Елена Пилипенко
Конспект НОД в подготовительно к школе группе. История народной тряпичной куклы. Изготовление куклы-пеленашки
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы-пеленашки.
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительно к школе группе, История народной тряпичной куклы, Изготовление куклы-пеленашки» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами («Социально-коммуникативное развитие»);
2. Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)
3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приемы:
практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы. Оборудование:
Русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, запись игры - песни «У Маланьи, у старушки»
Раздаточный материал:
подносы с лоскутками (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, цветная прямоугольной формы для одеяла, полоски для завязок).
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»
Чтение сказки “Василиса Премудрая”
Разучивание русской народной игры «Гуськи»
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент
Звучит русская народная песня и воспитатель выносит из-за ширмы самодельную куклу.
-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Посмотрите, какую новую игрушку я принесла.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила, в сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)
-Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу мы сделали своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.
Тряпичные куклы-скрутки
Кукла Маша, кукла Зина –
Нарисована картина.
Русские красавицы,
Вам они понравятся!
Все в костюмах выходных,
Разноцветных, дорогих,
Бисером расшитых,
Вышивкой покрытых.
Пестротканны рукава,
Ленты, прошвы, кружева,
Чепки, отвороты –
Всё ручной работы!
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
Тогда, я хочу пригласить вас в гости и показать вам нашу мастерскую.
Здесь у нас много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся при изготовлении новых кукол.
А ещё у нас есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок, приоткрой нам свой бочек»
(Открыть сундук)
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
А вы знаете, что куклы бывают разные (Показать кукол)
С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Мы вам сейчас все о них расскажем и покажем.
Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.
Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.
-Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Г олова запоминает, а ротик ей не мешает.
2. Рассказ воспитателя, (просмотр презентации)
«Народные тряпичные куклы»
(история кукол, виды кукол)
3. Игра - песня
Игра «Гуськи»
- А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг.
Дети становятся тесным кругом. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:
Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки,
стали гоготати, дедке кричати:
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,
дай нам платочек, денег мешочек».
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: «На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.
4. Продуктивная деятельность.
А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
— Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.
— А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?
Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?
— А хотите научиться их делать своими руками?
— Тогда подходите вот сюда, к этому столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.
2. Объяснение предстоящей работы:
— Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)
— Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем- получается головка.
— А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
— Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).
— Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
— Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
— Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
— Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
— У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
— А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?
(скрутить лоскут ткани)
— Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)
— Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)
— Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.
5. Итог занятия
По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:
— Как зовут твою куклу?
— Как ты её делал?
-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?
— Как ты с ней будешь играть? Или Кому ты её подаришь?
— А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.