Марина Фалилеева
М. В. Фалилеева, И. А. Коврова Конспект НОД в подготовительной группе с детьми, имеющими ФФНР «В гости к лесным жителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе с детьми, имеющими ФФНР.
«В гости к лесным жителям»
Цель: уточнить представления детей о диких животных Архангельской области.
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы, энциклопедических статей о диких животных;
• дидактические игры «Чей хвост», «Кто у кого», «Кто где живёт?»;
• рассматривание иллюстраций с изображением диких животных; карты России;
Публикация «М, В, Фалилеева, И, А, Коврова Конспект НОД в подготовительной группе с детьми, имеющими ФФНР „В гости к лесным жителям“» размещена в разделах
• посещение библиотеки с целью ознакомления с детскими экологическими журналами («Тошка», «Свирель», «Юный натуралист»);
• слушание песни «Про белочку» (муз. Р. Котлярского, сл. Г. Демченко);
• разучивание песни «Ёж» (муз. Ф. Лещинской, сл. Т. Здзитовецкой); танца «Зайчик» (муз. и сл. В. Оншина);
• музыкально-дидактическая игра «В лесу».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка.
Программное содержание:
• обобщать, систематизировать представления детей о диких животных Архангельской области, о сезонных изменениях в жизни животных (в том числе, используя музыкальные средства);
• закреплять употребление притяжательных прилагательных;
• закреплять умение координировать речь с движением;
• развивать доказательную речь;
• развивать познавательную активность, логическое мышление;
• развивать зрительное и слуховое внимание, звуковысотный слух, музыкально – ритмические навыки;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование и материалы:
• карта Архангельской области;
• «зимний лес» - настенные изображения деревьев,следы;
• «экофоры» - красные и зелёные флажки;
• картина – динамическая модель;
• белочка – игрушка;
• «орешки» от киндер-сюрпризов с вложенными вопросами;
• картинки с изображением животных.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
ХОД:
- У нас сегодня гости. Поприветствуем их, подарим наши улыбки.
- Ребята, я узнала, что в журнале «Свирель» объявлен конкурс. Он называется «Дикие животные нашего края». Вы хотите поучаствовать в этом конкурсе? Мы можем рассказать о животных наших лесов, о том, как они готовятся к зиме. Думаю, мы справимся! Вы согласны?
- Как называется область, в которой мы живём?
- Вот, посмотрите, карта нашей области. Видите, какая наша область большая. Как вы думаете, много или мало животных в наших лесах?
- Где мы можем узнать о жизни диких животных? (прочитать в книгах, энциклопедиях, журналах, посетить музеи, посмотреть в интернете, спросить у взрослых, увидеть в лесу) Где можно увидеть диких животных, понаблюдать за ними? (в лесу)
- Предлагаю для участия в конкурсе отправиться в лес. Мы пойдём в лес по музыкальным дорожкам и возьмём с собой экофоры. Они помогут нам найти правильный путь. А музыка подскажет, как нужно двигаться.
Упражнение «Музыкальные дорожки».
1 музыкальный фрагмент: марш парами
С окончанием музыки дети останавливаются, взрослый задаё т вопрос:
- Наступила зима. (дети показывают соответствующий сигнал экофора – красный)
- Какое сейчас время года? (осень) Правильно, молодцы! Мы можем следовать дальше.
2 музыкальный фрагмент: поскоки врассыпную
- Диких животных нельзя забирать из леса домой. (зелёный сигнал правильный)
- Почему? (лес – это их дом, тяжело жить в неволе)
- Продолжим наш путь.
3 музыкальный фрагмент: хороводный шаг друг за другом.
- Мы живём на севере России. (зелёный сигнал)
- Ну что ж, наши экофоры работали исправно. Мы с вами оказались в лесу.
- Назовите, каких диких животных мы можем здесь встретить? (дети отвечают, отдавая экофоры)
Дидактическая игра «Звери спрятались».
- А вот и лесная опушка. Только все животные от нас спрятались. Но я думаю, мы можем догадаться, кто здесь.
