Галина Поправко
Конспект НОД в подготовительной группе «На поиски эха»
▼ Скачать
Образовательная область: «Познание»
Цель: познакомить детей с эхом как физическим явлением, подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи:
• Учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы.
• Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления.
• Развивать стремление поисково-познавательной деятельности.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „На поиски эха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
• Развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
• воспитывать самостоятельность.
Ход деятельности:
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное, интересное путешествие. В дороге нам надо будет преодолеть различные препятствия, выполнить разные задания. А путь нам будет указывать «волшебный» треугольник, который мы возьмем с собой, вы должны будете считать, сколько раз я ударю по треугольнику, потому что количество звуков это – цифра, которая обозначает нашу остановку. Но сначала вам надо разгадать загадку:
Живёт без тела,
Говорит без языка;
Никто его не видит,
А всякий его слышит. (Эхо.)
(Воспитатель ударяет по треугольнику один раз).
Воспитатель: Волшебный колокольчик указывает нам, что пора в путь. Сколько звуков вы услышали?
Дети: Один.
(Дети находят табличку с цифрой один. Воспитатель переворачивает табличку, где с обратной стороны написано – библиотека).
Воспитатель: Куда мы попали?
Дети читают: Библиотека.
Воспитатель: Ребята проходите в читальный зал.
Сейчас я вам расскажу сказку. Называется она:
Гном Грэхо.
Жил на опушке леса, гном Грэхо. И у него не было друзей. Люди и звери, которых он встречал в лесу, не замечали его в высокой траве. Ведь он был очень маленького роста. Птицы высоко летали над лесом и тоже не замечали Грэхо. Так и жил он один без друзей.
Но однажды гном сидел около ручейка на травинке и наблюдал, как по листочку земляники медленно текла капелька росы. Она была прозрачная и блестела на солнышке всеми цветами радуги. Она медленно добралась до края листочка, повисела на нём и упала вниз в ручеёк.
«Кап» сказала капля, упав в воду.
И Грэхо услышал из леса: «КАП –КАП, КАП-КАП, КАП-КАП».
Гном подумал, если кто- то услышал такую маленькую каплю, то значит, услышит и меня. И Грэхо закричал: «Ты кто?»
И услышал в ответ «КТО-КТО-КТО».
- Как тебя зовут? Меня зовут Грэхо.
- ЭХО-ЭХО-ЭХО
- Эхо дружить со мной будешь?
- БУДЕШЬ-БУДЕШЬ-БУДЕШЬ.
С тех пор и стали дружить маленький гном и лесное ЭХО.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Что такое эхо?
(Явление, когда сказанное слово, песенка слышится ещё раз, как будто кто-то повторяет их.)
-Интересно, что слово эхо было известно людям давно. Древние греки считали, что эхо-это некое живое, невидимое существо, которое всё время наблюдает за человеком и природой. Так они назвали нимфу, потерявшую способность думать и говорить. Нимфа Эхо могла лишь повторять чужие слова или их окончания.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим картинки, подумаем, где может жить эхо? Где мы можем его услышать?
(В лесу, в арке, пустой комнате и т. д.)
(Воспитатель ударяет по треугольнику восемь раз, дети находят табличку с цифрой восемь, на обратной стороне написано - лаборатория, дети читают).
Воспитатель: Волшебный колокольчик указывает нам, что нужно пройти в нашу лабораторию, там проверим, где может, а где не может находиться эхо.
Опыт №1
На столе стоят пустые вёдра. Каждый ребёнок подходит к пустому ведру. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустое ведро. Выясняют, есть ли в нём эхо. Затем воспитатель предлагает детям заполнить ведро мягкими игрушками. И проверить снова есть ли в ведре эхо.
Вывод: Эхо можно услышать в пустом пространстве.
Опыт №2. А как же образуется эхо?
Воспитатель берёт мяч и ударяет им по крышке стола. Обращает внимание детей на то, как отскочил мяч от твёрдой поверхности. Затем кладёт на стол подушку и ударяет мячом по ней. Мяч не отскакивает, а остаётся лежать на подушке.
Воспитатель: Вот так и звуки. Они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.
Вывод: Эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.
Посмотрите на рисунок и скажите, что на нём изображено?
(Человек, что-то крикнул. Звук невидимой волной (она изображена синим цветом, побежал, но на пути встретил преграду. Он натолкнулся на препятствие и возвращается обратно (показано красным цветом. Человек услышал эхо).
Физкультминутка
Утром гномы в лес пошли.
По тропинке гриб нашли.
А за ним-то раз, два, три,
Показалось ещё три.
И пока грибы искали,
Гномы все тут потерялись.
Закричали все: «Ау» и нашли свою тропу.
(Воспитатель ударяет по треугольнику девять раз, дети находят табличку с цифрой девять, на обратной стороне написано - игра, дети читают).
Воспитатель: Волшебный треугольник предлагает нам поиграть в игру «Эхо».
-Ребята, а человек слышит всё слово, всю фразу или только окончание?
Дети: Окончание.
Игра «Эхо»
Представьте себе, что вы находитесь в горах, где можно услышать эхо.
-Что бы вы услышали в ответ, если бы крикнули РЫБАК? (Бак).
-Давайте выложим из букв слово бак.
-А если крикнуть МАШИНА? (Шина).
-Давайте выложим из букв слово шина.
-Какой цветок получил ЧЕМПИОН? (Пион- пион- пион).
-Давайте выложим из букв слово пион.
-Какое блюдо приготовила СТРЯПУХА? (Уха-уха-уха).
-Давайте выложим из букв слово уха.
-Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (Речка-речка- речка).
-Давайте выложим из букв слово речка.
(Воспитатель ударяет по треугольнику десять раз, дети находят табличку с цифрой десять, на обратной стороне написано - рисование, дети читают).
Воспитатель: Волшебный колокольчик предлагает нам немного порисовать.
Ребята, теперь садитесь за столы. Перед вами лежать карточки с картинками. Нарисуйте кружочки напротив тех картинок, где мы можем услышать эхо.
Воспитатель: О чём мы с вами сегодня говорили? Где мы можем услышать эхо? Почему?
Звенит колокольчик.
Ребята, наше путешествие подошло к концу, если вам понравилось сегодня наше путешествие, возьмите кружочки из картона красного цвета и положите их на солнышко. Если не понравилось, возьмите синие кружки и положите их на тучку.