Оксана Кокорина
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Число 4. Цифра 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Развивающие:
• Развивать воображение, произвольность действий, развитие операций мышления.
• Развитие мелкой моторики рук.
Обучающие:
• Знакомим с образованием числа и цифрой 4.
• Закрепляем навыки количественного и порядкового счёта в пределах 4, развиваем умение выражать результаты счёта в речи.
• Продолжаем формировать понимание понятия числа (его независимость от внешних признаков объекта, от пространственного расположения).
• Закрепление правил определения высоты объектов, обозначение результатов сравнения соответствующими словами.
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Число 4, Цифра 4“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
• Учить сравнивать количество предметов в пределах 4.
Воспитательные:
• Развитие навыков сотрудничества.
Материальное обеспечение :
• Игрушка медведя.
• Карточка - образец формата А4 с изображением цифры 4.
• Фломастеры (по количеству детей).
• «Билеты» - карточки с количеством точек от 1 до 4 по количеству детей.
• Схематичное изображение поезда с четырьмя вагонами.
• Цифры 1,2,3, 4 (несколько комплектов).
• Музыка для игры «Паровоз Букашка».
• Картинка с цифрой 4 (мальчик держит стул перевёрнутым).
• Карточки для прописывания цифры 4.
• Карточки - основы по количеству детей.
• Раздаточный материал (фигурки).
• Плакат с изображением 3 домов на поляне разного размера. У всех домов ставни закрыты. Если открыть ставни самого высокого дома – там Медвежонок и зайчонок. Полоски – мерки по высоте домов.
• Обручи – 4 шт.
• Счётные палочки.
• Бубен.
• «Письмо от Мишутки».
• Карточки с изображением предметов по1, 2,3,4.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Появление медвежонка. Беседа воспитателя о том, что мы уже знакомы с ним. Помните, как его зовут? Да, это Топтыжка, он с братьями Тритыжкой и Мишуткой приходил к нам на занятие.
Топтыжка, что у тебя случилось?
М:
-Беда! Зайчонок в беде! У Мишутки день рождения и он пригласил гостей. Он написал, как добраться до его дома. Но он забыл, что рядом с его домом сейчас выстроили дома лиса и волк. А зайчонок ведь не был с нами на занятии, где вы нас учили, как правильно определить высоту предмета. Беда!
В: Покажи нам своё приглашение.
Текст приглашения:
Приглашаю на свой день рождения!
Жду. Остановка МАТЕМАТИЧЕСКОГО поезда – станция «Осторожново», самый высокий дом.
Мишутка.
2. Основная часть.
- Ну что, друзья, поможем?
-А что это за поезд – математический?
М: Как что за поезд? Это волшебный скоростной поезд – если на него сядешь – то везде успеешь.
Но вот билет на него купить не так – то просто. Вам дадут билет, но если вы не сможете сами верно определить своё место, то поезд вас не повезёт. Билеты то не простые - математические. А вот и поезд.
Педагог достаёт «поезд» с номерами вагонов 1, 2,3,4 (цифры вразброс).
В:
- Ребята, давайте посчитаем, сколько здесь вагонов. Сколько всего вагонов?
- А Вы обратили внимание на что – то необычное в этих вагонах? Да, цифры стоят не по порядку, видно чтобы запутать нас. А все ли мы цифры знаем? Верно, вот с этой цифрой мы пока не знакомы (указываем на цифру 4).
Нам, похоже, надо немного потренироваться, прежде чем покупать билеты, чтобы все ребята смогли попасть на поезд.
• Давайте первое, что мы вспомним это, каким по счёту стоит вагон (порядковый счёт). Опишите, пожалуйста, первый вагон, третий, второй. А этот вагон (педагог указывает на любой вагон) какой по счёту?
• Вспомним цифры по порядку? Дети на столе выкладывают цифры, по порядку называя их.
• Давайте вспомним, как пишутся эти цифры 1, 2, 3 (педагог показывает плакат с цифрой; проводя пальчиком по цифре проговаривает свои действия (ставим пальчик на точку, ведём линию, далее предлагает детям «прописать» её пальчиком, а затем фломастером).
• А вот эту цифру (указываем на 4) – мы не изучали! Да не беда, я вам в этом помогу. Педагог достаёт карточку с цифрой, дети пересчитывают количество предметов на карточке. Да, это цифра 4!
Есть такой стишок:
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
Цифра похожа на перевёрнутый стул, а ещё у стула есть 4 ножки.
Где еще мы можем встретить число 4?
Далее фломастером прописываем цифру на распечатке.
А сможете ли вы изобразить 4 из счётных палочек, из чего ещё можно изобразить 4?
А 4 больше чем 3, как вы думаете?
