надежда попова
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Краса России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
«Краса России»
Разработан воспитателем
МБДОУ «Вознесенский детский сад № 5»
Поповой Надеждой Васильевной
Цель: формирование у детей патриотических чувств, воспитание любви к родной природе.
Задачи:
• Развивающие:
o развивать коммуникативные навыки;
o развивать связную устную речь детей
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по теме „Краса России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
o расширять представления детей об образе березы в поэзии и искусстве.
• Обучающие:
o расширить знания детей о берёзе, показать её значимость в жизни людей;
o выяснить, что означает слово «береза»;
o выявить роль березы в подержании жизни на Земле.
o формировать заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.
• Воспитательные:
o формировать бережное отношение к растениям;
o учить соблюдать правила экологически грамотного поведения.
o воспитание русской культуры у детей и сохранение древних исконно русских традиций.
Ход занятия:
Дети входят в группу и попадают на выставку картин:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти картины? (ответы детей)
- А как вы поняли, что это березы? (у них белый ствол)
- Верно. Предлагаю вам отправиться в путешествие по «Стране берез». Вот этот добрый и мудрый Лесовичок будет сегодня нашим проводником и помощником. У него есть карта- маршрут нашего путешествия. (На магнитной доске закреплена карта с круглым красным магнитиком, который передвигаем от остановки до остановки). Итак, в путь!
1. 2. 3.
5.
А пока идем до первой остановки, давайте поговорим о том, что вы знаете о березке.
Вступительная беседа: «Что мы знаем о березе»
Русская берёзка. Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами.
- Ребята, а вы знаете, откуда произошло слово «береза»? Береза получила название по цвету коры. У древних славян существовало слово «Бер», означающее «светлый», «ясный», «белый». Именно от «бер» и образовалась сначала «берза», а потом «береза». Береза- это прекрасное дерево с белой корой и продольными черными полосками на ней.
Вопросы: - Для чего нужны черточки- чечевички? (дерево через них дышит). - А как можно определить возраст берёзы? ( По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.) Березы встречаются почти повсеместно на бескрайних просторах России. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас! Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. Береза- символ России. Где бы ни росла березка - всюду она дарит людям радость и свет.
1. Первая остановка: «Если рядом с тобой береза»
Ребята, а вы знаете, что красавица - берёзка умеет предсказывать погоду? Послушайте приметы:
Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотрись к березам. Если весной из березы течет много сока, то лето будет дождливое. А какой будет весна, береза рассказывает осенью: Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней. И зиму березы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.
Воспитатель: - Ваня, почему ты невесел? Что случилось? Голова болит? Ребята, надо срочно помочь Ване, а врача рядом нет! Что же делать? Лесовичок: - Надень на голову берестяной ободок - и боль пройдет. Ребенок: - Действительно помогло! Спасибо березке! Воспитатель: - Ребята, береза обладает и другими лечебными свойствами. Я предлагаю сделать остановку и узнать, чем еще полезна береза. 2. Вторая остановка: «Березовый дар природы»
1. Уже давно известно, что берёза – дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.
2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.
3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах. 4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.
5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.
6. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания. Березы выводят нездоровую энергию человека в землю, укрепляют нервную систему, способствуют долголетию и улучшают настроение. Полезные свойства березы нашли широкое применение в народной медицине. Береза самое прелестное дерево, которое человеку для его здоровья отдает все: сок, почки, листья, кору, молодые веточки, нежные тонкие корешки. Из березовых почек и листьев изготавливают отвары, настои, мази, активированный уголь, масла. А как ароматен и полезен настой березового гриба-чаги! Не зря его называют березовым бальзамом. Полезен и приятен освещающий древесный эликсир – березовый сок! Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок. Его пьют для укрепления здоровья. Лесовичок: - Посмотрите, вот веточка с почками. Если заваривать чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным и лечит многие болезни человека. Вопрос детям: - Когда и как нужно собирать березовые почки? Не знаете? Тогда давайте спросим у Лесовичка! Лесовичок: - Весной в апреле. Собирать нужно несколько почек с одной веточки: 3- 4 не больше, затем с другой, потом перейти к следующему дереву. Все надо беречь.
