Нина Ивановна Григорова
Конспект НОД в средней группе «Наблюдение за божьей коровкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Учить детей отличать божью коровку от других жуков (она красного цвета, у нее на спине есть черные точки, есть крылышки, которые она прячет); учить находить интересное и привлекательное во внешнем виде и поведении этого жука; активизировать употребление слов: яркие, жесткие, мягкие, летает. Воспитывать бережное отношение ко всему и интерес к наблюдению.
Оборудование: Банка с божьей коровкой, в которой лежат веточки деревьев, цветущие растения; маски – шапочки с изображением божьей коровки.
Ход занятия
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Наблюдение за божьей коровкой“» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Конспекты занятий, НОД
- Божья коровка. Прогулки, наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Вывести детей на участок и сказать: «Как красиво все вокруг! Зеленая нежная травка, повсюду желтеют пушистые одуванчики. Небо над нами (посмотрите вверх) синее-синее, светлое, как будто сделано из красивого камня, а по нему плывут легкие, словно из ваты, облака. Они похожи на разноцветных животных (дети отмечают, на что похожи облака). А от чего же нам стало теплее и радостнее на душе? (от солнышка). Вот оно большое, яркое, горит словно золотой, и посылает на землю свои прозрачные лучики, из которых выпрыгивают солнечные зайчики. Давайте поиграем с ними, поймаем ладошками. (Проводится игра «Поймай солнечного зайчика»).
Кого же мы еще видим вокруг нас? Кто летает? Жужжит? (жуки, бабочки). Они тоже очень рады приходу весны и тепла.
К нам на участок пришел гость: удивительный и забавный (показываю бабочку с жуком). Кто же это, кто знает и подскажет ответ? (Божья коровка). Какого цвета божья коровка? (красного). А что это такое интересное у нее на спинке? (черные точки). Точечки похожи на горошек, как будто специально рассыпал его на спинку этого жучка. Вот послушайте стихотворение про божью коровку:
На божьей коровке
Миска надета,
Алого цвета;
Посуда для чая и молока.
Нужная ноша –
Да не легка!
На молочай прилетела коровка,
Да невзначай,
Повернулась неловко,
Да невзначай
Кувыркнулась с цветка –
Осталась без чая
И без молока.
Ты лучше, коровка,
Уж мне помогай
Для нашей коровы
Нарвать молочай.
За это даю тебе
Честное слово! –
Парным молоком
Угостит нас корова.
Пора приниматься за дело.
Куда же ты вдруг улетела?
Цикл наблюдений за божьими коровками
Первая неделя
Наблюдение №1.
Тема: «Где можно увидеть божью коровку?»
Цель: Продолжать развивать наблюдательность и интерес к миру природы; уточнить представление о внешнем облике жучка (маленький, круглый, ярко окрашенный, с темными точками на спине, прекрасно виден на открытых и ярко освещенных местах).
Наблюдение №2.
Тема: «Что есть у божьей коровки?»
Цель: Рассмотреть жучка, выделить и назвать части его тела (круглое туловище, покрытое двумя жесткими надкрыльниками, под которыми прозрачные крылышки, как и у всех жуков, шесть ножек, коротких и тонких).
Вторая неделя
Наблюдение №3.
Тема: «Как божья коровка передвигается?» (самостоятельно).
Цель: Уточнить представление о том, что жучки передвигаются двумя способами – летают при помощи крыльев и ползают при помощи трех пар ножек.
Наблюдение №4.
Тема: «Чем питается божья коровка?»
Цель: Дать представление о том, что божьи коровки питаются тлей, которая причиняет большой вред растениям (воспитатель помещает травянистое растение в прозрачный сосуд и запускает туда 2-3 жучков; в разговоре с детьми уточняет, что всякое животное, которое питается другими животными, называется хищником, значит божья коровка – тоже хищник).
Кладу жука на ладонь и говорю: «Что делает коровка? (ползает)». Кладу брюшком вверх и спрашиваю: «Что же еще есть у божьей коровки? (головка). Да, маленькая, черная головка. А сколько же ножек у божьей коровки? (много).
У божьей коровки множество ножек.
Но все эти ножки, увы, без сапожек.
Упала вдруг в лужу,
Ну что же за дело?
Расправила крылышки и вжи
Улетела.
Что еще есть у коровки? Что она прячет под своим ярким платьицем? (Крылья).
Но нашу коровку заждались ее детки, давайте ей споем все вместе песенку, что бы она она полетела в небо. А пока будем петь, обратим внимание на то, как раскрывает этот жучек крылья и какие они у него (сажаю жука на палец).
Божья коровка, улети на небо
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной (жук улетел).
Улетела наша гостья. Как же она раскрыла крылышки? Что вы заметили? (она сначала показала жесткие крылышки, разделила свое платьице пополам, а потом другие крылышки вытащила). А другие крылышки какие? (мягкие, прозрачные). Как вы думаете, почему этот жучок называется – божья коровка? А вот божья коровка принесла с собой сегодня сказку, очень интересную и полезную. Послушайте ее:
«Надо же на листке вырос крошечный гриб – мухоморчик, прожужжала пчела, кружась над кустом.
И вовсе я не мухомор, - раздался возмущенный голос, - а самый настоящий жук – божья коровка. Жук с красной спинкой и темными пятнами выпустил крылышки и полетел.
Пчела не знала, что это за жук и удивилась еще больше, когда он полетел.
А куда ты направилась, божья коровка? – спросила пчела.
На другой куст есть тлю. Один я уже полечила, надо и другой из беды выручать».
Этот жучок лечит растения. Он поедает тлю – злейшего врага деревьев и кустарников. Божья коровка - желанный гость растений, словно лесной доктор Айболит, она приходит на выручку каждому, кому необходима помощь.
Понравилась вам сказка? Можно ли убивать божью коровку?
Игра «Божьи коровки» (надеваю маски на каждого ребенка). Все вы будете божьими коровками и будете летать над землей. А когда я скажу: «Лети на небо» вы «полетите» к этой черте, за которой будет небо.
Игра проводится 2-3 раза. На этом занятие заканчиваю.