- Чьи рога увидели? (лосиные) Кто спрятался? (лось)
- Чья морда? (кабанья)
- Чей хвост? (куний)
- Чьи уши? (рысьи)
- Почему животные от нас спрятались? (осторожные, пугливые, боятся человека)
- Где мы живё м: на севере или на юге нашей страны? (на севере) Какая у нас зима? (долгая, длинная, холодная, суровая) Почему животные не замерзают зимой? (их защищает шерсть, она становится длинной и густой)
- Как ещё можно узнать, кто был на лесной опушке? (по следам на снегу)
Музыкально-дидактическая игра «Следы».
- Садитесь поближе, посмотрим на следы.
- Чьи следы нам подскажет музыка. (заячьи) Кто здесь был? (заяц) Как заяц готовится к зиме? (становится белым) Чем питается зимой (корой, ветками деревьев)
- Посмотрим на следующие следы. (Волчьи) Почему много следов? Один волк пробежал или несколько? (волки к зиме собираются в стаи, так легче охотится)
- Здесь ещё чьи то следы. (Лисьи)
- Молодцы! Да вы – настоящие следопыты!
- Посмотрите, сколько снега намело! Прогуляемся по лесу!
- Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым! (координация речи и движений).
Картина – динамическая модель.
- Я вижу лесную полянку. Подойдем поближе. Какой большой сугроб! Что это может быть? (берлога медведя) Сейчас проверим ваши догадки (открыть).
- Как медведь там оказался? (забрался осенью)
- Назовите животных, которые впадают в зимнюю спячку? (выставить картинки с изображением)
- Почему некоторые животные могут спать всю зиму? (осенью накапливают жир, усиленно питаются)
Распевание «Ау».
- Вспомним, как готовился к зиме ёж, споём песенку.
Песня «Ёж».
Ритмизация стихотворения «Спать зимой ложатся….»(В. Степанов)
- Как ещё можно назвать зайца? (зайка, зайчик, заюшка, заинька)
Танец «Зайка».
- Посмотрите, нас встречает белка. (на пеньке – игрушка) Подойдём поближе. Чем можно угостить белочку?
- Чем питается белка? (семенами шишек, орехами, грибами) Как готовится к зиме? (делает запасы)
- Покажем какой гриб нашла белочка. (артикуляционное упражнение «грибок»)
- Какой хвост у белки? (пушистый) Покажем, как в сильные морозы белка укрывается своим хвостом. (арт. упр. «часики»)
- Как белка прыгает с ветку на ветку. (арт. упр. «лошадка»)
- Смотрите: корзина. А внутри … орешки. Наверное, это белочка нам приготовила сюрприз. Ведь орешки не простые – с вопросами о животных. Присядем.
Минивикторина «Знатоки животных».
- По очереди раскрываем орешки, отвечаем на вопросы.
* Что для животных страшнее: голод или холод?
* Самое крупное животное в лесу?
* Кого в лесу больше: медведей или зверей?
* Почему белки чаще живут в хвойных лесах? (много шишек)
* Сколько хвостов у 7 волков?
* Сколько ушей у 2 бурундуков?
* Сколько носов у 10 барсуков?
* На какое домашнее животное похожа рысь?
* Что значит поговорка «Волка ноги кормят?»
* Может ли медведь за зиму потолстеть?
* Что теряет лось каждую зиму?
- Молодцы, все орешки раскрыли. Вы – настоящие знатоки животных.
- А в корзине есть ещё конверт. Посмотрим, что внутри: картинки с изображением животных. Это привет нам от всех лесных жителей. Я предлагаю взять картинки с собой в детский сад и поместить на карту нашей области.
- Влево, вправо повернись, в детском саду окажись!
- Вот мы и в детском саду. Выбирайте картинку с животным и приклеивайте к карте.
- Посмотрите, сколько животных живёт в лесах Архангельской области! Давайте сфотографируемся у карты.
- Ребята, где мы сегодня побывали? Кого встретили? Что узнали? Что было интересным? Что запомнилось? Что мы можем отправить в журнал? (фото) А ещё можно составить рассказы о животных и вложить в письмо.