Елена Твердохлебова
Конспект НОД «Веселая ярмарка» (старшая группа)
Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах русских мастеров.
Задачи: научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
Закрепить знания детей о народных художественных промыслах русских мастеров,в частности, Хохломской, Дымковской, Городецкой, Филимоновской росписей и Гжели.
Активизировать словарь: Хохлома, дымковская, филимоновская игрушка, гжель, городецкая, ярмарка, закрепить значение слова: ярмарка.
Развивать диалогическую речь через участия в беседе.
Публикация «Конспект НОД „Веселая ярмарка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
Оборудование: изделия народно-прикладного искусства, платки 6 шт., дидактические игры "Разрезные картинки", "Чудо узоры", сюжетные картинки для составления рассказов, изображения предметов, относящихся к разным видам росписей, фонограмма с музыкальной композицией "Русская ярмарка".
Предварительная работа: Рассказ воспитателя об истории промысла. Знакомство с дымковскими, филимоновскими игрушками.
Рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства.
Расписывание изделий, бумажных макетов элементами росписи под хохлому, гжель и дымку.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сегодня пойти на ярмарку. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы знаете, что такое ярмарка?
Дети: Это место, где торгуют люди различными товарами.
Воспитатель: Давайте закроем глаза и скажем: "Раз, два, три - на ярмарку пошли"
(Дети повторяют. Звучит фоновая музыка. Дети подходят к 5 столам, на которых разложены дымковские, филимоновские игрушки, хохломская посуда, гжель, городецкие доски. Каждый стол прикрыт платком.)
Мы подошли к лотку, где продают игрушки. Чьи они?
Дети: Дымковские!
Воспитатель: А как вы узнали? (рассматриваем, из чего они сделаны, кого изображают, как расписаны).
А как, по-вашему, веселые эти игрушки или наоборот грустные?
Что, глядя на них, делать хочется? (танцевать).
Воспитатель: Пойдем дальше. А какие это изделия?
Дети: Это изделия гжельских мастеров.
Воспитатель: Давайте посмотрим на гжельскую посуду. Мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые. В цвете бело-голубом. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
Идемте к другому лотку. Посмотрите, и здесь продают посуду, а какую угадайте?
Дети: Здесь продают хохломскую посуду.
Воспитатель: Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому.
Воспитатель: Что же у нас за следующим прилавком продается? Узнаете?
Дети: Здесь продаются филимоновские игрушки. (рассматриваем, из чего они сделаны, кого изображают, как расписаны).
Воспитатель: За пятым прилавком не посуда, не игрушки, а доски. Какой росписью они расписаны?
Дети: Доски расписаны городецкой росписью.
Воспитатель: Вот так раньше народные умельцы расписывали игрушки, посуду и продавали все на ярмарке.
А еще люди придумывали загадки о своем ремесле. Хотите попробовать отгадать?
(Дети отгадывают загадки и находят на столах предметы с нужной росписью.)
Загадка 1. Есть в России уголок,Где из труб идет дымок. Знаменита деревушкаЯркой глиняной игрушкой:Свистульками звонкимиС голосами тонкими,Пестрыми фигурками,Кошечками Мурками. Змейки, ленточки и точки, Клетки, кольца, завитки. Веселит, ласкает взорПестрый (Дети – "дымковский") узор.
Слушайте 2 загадку. Посуда не простая,А точно золотая,С яркими узорчиками,Ягодками и листочками. Называется онаЗолотая (Дети хором – "Хохлома").
Слушайте 3 загадку. Фарфоровые чашки, Подсвечники, часы,Животные и птицы Невиданной красы. Голубизну небесную,Что сердцу так мила,Кисть мастера на чашечкуЛегко перенесла. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Ее названье (Дети хором – "Гжель").Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине – красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)
. По розанам и купавкам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот так удаль молодецкая
Это роспись…. (Городецкая)
Воспитатель: Ребята, на ярмарке люди не скучали : пели, плясали, играли в игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру "Цапки".
- Под моею крышей поселились мыши,
Заяц, белка, жаба. цап.
Дети, на ярмарке случались и неприятности: у продавцов мог разбиться товар. Как вы думаете, почему так происходило? (ответы детей)
Давайте представим, что-то разбилось. Сможем ли мы собрать. (Игра "Собери картинку". Дети делятся по два человека, собирают разрезную картинку и находят лист с таким же изображением, называют вид росписи.)
Молодцы, вы быстро справились. Дети, а вы меня можете научить какой-нибудь игре, в которой
нужны знания о видах декоративно-прикладного искусства?
(Дети находят лежащую на одном из столов игру "Чудо узоры". Объясняют воспитателю, как в нее играть и играют.)
Ребята, когда день подходил к концу, продавцы складывали в короба свой товар, приходили домой, ужинали, собирались вместе и рассказывали друг другу разные истории. (Дети садятся с воспитателем на коврик) Послушайте, я вам расскажу историю. Жил-был один мастер, слепил он из глины игрушку. Она была не очень красивая: грязно-серая и мягкая. "Дай-ка я ее подсушу в печи", - подумал мастер. Взял и положил ее в печь. Когда вынул ее из печи, то очень удивился, потому что глина высохла и игрушка стала белой. Расписал ее художник и отнесли ее на ярмарку.
А теперь ваша очередь. Кто расскажет мне историю по картинкам? (Рассказы детей).
Ну,что ж, теперь давайте узнаем, что за сюрприз нас ждет за шестым столом. Но сначала, давайте вспомним, где мы с вами побывали? Какие виды росписи мы с вами видели на ярмарке?
(Ответы детей. Затем поднимаем последний платок, под которым находятся конфеты в виде матрешек. Дети получают угощения.)