Екатерина Дорофеева
«Царица — водица». Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание»
▼ Скачать +Заказ
"Царица - водица"
Программное содержание.
Цель: расширять знания детей о воде, ее свойствах, состояниях, роли в жизни человека.
Задачи:
1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Уточнить и расширить знания детей о воде (твёрдая, жидкая, парообразная). Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
Публикация «„Царица — водица“, Конспект НОД по реализации образовательной области „Познание“» размещена в разделах
2. Пополнять и активизировать словарный запас детей об окружающем мире, его экологической системе. Формировать умение правильно строить предложения, учить анализировать, сравнивать. Совершенствовать диалогическую речь.
3. Воспитывать бережное отношение к воде. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «активный, любознательный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший необходимыми умениями и навыками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту».
Оборудование: глобус, схема «Круговорот воды в природе», оборудование для проведения опытов, материал для моделирования реки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком.
Содержание организованной деятельности:
I. Организационный момент.
С детьми проводится игра «Ручеек», раздается стук, в группу входит Незнайка (в его руках глобус)
Незнайка : здравствуйте, ребята!
(дети здороваются)
Незнайка : Ребята, посмотрите, что мне Знайка подарил! Вот только что это такое я не знаю… Вы не могли бы мне подсказать.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно. Давайте расскажем Незнайке, что это такое.
Дети: это глобус – модель Земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля.
Незнайка: Так вот это что! Какой он пестрый! Интересно, что обозначают эти цвета?
Воспитатель: ребята, какие цвета вы видите на глобусе?
Дети: зеленый, коричневый, желтый, белый, голубой.
Воспитатель: Что обозначено этими цветами?
Дети: Леса, горы, реки, моря, пустыни и т. д.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята. Ну что, Незнайка, теперь ты узнал, что это такое?
Незнайка: Да, спасибо вам большое, ребята. А почему голубого цвета больше?
Дети: Это значит, что на нашей планете больше воды.
Воспитатель: Правильно, ребята. В древности люди назвали свою планету Землей. Потом, когда они научились строить большие корабли и ходить на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем воды.
Незнайка: как интересно! А я вот этого ничего не знал (огорченно).
Воспитатель: Незнайка, а ты оставайся с нами и узнаешь еще много интересного.
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
«Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без… «воды».
Загадку вы отгадали правильно. Сегодня речь у нас с вами пойдет о воде. А чтобы нам побольше узнать о воде, я предлагаю немного поэкспериментировать (дети подходят к столу, где находится оборудование для экспериментов).
II. Экспериментальная часть.
Воспитатель проводит опыты.
1. Посмотрите, на столе стоит сосуд, какую он имеет форму (цилиндра, а сейчас я наливаю в него воду. Какую форму приняла вода? (цилиндра). А теперь какую форму приняла вода? (Шара). А почему? (Сосуд имеет форму шара). А теперь посмотрите, этот сосуд какой формы? Он имеет форму куба. А какую форму принимает вода, налитая в него? (Тоже форму куба). А теперь какую форму приняла вода? Вода выливается в поднос (вода похожа на лужицу). Так какую же форму имеет вода?
(Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится).
2. Посмотрите - это молоко, какого оно цвета? (Белого). Опускает в молоко привязанное на нитке колечко. Вы колечко видите? (Нет). Тоже самое колечко опустить в воду. А теперь видите? (Да). Почему колечко не видно в молоке? Оно не прозрачное. А вода? Она прозрачная, бесцветная, поэтому колечко видно.
3. Верно, ребята. Но прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем понемногу краску в стакан с водой, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Вода окрашивается, это говорит о том, что вода является растворителем.
Незнайка: Здорово! А я где-то слышал, что вода может находиться в в разных состояниях. Это как?
Воспитатель: Верно, вода имеет три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. Ребята об этом уже слышали не раз, а вот как они это запомнили, я сейчас и проверю, загадав загадки.
