Елена Казакова
Конспект НОД по ФЭМП «Поможем Незнайке спасти Цветочный город» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в области «Познание» по формированию у детей элементарных математических представлений
«Поможем Незнайке спасти Цветочный город» в старшей группе
с применением пособия «Я считаю до десяти» Е. В. Колесниковой
Цели занятия:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Поможем Незнайке спасти Цветочный город“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Математика, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
• Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
• Формировать умение отгадывать математические загадки.
• Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
• Знакомить детей со знаками <, >.
• Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 6.
• Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
• Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
• Развивать самостоятельность.
• Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки.
Развивающая среда:
Конверт с текстом письма от Незнайки, телеграмма от Незнайки; рабочая тетрадь «Я считаю до 10» Е. В. Колесниковой (занятие 7); карточки с геометрическими фигурами, со знаками <, >. =, с цифрами; простые карандаши, счетные палочки.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, когда я пришла в детский сад сегодня утром, то обнаружила у себя на столе конверт с письмом. На конверте адрес нашего детского сада и написано: «Детям старшей группы». Нам?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда давайте откроем конверт и прочитаем письмо.
Воспитатель открывает конверт и достает письмо, читает: «Дорогие ребята старшей группы детского сада № 2 «Аленушка». Пишет вам Незнайка из Цветочного города. Я попал в беду. Злой карлик захватил меня в плен, а на наш веселый Цветочный город напустил густой туман, такой, что в городе ничего не видно и не слышно. Чтобы освободить город я должен выполнить несколько заданий из занятия под цифрой «7» в рабочей тетради. Но я всегда ленился и не слушал своего учителя, ведь не зря меня зовут Незнайка. Поэтому не могу справиться с такими трудными заданиями. Помогите мне, ребята, освободить моих друзей! Пожалуйста!»
Воспитатель. Ну что поможем Незнайке?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда пойдемте скорее, сядем за столы, найдем занятие под цифрой «7» и начнем выполнять задания.
Дети садятся за столы, открывают тетрадь на странице 14.
Воспитатель. Прежде чем мы начнем выполнять задания давайте вспомним веселый счет и цифры, которые мы с вами уже выучили.
Воспитатель показывает цифры на доске, дети называют и проговаривают веселые стихи С. Маршака.
Вот 1 иль единица – очень острая как спица.
А вот это цифра 2, полюбуйтесь какова –
Выгибает двойка шею, волочиться хвост за нею.
Ну а следом, посмотри, выступает цифра 3,
Тройка третий из значков состоит из 2-х крючков.
А за ней идет 4, острый локоть оттопыря.
А за ней пошла плясать по бумаге цифра 5,
Руку вправо протянула, ножку круто изогнула.
Цифра 6 – дверной замочек, вверху - крюк, внизу – кружочек.
Воспитатель. Молодцы, вспомнили цифры, они нам сегодня пригодятся. Итак, задание под цифрой 1. Посмотрите, ребята, кто нарисован на картинке?
Дети. Лиса с лисятами.
Воспитатель. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
- это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте?
Ребята, пересчитайте рукавички и запишите ответ в квадрат. Сколько рукавичек связала бабушка?
Дети. 6.
Воспитатель. Записывайте цифру 6 в квадрат. Молодцы, с первым заданием мы справились. Будем надеяться, что туман над Цветочным городом потихоньку начинает рассеиваться.
Приступаем к заданию под цифрой 2. Но чтобы выполнить это задание, нам нужно кое-что вспомнить. Посмотрите на доску (на доске выставлены математические знаки «>», «<», «=»). Это математические знаки. Какой их этих знаков вы уже знаете?
Дети. Равняется.
Воспитатель. Правильно. Знак «=» - это знак равняется или равно.
А вот два других знака называются «больше» и «меньше». Эти знаки используются, когда нам нужно сравнить два числа, какое из двух чисел больше, а какое меньше.
Жили на свете два друга когда-то.
Запоминайте скорее, ребята:
"Больше" и "Меньше" друзей этих звали,
Сравнивать числа они помогали.
Вместе с друзьями жил пёсик давно -
Длинный, похожий на таксу, Равно.