3. Третья остановка: «Береза поэтическая»
Воспитатель: - Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года! Её скромная красота вдохновляла русских поэтов во все времена. Много стихов посвящено белоствольной красавице. Давайте послушаем:
(дети в русских сарафанах читают стихи) 1. Средь сосен суровых меж темных ракит,
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.
2. Без березы не мыслю России,-
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы - вся Русь рождена.
3. Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
Воспитатель: - Что-то березка загрустила немножко. Ребята, давайте с ней поиграем!
Лесовичок:
-А ну, честной народ,
Становись-ка в хоровод! (Раздает платочки)
Хоровод «Мы вокруг березки» :
Посмотри, березка,
Мы к тебе идем.
Яркие платочки
Мы тебе несем, (дети идут по кругу).
Золотые листики
Золотом горят.
Кружится с платочками
Хоровод ребят, (кружатся на месте).
Девочки к березке
Ближе подойдут.
Яркими платочками
Весело взмахнут. (Идут в центр круга, назад. Мальчики стоят в кругу, приплясывая)
Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про березку песню
Нежно напевать. (Идут в разных направлениях, гуляя). Воспитатель: - Ну что, ребята, отдохнули? Продолжим наше путешествие? Посмотрите, сколько спелых ягод на полянке! Во что бы их собрать? Лесовичок: - И тут нам поможет березка! (протягивает детям лукошко). Воспитатель: - Что ж, давайте сделаем еще одну остановку и узнаем, как березка помогала и помогает людям в повседневной жизни.
4. Четвертая остановка: «Полезная береза»
Воспитатель: - Ребята, перед вами выставка изделий из березы. Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты и лыка, (рассматривают). Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков для ягод и грибов, лукошек, ковшей, берестяных ложек, другой кухонной утвари. Из берёзовой бересты делают игрушки, заколки, браслеты, дудочки. Лыко – внутренняя (лубяная) часть коры березы. Из лыка плели лапти. Лапти из березы назывались берестянками. На бересте писали (берестяные грамоты). Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски, нафталин, дёготь.
5. Пятая остановка: «Живописная береза»
Воспитатель: - Ребята, а сейчас давайте закроем глаза и снова перенесемся в нашу картинную галерею. С какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы! Видите, на всех картинах здесь изображена красавица- березка, (рассматривают). Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель Гаршин, глядя на картину А. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины»». И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки- все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, России. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (ответы детей). – Правильно, березовая роща. Именно так назвал свою картину художник Архип Куинджи, (рассматривание). Перед этой картиной испытываешь особую радость. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки, и ты ощущаешь красоту своей Родины.
Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, что оно вам понравилось. Давайте поблагодарим нашего друга и помощника Лесовичка. Лесовичок: - Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Но иногда весной очень грустно видеть берёзовую рощу. Почти все стволы порезаны и течёт, течёт по ним сок. Сколько его вытекает.
А ведь он, словно кровь дерева, несёт в крону питательные вещества, необходимые для того, чтобы ожило дерево после зимнего сна, чтобы набухли почки и развернулись листья.
Неправильно собирая березовый сок, люди уродуют деревья, нанося их здоровью непоправимый вред. Ведь раны на стволах очень долго не зарастают, древесина в этих местах часто начинает гнить. Помните, ребята, всегда, что брать у природы нужно с умом, не нанося ей вред. Дети читают стихи: - Белая береза, милая сестра. Ты расти, не бойся злого топора. Белая береза - птицы по ветвям, Я тебя в обиду никому не дам. - На земле мы живем с тобой. Нет прекрасней земли родной. Так давайте беречь и любить, Не губить ее, не губить! В конце встречи Лесовичок угощает детей березовым соком.
Рефлексия: Вопросы детям: - Что вы узнали нового, чего раньше не знали? - Что вас удивило? – Что понравилось больше всего?