Коломиец Марина Николаевна
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Большое космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе, о планетах Солнечной системы.
2 Обогащать словарь за счет слов Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,, невесомость, орбита, метеорит, скафандр.
3. Совершенствовать умение выделять звуки [с] и [ш] в начале, середине, конце слова; умение делить слова на слоги.
4. Способствовать развитию речевого общения.
5. Развивать интерес к познанию окружающего мира и расширению знаний о космическом пространстве.
6. Развивать умение строить по образцу из счётных палочек.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе „Большое космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
7. Развивать координацию речи с движением (подвижная игра).
8. Развивать мелкую моторику рук (пальчиковая игра, массаж).
9. Развивать конструктивные навыки; мышление, внимание.
10. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительному; образовывать родственные слова.
11. Упражнять в рассказывании стихотворения «Космонавт» с помощью мнемотаблицы.
12. Способствовать воспитанию детской инициативы и творчества, выполнять задания по словесному объяснению, формировать элементарный самоконтроль.
13. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, а так же бережное отношение к нашей планете.
Участники:
• Дети
• Воспитатель
• Учитель - логопед
Материалы и оборудование:
• Мультимедийная установка.
• Презентации по теме.
• Музыкальное сопровождение «Космическая музыка».
• Мнемотаблица.
• Мяч, счётные палочки, свёрток с вопросами, игра «Большая медведица», медали «Юный космонавт».
Ход мероприятия.
Воспитатель:Ребята,вы любите путешествовать? Сегодня мы приглашаем вас отправиться в очень необычное и увлекательное путешествие. Но для начала вы должны отгадать, куда же мы с вами отправимся. Я буду загадывать вам загадки, а вы должны быть внимательными, чтобы правильно ответить.
Презентация «Загадки о космосе» (слайды 1-6)
1. Загадки:
В дверь, в окно
Стучать не будет,
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
2. Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает. (Солнце)
3. На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля)
4. То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной. (Луна)
5. По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)
6. Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда же мы свами отправимся? Правильно, в космос. А что такое космос? (это целая Вселенная, в ней множество галактик, звезд, созвездий, планет,метеоритов,комет). Ребята, кто из космонавтов первым побывал в космосе? Правильно, Юрий Гагарин.
- А как вы, думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
2. Игра «Подбери признак»(с мячом)
Космонавт (какой) - отважный, сильный, любознательный, дисциплинированный, смелый, ответственный, решительный,
выносливый.
- Молодцы, сколько вы определений подобрали к слову космонавт.
Логопед : -Мы с вамиотправляемся в большое космическое путешествие. Скажите, пожалуйста, чего нам не хватает для полёта? (Правильно ракеты). Но прежде чем вы построите ракеты, давайте разомнём свои пальчики.
3. Пальчиковая игра «Звездочёт»
На Луне жил звездочёт, (пальцы соединить в круг, затем на
левую ладонь поставить
указательный и средний пальцы)
Он планетам вёл подсчё т: (сжимают и разжимают пальцы)
Меркурий – раз, (загибают пальцы по очереди
Венера – два, с мизинца правой руки)
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон…
Как бы ни был он далёк (удары хлопками и кулачками)
Звездочёт подвёл итог. (показываем ладошки рук)
4. ИГРА: «Построй космический корабль»
Логопед : Предлагаю построить космический корабль из счётных палочек по образцу.
– Но скажите, мы можем лететь в нашей одежде в космос? Почему? Что нам нужно? (для полета нам нужны специальные космические скафандры – костюмы космонавтов, которые шьют специально для каждого).
- Занимаем свои космические кресла,
пристегните ремни. Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск! (звучит музыкальное сопровождение «Космическая музыка»).
- Вот мы с вами и в космосе. А, что мы можем увидеть в космическом пространстве? (Кометы, метеориты, звёзды, млечный путь, планеты, созвездия).
5. Игра «Большая медведица»(показ слайда)
Логопед : Ребята, наверное, в космосе прошёл звёздный дождь. Посмотрите, какое большое количество звёзд мы с вами видим. Но это не обычные звёзды, на обратной стороне звёзд картинки. Вам нужно выбрать только те звёзды на картинках, которых есть звук «С» и звук «Ш». Будьте внимательны! (Дети выбирают звёзды и отвечают на вопросы логопеда : - Где находится звук «С» в этом слове?Делят слова на слоги). Ребята, какие вы молодцы. Предлагаю детям выложить большое созвездие на магнитной доске со звуком «Ш», а маленькое со звуком «С».
