; интерес к результатам своей деятельности.
2. Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор.
3. Образовательные : учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с], [ш]; упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком; учить детей выделять последовательность звуков в простых словах; правильно отвечать на вопросы.
4. Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Наглядный материал и оборудование:
Оборудование: мяч, карточки с заданиями, колонка.
Демонстрационный материал: иллюстрации, картинки-игра «Помоги Соне и Шуре», разноцветные лепестки, схемы слов, карточки с предметами.
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа, карточки с предметами.
Предварительная работа: просмотр мультфильма, «Цветик -семицветик», беседа о звуках.
Ход квест - игры:
Организационный этап : Дети и воспитатель строем заходят в группу. Останавливаются на паласе.
Воспитатель : Дети поздоровайтесь с гостями, которые к нам сегодня пришли. Давайте поздороваемся друг с другом. Встаньте в круг протяните правую руку в центр. Соприкоснитесь ладонями, качая ими вверх и вниз, повторяйте за мной: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» Опустите руки. Это вы подарили друг другу тепло и радость.
Воспитатель : А теперь тихо девочки займут свои места, а потом мальчики.
Проверка готовности детей:
Воспитатель : Дети, приготовьтесь к увлекательному занятию,
Глаза смотрят увлекательно, а уши слушают внимательно!
Работаем активно, играем позитивно!
Мотивация к организованной деятельности детей
Воспитатель : Сегодня я хочу поиграть с вами квест-игру «Семицветик Знаний». А называется она так по тому, что за каждое правильное выполненное задание, мы получим лепесток семицветика. И в конце нашего мероприятия мы составим «СЕМИЦВЕТИК ЗНАНИЙ».
Но прежде чем мы приступим к выполнению заданий, сделаем разминку. Слушайте меня и повторяйте за мной движения.
Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и рассказал им стихотворение:
- Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы. Закончили упражнение.
II. Основной этап :
1 задание. Звук ветра, прилетает красный лепесток:
Воспитатель : Ветер принес нам первый лепесток с заданием, дети сядьте ровно, выпрямите спинку и отгадайте загадки:
Всю ночь летает
Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло (сова). (повесть картинку совы)
Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?
Правильно, со звука «С». Скажем хором отрывисто три раза С-С-С.
Следующая загадка:
Их частенько набиваем,
Если что то мы не знаем
А вот елям все равно их у них полным полно (шишки). (повесть картинку шишки)
Молодцы, угадали. С какого звука начинается слово шишка?
Правильно, со звука «Ш». Скажем хором отрывисто три раза Ш-Ш-Ш.
Вы уже догадались, с какими звуками мы будем сегодня работать?
(Ответы детей)
Воспитатель : Тихо! Кажется Сова что то говорит нам (подойти к сове прислонить ухо, сделать вид что внимательно слушаю). Дети Сова предлагает нам поиграть в игру «Не ошибись!» Я произнесу слово, если в нем слышится звук С - вы машете руками, как Сова крыльями, а если слышится звук Ш – превращаетесь в шишку, сделав руками домик над головой. Если не слышите данных звуков, кладем руки на парту перед собой. Звуки повторять не нужно.
Воспитатель, вперемешку называет слова, содержащие данные звуки, а дети дают ответ соответствующим движением.
Воспитатель : шар, сок, шапка, нос, ландыш, стол, Чебурашка, телефон. Молодцы справились с заданиями. Лепесток наш.
2 задание. Звук ветра, прилетает синий лепесток:
Воспитатель : ветер принес нам второе задание «Обведи предмет».
Перед вами лежат карточки с предметами. Вам нужно карандашом обвести те предметы, в названии которых есть звук «С» или «Ш». Но сначала пусть наши пальцы поздороваются друг с другом. Держите руки перед собой и повторяйте за мной (каждую строчку с движением проговаривает воспитатель затем дети) :
Этот палец - Илюша (большой палец,
Этот палец - Ванюша (указательный,
Этот палец - Алеша (средний,
Этот палец - Сережа (безымянный,
Ну а младшенький – Степан (мизинец).
Воспитатель : берите карандаши и приступайте к заданию. (самостоятельная работа детей).
Пока дети работают воспитатель говорит : Кто закончит, садится ровно и поднимет руку держа локоть на столе. Ваня, какой звук ты нашел в каком слове? (спросить троих детей, дети отвечают по форме я нашел звук …. в слове ….)
Воспитатель : Молодцы, лепесток наш. Карандаши и карточки отложите в сторону.
3 задание. Звук ветра, прилетает зеленый лепесток:
Воспитатель : Дети посмотрите (показывает картинку с драконами, на желтом лепестке прилетели два дракона девочка Соня и мальчик Шура. Они просят о помощи. Ветер перемешал их картинки и Соня с Шурой запутались где чьи. Но есть подсказка картинки Сони со звуком «С», картинки Шуры со звуком «Ш».
Воспитатель : (подходит к месту для групповой работы, берет коробку с буквами С и Ш) Дети подойдите все ко мне (встают полукругом) скажите, а чем обозначаются звуки на письме? (буквами). Правильно. Возьмите по одной карточке из коробки. Что у вас на карточках? У кого буква ЭС будет помогать Соне, а у кого буква ША – Шуре. (дети расходятся по группам). Из всех картинок нужно выбрать картинки Сони и картинки Шуры, помня про подсказку.
(дети выполняют задание, воспитатель проверяет правильность)
Воспитатель : А теперь девочки, занимают свое место, затем мальчики. Желтый лепесток наш.
4 задание. Звук ветра, прилетает голубой лепесток:
Воспитатель : Голубой лепесток предлагает поиграть в игру «Найди отличие»
Произнесем вместе МИШ-Ш-ШКА, а теперь МИС-С-СКА.