Ребята, скажите, как можно узнать,
Какой между числами знак написать?
Нет-нет, не смотрите, друзья, в потолок!
У знаков есть острый такой уголок:
Укажет, где меньшее будет число, -
Такое, друзья, у него ремесло.
"А если, - вы спросите, - числа равны?"
Тогда уж раздумья совсем не нужны!
Две чёрточки ровных одна над другой -
И пёсик Равно подружился с тобой!
Вот теперь нам предстоит выполнить задание потруднее. Незнайка видимо с этим заданием не смог справиться. Давайте мы будем внимательны и тогда обязательно справимся.
Мы должны сосчитать геометрические фигуры на карточках слева и справа, внизу записать их количество соответствующей цифрой, потом сравнить числа слева и справа и в квадрате между карточками поставить нужный знак. Помните, что острый уголок знака указывает на меньшее число.
Дети выполняют задание в тетрадях. Один из детей выполняет задание у доски. Затем проверяется результат, исправляются ошибки, если они есть.
Воспитатель. Молодцы, с заданием мы с вами справились на «отлично». Теперь давайте вместе поучимся читать записи с математическими знаками: 5 меньше чем 6, три меньше чем 4, 4 равняется 4.
Физминутка
Воспитатель.
А теперь мы отдохнем, упражнения начнем.
1 – подняться, потянуться,
2 – согнуться, разогнуться,
3 – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На 4 – руки шире,
5 – руками помахать,
6 – на место тихо сесть.
Воспитатель. Следующего задания нет в тетради. Но Незнайка прислал нам его в конверте. Вот оно.
Воспитатель читает: «Ребята, выложите, пожалуйста, из счетных палочек квадрат и треугольник. "
А теперь ответьте, чем похожи и чем отличаются эти две фигуры между собой?
Дети. У них есть стороны и углы, только у треугольника три угла и три стороны, а у квадрата их по 4.
Воспитатель. Правильно, а теперь сложите эти фигуры так, чтобы получился домик и посчитайте сколько палочек вы при этом использовали и сколько осталось лишних?
Дети. Использовали 6 палочек, осталась 1.
Воспитатель. Следующее задание снова в тетради.
Посчитайте самолеты в квадрате и в круге и запишите результат счета в квадратики внизу.
Сколько самолетов в квадрате? (6)
Сколько самолетов в круге? (6)
Одинаково ли они расположены? (нет)
Что можно сказать об их количестве (их поровну, по шесть)
Воспитатель. Да, несмотря на то, что самолеты расположены по-разному, их количество одинаково, значит, количество не зависит от расположения предметов.
Воспитатель. У нас осталось последнее задание: нарисовать на листочке в клетку такие же треугольники.
Посмотрите внимательно и скажите, чем треугольники отличаются между собой.
Дети. Вверху нарисован маленький треугольник, в среднем ряду – побольше, в нижнем – самый большой.
Воспитатель. Выполняйте задание.
Воспитатель. Ну что ж мы с вами выполнили все задания, с которыми не смог справиться Незнайка. Давайте еще раз проверим все ли у вас правильно. На доске выставлены карточки с правильными ответами. Сравнивайте и если у вас так как на этих карточках, то в правом нижнем углу тетради после четвертого задания нарисуйте зеленый кружочек, если вы ошиблись в 1 или 2 заданиях, рисуйте желтый кружочек, а если вы нашли у себя 3 ошибки, то – красный.
Пока дети проверяют и оценивают свои работы, входит почтальон и приносит телеграмму от Незнайки.
Воспитатель. Ребята, пришла телеграмма от нашего друга Незнайки: «Спасибо огромное, вы справились и очистили наш цветочный город от чар злого карлика. Туман рассеялся, и в город вернулась радость. Мы видим и слышим друг друга. Ура!»
Воспитатель. Вот и все, мы с вами, ребята, сделали очень доброе дело, а заодно и сами научились кое-чему. С какими знаками мы сегодня познакомились?
Дети. «больше» и «меньше»
Воспитатель. Какой конец знака показывает меньшее число?
Дети. Острый конец математического знака показывает меньшее число.
Воспитатель. Всем спасибо, все молодцы.