сарана любовь
Конспект НОД в средней группе «Сказочная гжель» по мотивам гжельской росписи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с гжельской росписью, ее элементами, колоритом.
Задачи:
Формировать навыки детей рисовать элементы гжельской росписи концом кисти и плашмя.
Воспитывать аккуратность в работе.
Развитие мелкой и общей моторики.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Сказочная гжель“ по мотивам гжельской росписи» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Познакомить детей с народным промыслом Гжели, обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, обучать составлять узор на разных формах.
Формировать навыки детей самостоятельно расписывать узор по мотивам гжельской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения и опыт, заполнить узором большую часть поверхности силуэта.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий. Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Развивать умение сравнивать и делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Воспитательные:
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам. Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувства уважения к мастерам народного творчества.
Предварительная работа:
Беседа о народном творчестве. Знакомство с промыслом Гжели. Рассматривание народных изделий. Рисование в свободное от занятий время.
Оборудование: Изделия народных мастеров посуда: самовар, чашка, блюдце (расписанные гжельскими узорами). У детей силуэты для росписи, текст сказки, скульптура малой формы с гжельским узором, образцы элементов гжельской росписи, орнамент тарелки с гжельской росписью, гуашь синяя, голубая,1 тычок, 1 кисточка, стакан с водой.
Ход НОД:
Программное содержание:
Словарная работа:
Роспись, силуэт,
Ход занятия.
Организационный момент.
В: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте пройдем и поздороваемся с ними.
Дети здороваются.
В: А теперь проходите и присаживайтесь на стульчики, которые стоят на ковре.
Дети проходят на стульчики.
Основная часть:
Введение в тему.
Беседа:
В: Ребята, отгадайте загадку:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла.
И цветами расцвела.
голубыми, синими,
нежными, красивыми.
Д: Гжельская роспись.
В: А почему вы так решили?
Д: Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры.
В: Кто расписывает такими узорами?
Д: Гжельские мастера.
В: А где живут и работают такие мастера вы знаете?
Д: В подмосковном местечке Гжель.
В: Все правильно. В подмосковном местечке Раменского района есть городок Гжель где и изготавливают гжельские изделия. Это искусство уходит своими корнями в глубокую древность.
В народе даже существуют легенды о зарождении Гжельского промысла. Одну из них я вам сейчас расскажу.
Легенда.
Толи сказка это, то ли быль, но есть легенда в которой говорится о том, что несколько сотен лет тому назад не далеко от старинного города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на берегу реки стояла деревня.
Жил в той деревне бедный крестьянин. Он был настолько беден, что даже еду купить ему было не на что.
Пошел крестьянин к реке, сел на берегу и стал горевать. Вдруг случайно в земле, он увидел что-то белое, разглядев получше, он понял, что это белая глина. Набрав необходимое количество глины, старик отправился домой, Вылепил он из глины посуду, обжог ее в печи и продал на базаре. Так и жил крестьянин, лепил посуду и продавал ее. Его даже в округе стали называть Гжельским мастером, гжельским от слова «жечь».
Через некоторое время белая посуда наскучила людям и ее перестали покупать. Опять старик остался без денег. Пошел он снова к реке, сел на берег и стал горевать. И тут он увидел как в синей реке отражаются белые облака, и в отражении они приобретают голубой цвет, а если присмотреться можно увидеть в каждом облаке свой сине – голубой узор.
Вот и задумал он перенести эту синеву на белый фарфор.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». Даже деревню стали Гжелью называть, в честь Гжельского мастера. На весь мир прославил гжельский мастер свой любимый край.
Деревня со временем переросла в городок, а название сохранилось.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитого мастера, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
В: - Понравилась вам, ребята, легенда о Гжели?
Д: - Да.
Проблемная ситуация:
В: - А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений гжельских народных умельцев. Я приглашаю вас на выставку гжельских изделий.
Дети проходят к выставке. Воспитатель открывает ширму.
В: Посмотрите, какое разнообразие гжельской посуды! Мастера изготавливают изделия и для торжественных случаев и на каждый день. Вещи получаются на радость людям – красивые и веселые.
Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку сможет назвать основные элементы гжельской росписи?
Д: Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки. бордюры.
В: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?
Д: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют синие и голубые цвета.
Мне бы очень хотелось, чтобы и вы сейчас на некоторое время тоже превратились в художников. Хотите стать не надолго гжельскими художниками?
Д: Да.
Но сначала давайте немного отдохнем и поиграем с вами.
Физ-минутка.
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
Присаживайтесь пожалуйста за столы на свои места.
Практическая работа.
Техника безопасности при работе.
Посмотрите перед вами лежат незаконченные силуэты изделий, которые надо расписать гжельскими узорами. Вы посмотрите на них, узоры на наших тарелках не закрашены. И мы с вами будем их закрашивать.
Кисточку держим правильно, возле железного кончика. Работаем аккуратно, краску много не набирать, после использования кисточки и тычка.
Тычком мы будем закрашивать середину нашего цветка. Кисточкой закрашивать лепестки голубой краской. Мы с вами немножко поработали, и конечно же устали. Давайте немного разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем сетки гжель. (руки вниз и в стороны)
Формы непрерывной образовательной деятельности
А теперь приступайте к рисованию Штрихи по краю нашей тарелки мы рисуем кончиком кисти, синей краской.
Заключительная часть.
Анализ занятия.
В: Ребята наше занятие подходит к концу.
Ребята посмотрите на наши тарелки. Какие они красивые и разные. Какие краски мы с вами использовали? Давайте покажем наши работы нашим гостям.
Законченные работы оставляйте пока на столе, мы подождем пока они подсохнут, а после этого повесим их на нашу доску посмотрим и полюбуемся тем, какая гжельская красота у нас получилась. Молодцы ребята.
Рефлексия:
Ребята вам понравилось занятие? А, что вам понравилось?
Сюрпризный момент (печенье тарелочка).