- Атеперь давайте вернёмся в нашу ракету и продолжим путешествие.
- Внимание! Наша ракета приближается к Луне, готовимся к посадке.
Имитация движений.
– Одеваем скафандры: сначала натягиваем на правую ногу,
затем брючину на левую ногу,
одеваем правый рукав, левый.
Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем.
(Показ слайда Луныи дети выходят из ракеты)
- Ребята, для нас оставили загадочное послание. Здесь много вопросов, на которые нам нужно ответить. 6. Викторина:
Ребята, а Луна – это что (Спутник Земли)
Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
Чтотакое Солнечная система?Это 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца и каждая идёт по своей орбите
Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Какая из них самая большая (Юпитер)
Какую планету называют красной? (Марс)
Какая планета находится ближе всех к Солнцу? (Меркурий)
Кто из женщин первая полетела в космос (Валентина Терешкова)
Логопед : Ребята, давайте сделаем разминку перед полётом?
7. Речь с движением «Ракета».
Раз-два, стоит ракета
Три-четыре, скоро взлет,
Чтобы долететь до солнца,
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет.
Пролетая над землею,
Ей передадим привет. (дети маршируют и поднимают руки вверх)
(разводят руки в стороны и рисуют
круг руками)
(берутся руками за щеки, качают головой)
(руки в стороны, летят)
(сгибают руки в локтях)
(разводят руки в стороны, летят)
(поднимают руки вверх и машут)
- Продолжим наше путешествие, занимайте свои места.
- Смотрите, мы пролетаем мимо планеты Марс. (Показ слайда)
8. Игра «Скажи наоборот»
Взлететь – приземлиться
Ярко – тускло
Темно - светло
Прилететь - улететь
Далеко - близко
Высоко - низко
Медленно - быстро
- Посмотрите за борт, мимо какой планеты мы пролетаем? Это самая большая планета Солнечной системы. Правильно – Юпитер. (Показ слайда)
9. Рассказ стих-я по мнемотаблице «Космонавт».(Показ таблицы)
Логопед :Ребята, о космосе и космонавтах очень много придумано песен и стихотворений. Следующее послание просит нас рассказать стихотворение «Космонавт» с опорой на таблицу.
Космонавт
В тёмном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
В. Степанов
Молодцы. Следующая планета, которую мы пролетаем, называется Сатурн.
(Показ слайда)
- Где же наше послание? Вот же оно.
10. «Найди слова-родственники»
- Ребята, какие слова можно придумать со словом Космос?
- Кто летает в космос? (космонавты)
- Какой они совершают полёт? (космический)
- Откуда стартуют космические корабли и ракеты (с космодрома)
Логопед :Ребята, наше путешествиеподходит к концу и нам пора возвращаться обратно домой на Землю. Занимайте свои места, пристегнитесь. Закрывайте глаза, начинаю отсчет – 1 -2 -3 -4 -5. Ну вот, мы и дома на Земле.
- Ребята, снимаем скафандры, невесомости уже нет, но есть какая – то необычная тяжесть! Что случилось? На Земле на нас влияет сила земного притяжения, но почему-то как-то необычно. Что же делать? А я знаю, мы сейчас сделаем, друг другу массаж и будем чувствовать себя как прежде замечательно.
11. Массаж «Солнышко»
(дети рисуют указательным пальцем друг другу на спине с проговариванием стихотворения)
С неба высокого солнышко светит (ладонью провести по спине,
лучами нарисовать)
Рады лучам его взрослые, дети (схема человека и ребёнка)
Рады лучам его звери и птицы (схема животного, птицы – галочка)
Речка на солнце блестит, серебрится. (волна, солнце, точки)
Солнце на землю глядит с добротой, (солнце, земля – черта, улыбка- дуга)
Мир одаряя теплом, красотой! (погладить спину ладошками)
12. Итог. Понравилось вам наше путешествие? Что интересного вы встретили? Вручаю медали «Юный космонавт».
А мне понравилось, как вы работали.