III. Загадки
1. Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали (дождь)
2. С неба – звездой,
В ладошку – водой (снежинка)
3. Рыбам жить зимой тепло,
Крыша – толстое стекло (лед)
4. Много этого добра возле нашего двора,
А рукою не возьмешь и домой не принесешь (туман)
5. На всех садится, никого не боится (снег)
6. Растет она вниз головою,
Не лотом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет (сосулька)
7. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем (роса)
8. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет (иней)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо с заданием справились, а теперь давайте с вами немного отдохнем.
IV. Физминутка
(звучит музыка)
Синяя вода (волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поле без следа,
Без конца и края (кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда? (присели, обхватили плечи руками)
К морю синему,
Там, где волны сильные (волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня (кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода (присели, обхватили плечи руками).
V. Беседа: «Использование воды человеком»
(работа с иллюстрациями)
Незнайка: Ребят, что-то я уже забыл, что такое вода? Какая она?
Дети: Вода – это жидкость; она не имеет формы, она прозрачная…
Воспитатель: Все верно, ребята. А нужна ли вода человеку?
Дети: Нужна.
Воспитатель: для чего вода необходима человеку?
Дети: для приготовления пищи; для ухода за растениями и животными; в быту и промышленности.
Воспитатель: А откуда мы с вами берем воду?
Дети: Из крана, из колодца.
Воспитатель: Верно. А как вода попадает в кран?
Дети: Из реки.
Воспитатель: Правильно, ребята. А как рождается речка хотите узнать?
VI. Моделирование «Как рождается речка?»
(дети подходят к столу, на котором лежит широкая длинная полоска синего цвета)
Воспитатель: на земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. Хотите сделать свою большую речку?
Дети: Да.
(детям раздаются маленькие узкие полоски синего материала – ручейки)
Воспитатель: Вот эта полоса – главная река, широкая, длинная. А какие ручейки?
Дети: Узкие, короткие.
Воспитатель: Правильно, ребята, а теперь давайте расположим свои ручейки так, чтобы они впадали в нашу большую реку.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы! Вот какая красивая большая река у нас получилась.
Незнайка: Ребята, а откуда в ручейках берется вода?
Дети: Из дождя.
Воспитатель: Верно. Прежде чем попасть в реки и ручьи, она проходит длительный путь. Этот путь называется «Круговорот воды в природе».
VII. Круговорот воды в природе.
(дети подходят к схеме «Круговорот воды в природе»; работа по схеме)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратиться, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким равнинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.
Вас окружает везде и всегда
Ваша спутница- чудо вода.
Воспитатель: Ребята, капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. А чтобы вам было лучше это представить, вы ненадолго превратитесь в маленькие капельки и сами пройдете этот путь. Давайте произнесё м волшебные слова: «Вправо, влево повернись, в капельку превратись».
VIII. Игра «Ходят Капельки по кругу»
(звучит музыка)
Воспитатель: Теперь я – мама Тучка, а вы – мои детки, капельки. Вам пора отправляться в путь.
(звучит музыка)
Капельки прыгают, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели Капельки на землю…попрыгаем, поиграем. Скучно стало им по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (Капельки составляют ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали- плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими и потянулись вверх (присевшие дети поднимаются и вытягивают руки вверх).
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась. Ну что ж, давайте произнесё м волшебные слова: «Вправо, влево повернитесь, в детей обратно превратитесь».
IX. Итог.
Воспитатель: ну что, незнайка, много ли ты узнал о воде? Понравилось тебе?
Незнайка: Мне очень понравилось. Я столько интересного узнал. Мне эти знания пригодятся в школе. Спасибо вам, ребята, я побежал рассказывать своим друзьям о том, что узнал. До свидания!
Воспитатель: ребята, вы молодцы! Вам понравилось? Вы очень помогли Незнайке. Так что же такое вода? Может ли человек прожить без воды? (нет)
Все мы знаем о воде.
Она повсюду и везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Вот такая вот она – Царица – водица!