Как вы думаете, в чем отличие в этих словах? (дети говорят отличие в звуках С и Ш)
Давайте определим эти звуки гласные или согласные? Произнесём с-с-с есть преграда при произношении? ( Ответы детей: Дааа) Значит какой он? ( Ответы детей: согласный). Звук «Ш» определите сами. Какой он? ( Ответы детей: согласный) Почему? (есть преграда при произношении - язык).
А какими могут быть согласные звуки? (глухими и звонкими) С и Ш у нас какие? (кладем руку себе на горло и произносим ссссс, шшшшш, если горло дрожит то звук звонкий, если нет то звук глухой, давайте для сравнения вспомним звук ззззз, дрожит горло? Это звонкий звук)
Какими еще бывают звуки? (твердые и мягкие). С какой? А Ш?
Дети у звука Ш есть секрет, он всегда твердый. Повторим хором: звук «Ш» всегда твердый. Ваня какой секрет есть у звука Ш? (Он всегда твердый)
Как вы считаете, что общего у этих звуков? (Они глухие и согласные)
А чем отличаются эти звуки?
Верно, у звук «Ш» всегда твердый, а «С» может быть мягким, ещё звуки отличаются произношением, артикуляцией.
Где находится у нас язычок, когда мы произносим звук С? (внизу, а когда произносим звук Ш (вверху).
Воспитатель : Лепесток предлагает нам игру «Определи, место звука в слове».
(Вывешиваю картинку с изображением Сапог.)
-Что это? (сапоги)
- Произнесите слово С-с-сапоги.
- Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова? (в начале.)
- Молодцы! Т. к. звук слышится в начале слова, я поставлю синюю фишку в первую клетку. Согласный звук обозначается синим цветом. У вас на столах такие же карточки с тремя клетками как на доске. Первая клетка – начало слова, вторая клетка – середина слова, третья клетка – конец слова. Поставьте фишку в ту же клетку, как и у меня. (Ставят фишку.)
Аналогично разбирается с воспитателем слово Рис и слово Маска.
Воспитатель : А теперь мы также поработаем со звуком Ш, и определим его место в слове. Только работать вы уже попробуете самостоятельно.
(Чашка, Шапка, малыш.)
(Сначала вешаю на доску картинку со словом чашка.)
-Что это? (чашка)
- Скажите слово чашка медленно. (Чааа-ш-кааа.)
- Где слышится звук Ш? (в середине.)
- Поставьте фишку в нужную клетку. Ваня поставит фишку на доске.
(Сначала просматриваю правильность выполнения задания, затем спрашиваю 2-3 детей, куда они поставили фишку. Прошу двух трех детей поставить фишку на доске.)
Воспитатель : молодцы, желтый лепесток наш.
5. Звук ветра, прилетает белый лепесток
Воспитатель : Белый лепесток принес нам задание «Замени звук». Перед его выполнением немного отдохнем
Встаньте возле своих мест, повторяйте за мной слова и движения:
Са-са-са – хитрая лиса (хлопаем в ладоши)
Су-су-су – живет она в лесу (маршируем)
Сы-сы-сы – много дела у лисы (руки на пояс, повороты вправо влево)
Со-со-со – она крутит колесо (крутим руками педали перед собой)
Ша-ша-ша – наша Маша хороша (гладим себя двумя руками по голове)
Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо (показываем класс пальцем, качаем в такт)
Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу (глубокий вдох подъем рук вверх, выдох опускаем руки в низ)
Ши-ши-ши – тихо сядут малыши (дети садятся)
Воспитатель (опросить каждого ребенка, если есть время) : я вам буду кидать мяч и говорить слог со звуком [С], а вы замените на звук [Ш], например са – ша.
Ас-аш, Со – Шо, ос – ош, Су – Шу, ус – уш, Сы – Шы, ыс – ыш, Си – Ши, ис – иш, юс – юш, эс – эш, ес - еш
Воспитатель : Молодцы, еще одно задание выполнено, еще один лепесток наш.
6. Звук ветра, прилетает фиолетовый лепесток:
Воспитатель : Фиолетовый лепесток просит нас встать в круг и поиграть в «Звуковой кубик». Дети встаньте в круг. Я прошу вспомнить все слова, которые вы услышали на сегодняшнем занятии. По очереди бросаем кубик на пол, если на грани кубика выпадает картинка с шишками – нужно назвать слово со звуком [Ш], а если выпадет картинка с совой – нужно назвать слово со звуком [С].
(играем в игру)
III Заключительный этап :
Подведение итогов. Рефлексия:
7. Звук ветра, прилетает оранжевый лепесток:
А сейчас вы должны выполнить последнее 7 задание: на доске три солнца с разными настроениями. Вам нужно прикрепить к ним лучи. Если вы узнали что-то новое и вам понравилось занятие крепим луч к солнцу с улыбкой со словами я узнал, что …. Или мне понравилось …Если вы сомневаетесь или затруднялись на занятии крепим луч к серьезному солнцу со словами мне было немного сложно …. Если вы ни чего не запомнили в ходе занятия и вам было не интересно крепим луч к грустному солнцу со словами я совсем не понял ….
Итог занятия.
Воспитатель : Сядем ровно, руки положите перед собой, ноги вместе, спина прямая, глаза на меня.
Посмотрите у солнышка с улыбкой больше всего лучей, это значит, что большинство из вас узнали, как правильно произносить звуки «С» и «Ш», описали их, научились находить их в словах.
Вот мы и выполнили все задания, прошли квест и у нас получился Семицветик Знаний, который останется в вашей группе и будет напоминать о том, что:
Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!
Спасибо, вы все молодцы, мне было приятно с вами работать. Квест – игра окончена. Постройтесь для перехода в другую группу.