Эльяна Алхасова
Конспект НОД (формирование целостной картины мира) в подготовительной группе «Этот знакомый и незнакомый картофель»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое содержание:
- Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле, о крахмале и его свойствах, опытным методом определить содержание крахмала в разных продуктах питания;
- Развивать мышление, логику, память, развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий;
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка».
Публикация «Конспект НОД (формирование целостной картины мира) в подготовительной группе „Этот знакомый и незнакомый картофель“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Интегративные задачи:
• «Познание» - развивать познавательную активность и любознательность детей; закреплять и расширять представления детей о строении картофельного куста, клубня, о свойствах и составе картофеля (крахмал, о способах выращивания картофеля; закреплять у детей исторические сведения о картофеле; уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
• «Коммуникация» - расширять и активизировать словарный запас детей, способствовать развитию связной речи.
• «Социализация» - обеспечивать опыт создания общего продукта «крахмала» всей группой.
• «Труд» - формировать уважительное отношение к сельскохозяйственному труду, учить выполнять простые поручения и добиваться результата.
• «Физическая культура» - развивать потребность в самостоятельной двигательной активности;
• «Безопасность» обеспечить безопасность жизнедеятельности детей во время занятий и проведения опытно-экспериментальной деятельности;
• «Здоровье» - совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
• «Музыка» - использование музыкальных произведений для создания интереса к данной проблеме.
Словарная работа:
Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, мореплаватель, клейстер, лаборатория, исследование, опыт, учёные, расщепляется).
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке опытов.
Методы и приемы:
Вопросы к детям; использование дидактических пособий, наглядного материала; опытно-экспериментальная деятельность; использование загадок;
Физминутка - игра; релаксация;
Предварительная работа:
1. Подбор и систематизация материала.
2. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
3. Конкурс детского рисунка «Чудо картошка!».
4. Создание дидактической игры «Вырасти картошку».
5. “Эта забавная картошка” (сказка).
6. Изучение географической карты мира – континенты, океаны, страны.
7. Изучение истории открытия Южной Америки Колумбом, истории путешествия картошки из Южной Америки в Европу, истории о том, как картошка попала в Россию.
8. Опытно-экспериментальная деятельность: «Получение крахмала в домашних условиях», «Зависимость роста картофеля от световых и тепловых условий», «Стадии роста картофеля».
9. Разработка конспекта занятия.
Оборудование:
• Клубни картофеля разных сортов.
• Картинка с изображением частей картофельного куста.
• Карточки, изображающие этапы роста картофеля.
• Глобус
• Крахмал, мука.
• Стаканчики с раствором йод+вода, тарелочки с крахмалом, пластмассовые ложечки, тарелочки с кусочками разных видов продуктов питания, салфетки для каждого ребёнка.
План работы:
• «Этот знакомый и незнакомый картофель» - систематизация знаний о картофеле
• Опытно-экспериментальная деятельность с крахмалом
Ход НОД.
Воспитатель: -Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Сегодня мы с вами отправляемся в секретную лабораторию, но для того чтобы попасть в нее мы должны с вами, в первую очередь добыть ключ. Для этого вам необходимо расшифровать слово. Перед вами набор символов, и каждому символу соответствует определенная буква. У вас ровно 1 минута (Дети работают все вместе у доски, зашифрованное слово «картофель»)
Воспитатель: - И какое же слово здесь было зашифровано(«картофель»)
Воспитатель: - Теперь у нас есть ключ, но это еще не все. Скажите, а что такое лаборатория и для чего она нужна? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно. А может ли в лабораторию войти любой человек, ходить там и делать все что хочет? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, для того чтобы войти в лабораторию человек должен соблюдать определенные правила, и владеть определенными знаниями. И для того чтобы попасть в нашу лабораторию мне необходимо проверить ваши знания.
Воспитатель: - Ребятки, скажите пожалуйста, что изображено на этой картинке? (Картофельный куст)
Воспитатель: - Верно! Давайте вспомним, из каких частей состоит картофельный куст? (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы! Давайте рассмотрим с вами клубень картофеля. Какого он цвета и формы (Дети трогают и рассматривают клубень картофеля)
Воспитатель: - Картофель может быть таких форм и цветов (Показываю иллюстрации)
Воспитатель: А теперь рассмотрим вот этот зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? (Нет, такой позеленевший картофель ядовит и опасен)
Воспитатель: - А если внимательно рассмотреть картофель, что мы можем на нем увидеть? (Точки-глазки)
Воспитатель: - А для чего картошке глазки? (Из них вырастут ростки)
Воспитатель: - Верно! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Вырасти картошку». Вам надо расположить картинки в хронологической последовательности. (Дети выполняют).
Воспитатель: - Молодцы! И так, как же рос картофель? (Дети рассказывают как рос картофель)
Воспитатель: - А теперь послушайте пожалуйста мою загадку о картошке!
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали
А когда копать пошли
Сразу десять вдруг нашли
Что вы узнали о картошке из этой загадки? (Ответы детей)
Воспитатель: - А что надо делать чтобы картофель хорошо рос? (Полоть, рыхлить землю, поливать, убирать жуков).
