Галина Стрельцова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать представления детей о временах года на основе моделирования.
Программные задачи:
-познакомить с новой планетой Марс;
-учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи в неживой и живой природе;
-продолжать учить детей составлять рассказ – описание, основываясь на моделировании определенного времени года;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-развивать умение детей доказывать свои суждения опираясь на модели;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: мультимедийное устройство (презентация, видеокамера, картины «Времена года», времена года – 4 полоски; кружки разного цвета, полоски черного и желтого цвета, короткие и длинные, модели осадков, растения, силуэты животных, деревьев, кустарников, птицы (перелетные и зимующие, насекомые; времена года, клей, цветная бумага А4, мольберты.
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением планеты Земля и Марс, чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», рассматривание картин «Времена года», слушание музыки Чайковского «Времена года».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная литература», «Художественное творчество».
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, иформационно-коммуникационные.
Ход занятия.
- Я сегодня утром получила необычное видеописьмо. Давайте вместе его посмотрим (включается запись)
Инопланетянин Марсик: Здравствуйте жители планеты Земля, меня зовут Марсик. Я живу на далекой планете Марс. Моя планета всегда одинаковая – красная – в ней много «ржавого» вещества – железа. Днем на Марсе + 15° тепла, а ночью - 50° мороза. Атмосфера планеты состоит из углекислого газа. Жидкой воды нет, но в полярных шапках есть небольшое ее количество в виде льда. На нашей планете Марс живут только одни марсиане. Уважаемые жители планеты Земля расскажите о своей планете. Какая она? Она меняется у вас в каждое время года? Кто живет на вашей планете? Мне очень интересно. Буду с нетерпением ждать вашего видеописьма.
-Ребята, у меня есть видеокамера, которой вас будем снимать ваши ответы и рассказы. А затем это видеописьмо отправим Марсику.
-Давайте вспомним времена года (зима, весна, лето, осень).
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
-Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.
-Отгадайте загадку, о каком времени года идет речь.
-«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (это бывает зимой, потому что снег на полях, лед на реках).
-Назовите зимние месяцы.
Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов.
-А сейчас выберете из четырех полосок - времена года ту, которая относится к зиме, и объясните свой ответ.
-Почему наступила зима? Докажи свой ответ при помощи модели.
-Какое небо зимой? Почему? (небо зимой висит низко над землей, хмурое, так как солнце дает мало света (выбирает тучу).
-Как вы думаете, какой по продолжительности день зимой. Почему?
-Какие выпадают зимой осадки? Докажи свой ответ.
-Что происходит с растениями зимой. Мотивируй свой ответ.
-Расскажите о покрове земли зимой, используя модели.
-Зимой земля покрыта снегом.
-Как вы думаете, почему зимой не замерзают корни растений?
-Как животные проводят зиму?
-А сейчас давайте, опираясь на модели, составим рассказ - описание «Зима». Очень интересный получился рассказ о зиме. Мы его записали на видеокамеру.
-А теперь послушайте загадку о следующем времени года.
-Я, раскрывая почки и зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движением полна, зовут меня….(весна)
Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов.
-А сейчас выберете из четырех полосок - времена года ту, которая относится к весне, и объясните свой ответ.
-Почему наступила весна? Докажи свой ответ при помощи модели.
-Какое небо весной? Почему?
-Как вы думаете, какой по продолжительности день весной. Почему?
-Какие выпадают весной осадки? Докажи свой ответ.
-Что происходит с растениями весной. Мотивируй свой ответ.
-Расскажите о покрове земли весной, используя модели.
-Зимой земля покрыта зеленой травой.
-Как животные встречают весну? (выбирает соответствующие модели).
- Какая весна в нашем краю? (холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т. д.).
- Что хорошего вы знаете о весне?
- Назовите весенние месяцы?
- Кто весну на крыльях приносит? (птицы.)
- Как называются эти птицы? (перелетные.)
- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (зимующие)
-А сейчас давайте, опираясь на модели, составим рассказ - описание «Весна». Очень познавательный получился рассказ о весне. Мы его записали на видеокамеру.
Физминутка «Зимующие и перелетные» (игра проводится с использованием иллюстраций птиц).
-Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц, приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать, не зевать, только верно называть».
-Молодцы! Продолжим наше путешествие
Весна пройдет, а за нею …
Солнце печет
Липа цветет
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (летом).
Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов.
- Какое лето в нашем краю? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное и т. д.)
- Что хорошего несет с собой лето?
-А сейчас выберете из четырех полосок - времена года ту, которая относится к лету, и объясните свой ответ.
-Почему наступило лето? Докажи свой ответ при помощи модели.
-Назовите летние месяцы?
-Какие выпадают летом осадки? Докажи свой ответ.
-Что происходит с растениями летом. Мотивируй свой ответ.
-Расскажите о покрове земли летом, используя модели.
-А сейчас давайте, опираясь на модели, составим рассказ - описание «Лето». Очень интересный получился рассказ о лете. Мы его записали на видеокамеру.
Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.
Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».
Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.
Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т. д.
На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.
-Молодцы! Продолжим наше путешествие.
-Вот вам следующая загадка о времени года.
-Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но, не касаясь елочек и сосен. Я (осень)
Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов.
- Чем вам осень нравится?
- Чем осень может огорчить? (погодой)
- Какая осень в нашем краю?
-А сейчас выберете из четырех полосок - времена года ту, которая относится к осени, и объясните свой ответ.
-Почему наступила осень? Докажи свой ответ при помощи модели.
-Назовите летние месяцы?
-А сейчас давайте, опираясь на модели, составим рассказ - описание «Осень». Очень хороший получился рассказ об осени. Мы его записали на видеокамеру.
-Мы с вами записали на видеокамеру ваши рассказы обо всех временах года. Но я думаю, что нужно еще и показать Марсику времена года на картинках.
-Проходите, присаживайтесь за столы. Я предлагаю вам изобразить любимое время года. Для этого выберете цветную бумагу, соответствующую вашему любимому времени года. Выбирайте различные предметы, силуэты, что вы хотите изобразить на картине, но они должны соответствовать выбранному вами времени года. Обратите внимание на мольберты. Вот на этот мольберт вы будете прикреплять работы, какого времени года? (зиме, а на этот (весне, (лету) (осени). Приступайте к работе.
-Молодцы, очень интересные, красочные работы у вас получились. Давайте распределим их на мольберты в соответствии со временами года.
-Саша, почему тебе нравится это время года? Почему?
-Ребята, как вы думаете, отличается жизнь «Марсика» на планете Марс от нашей жизни на планете Земля? Где интереснее жить?
-Как вы думаете, Марсику понравится наше письмо?
-И наши картины с изображением времен года и видеописьмо мы отправим нашему другу Марсику. Пусть он знает, как мы живем, и что у нас происходит в природе.