Вот у нас в гостях на занятии были 3 медведя (выкладываем 3 фишки одного цвета). Как сделать так чтобы фишек стало 4? Давайте четвёртой фишкой мы обозначим зайчонка (фишка – другого цвета). Значит 4 больше 3 на сколько? ( выкладываем на листе - основе: сверху 3 коричневых и 1 голубую, а снизу 3 фишки; 4 больше 3 на 1).
А теперь я предлагаю вам другое задание : (задание вначале решается в уме, далее на карточке - основе наглядно) «Угостите гостей мишки».
o На основу выкладываются 2 фишки (выкладываем одного цвета, мишка принёс на стол 2 горшочка мёда, сколько ещё горшочков надо принести, чтобы угостить 4 зверят? После решения ребёнком проверяем правильность выполнения, укладывая на нижнюю полоску 4 фишки и устанавливая соответствие.
o На столе 3 морковки, а зверят - 4. Что должен сделать мишка, чтобы всем хватило морковок?
o На столе 4 конфеты, а зверят - 3. Что нужно сделать, чтобы друзья не поссорились и съели по 1 конфете?
М:
- Ребята, а у меня вопрос: «медвежье» 4 больше, чем «заячье» 4?
В: Что ты имеешь ввиду?
Медведь ведь больше, чем зайчонок по размеру. Значит если в гости придут 4 медведя то гостей будет больше, чем если в гости придут 4 зайчика. Так?
В: Ребята, как вы считаете кого больше зайчат или медвежат, если медвежат 4 и зайчат 4?
Выкладывает на основе 4 больших коричневых круга (медведи) внизу 4 маленьких голубых (зайчата). Ребята, как вы считаете, в каком ряду зверей больше? Далее педагог раздвигает фишки. А теперь, где зверей больше? Сдвигает верхний ряд, накладывая фишку на фишку. А теперь? Да, 4=4, и не важно - какого размера предметы, как далеко они расположены, какого они цвета. 4=4, всегда! Так что, если к тебе в гости пришли 4 медведя или 4 зайчонка или 4 слонёнка, то кружек, стульчиков, тарелочек всё равно надо ставить 4.
o Раз уж мы едем в гости, будем брать подарки для Мишутки? (ребёнок берёт цифру, и находит карточку с количеством предметов соответствующих цифре (если ребенок справился с заданием, то его подарок «загружается» в вагон).
Ну что, вы готовы покупать билет на поезд?
3. Задание «Найди своё место в поезде». Ребёнок подходит к поезду и берёт билетик. Показывает своё место в поезде. Если верно – билет обмениваем на жетон, а подарок «загружается» в вагон.
4. Физминутка. Ну что у всех есть билеты? Занимаем свои места в поезде (дети встают друг за другом). Поехали?
Чух,чух,чух – чух – ч –у –х –х –х…
- Что с поездом? Забилась труба? Давайте её прочистим (выполнение дыхательного упражнения «ветерок»).
Далее проверяем гудок нашего поезда – И – И – И – И - И.
- Поехали?
Чух,чух,чух, пыхчу, ворчу
Стоять на месте не хочу
Колесами стучу, стучу
Колесами верчу, верчу
Садись, скорее, прокачу
Чу-чу-чу-чу! И – И – И – И - И!
Перемещаемся в игровую зону (далее музыка «Паровоз - Букашка»).
В. Предлагает детям занимать места в вагоне, располагаясь удобнее.
- Ну что, раз мы едем в математическом поезде, то чтобы нам не было скучно давайте сыграем в математические игры?
• Выполни задание. Педагог показывает цифру, не называя её, и говорит, что надо сделать (хлопнуть, топнуть, подпрыгнуть, присесть, открыть рот, закрыть глаза).
• Ведущий хлопает – сосчитайте сколько раз я хлопнула, топнула или щёлкнула.
• Игра с обручем («норки»). Раскладываются 3 - 4 обруча, в каждом из которых находится цифра (после каждого тура меняем цифры). Под звук бубна дети бегают, при остановке звука – в обруче должно оказаться столько игроков какая цифра в нём.
Чу – чу – чу! Стоп! Остановка! Станция «Осторожново».
Дети рассаживаются по своим местам.
5. Рефлексия материала прошлого занятия.
Какой дом нам надо найти? (Вывешивается плакат с изображением поляны с 3 домами). А как определить какой самый высокий? Да, но дома мы «забрать с поляны» не можем, что нам делать? Я, кажется, знаю - узнать их размер нам помогут полоски - мерки. После того как дети указали на дом медвежонка, в нём открываются створки, и там нарисован персонаж (в одном – медведь и заяц, в другом - лиса, в третьем - волк).
6. Медведь в подарок за спасение друга вручает детям подарок (Математическая игра).
7. Итог занятия. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с числом и цифрой 4; вспомнили, как нужно определять высоту предмета и помогли нашим друзьям.