Воспитатель: - Верно! А как вы думаете, наш картофель будет рад, если вдруг пойдет дождь? (Да)
Физминутка муз. "Виноватая тучка"
Воспитатель: - Молодцы! Ребятки, а что мы делаем с картошкой? (Едим) А всегда ли мы ели картошку? (Нет. Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Южной Америке. Индейцы выращивали картошку и называли ее – папа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями)
Воспитатель: - А как картошка попала из Южной Америки на наш континент? (Мореплаватели привезли несколько клубней в Европу. Но европейцы не сразу стали употреблять картофель в пищу. Не пришелся он им по вкусу, их привлекли цветки этого растения; знатные дамы украшали ими платья и шляпы)
Воспитатель: - Давайте вспомним, кто завёз картофель в Россию? (Царь - Пётр I) (Но люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Они называли ее “Чертовым яблоком”. Но однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом)
Воспитатель: - Ребятки, картошку мы сейчас употребляем не только в еду. Издавна известны и целебные свойства картофеля. Кашицу из сырого, тертого картофеля прикладывают к месту ожога. При простуде рекомендуют вдыхать горячий пар от сваренного картофеля. А если болит желудок, пьют картофельный сок.
Воспитатель: - А кто мне сможет ответить, почему сваренный картофель рассыпчатый когда его сварим? (Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал). Что содержится в картофеле? (Крахмал).
Воспитатель: - А кто помнит эксперимент, который мы проводили в группе для получения картофельного крахмала? (Сырой очищенный картофель натираем на тёрке, смешиваем картофельный сок и кашицу с водой, даём отстояться. На дне баночки образовался слой белого вещества. Мы поставили баночку на подоконник. На следующий день в баночке обнаружили белый порошок – крахмал)
Воспитатель: - Все верно, а скажите, для чего нам крахмал? (Ответы детей)
Воспитатель: - Верно, но крахмал так же применяют при изготовлении бумаги, картона и клейстера. Крахмал идёт на производство спичек, красок. Крахмал используют в медицине для мазей, таблеток, порошков. Крахмал используется для приготовления соусов, добавляется к тесту при замешивании лапши, выпечке пирожных, изготовлении колбас, конфет.
Воспитатель: - Замечательно! Какие вы у меня умные! Теперь, я думаю, нам всем можно перейти в секретную лабораторию. Занимайте свои места за столом, только очень тихо и аккуратно. В нашей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без разрешения (Дети садятся за столы).
Воспитатель: - Ребятки, скажите, а вы знаете в каких продуктах содержится крахмал, а в каких нет? (Нет).
Воспитатель: - Верно, на глаз мы этого определить не можем, поэтому, сегодня, я предлагаю вам провести опыт, который поможет нам определить, в каких продуктах питания содержится крахмал. Хотите побывать учеными и провести опыты? (Да)
Опыт №1
Воспитатель: - Отлично! Ребята, передо мной лежат две тарелочки, в одной тарелке мука, в другой крахмал. Скажите чем они похожи? (Похожи цветом) А чем отличаются? (Отличаются на ощупь). А теперь я капну каплю йода на муку. Что произошло? (Мука стала коричневой). Давайте посмотрим, что случится, если йод капнуть в крахмал (Он посинел).
Воспитатель: - Совершенно верно, если на крахмал накапать каплю йода – он посинеет. Посмотрите пожалуйста на свои столы, перед каждым из вас стоит стаканчик с коричневой жидкостью, это я в воду накапала немного йода. Итак, берем кусочек картошки и аккуратно опускаем ее наполовину в наш раствор. Вынимаем, что произошло с картошкой? (Она посинела)
Воспитатель: - И что это значит? (В картошке есть крахмал)
• Поочередно опускаем в раствор разные продукты
Воспитатель: - Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: продукты содержащие крахмал, при контакте с йодом синеют.
Опыт №2
Воспитатель: - Посмотрите, рядом со стаканчиком у вас стоит тарелочка с крахмалом. Нам нужно взять ложечку крахмала и опустить в наш раствор. Как вы думаете, что произойдет с нашим раствором? (Посинеет). И так, что произошло? (Раствор посинел)
Воспитатель: - Хорошо, а теперь мы проведем опыт, который я сама еще не проводила, поэтому не знаю получится он у нас или нет. Опыт называется «Наплевательским». Берем все свои стаканчики в руки, набираем слюну и аккуратно плюем в стаканчик. Перемешаем, наблюдаем. Что мы видим? (Жидкость светлеет)
Воспитатель: - Верно, а как вы думаете, почему жидкость стала светлеть? Что произошло? Что случило с крахмалом? Он там есть? (Крахмал исчез)
Воспитатель: - Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: Под действием слюны крахмал расщепляется, растворяется.
Воспитатель: - Ребята, что сегодня нового вы узнали, что показалось необычным, сложным для вас? (Ответы детей)
Воспитатель: - Сегодня вы побывали настоящими учеными и теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. Спасибо вам за активную работу.