Галина Морозова
Конспект НОД по реализации ОО «Художественное творчество» (рисование с натуры) в подготовительной группе «Натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в области «Художественное творчество»
рисование с натуры на тему: "Натюрморт"
Цель:
Развитие художественно – эстетических способностей посредством изобразительной деятельности.
Публикация «Конспект НОД по реализации ОО „Художественное творчество“ (рисование с натуры) в подготовительной группе „Натюрморт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Подготовительная группа
- Рисование с натуры
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Задачи:
О. О. «Художественное творчество»:
Продолжать учить, детей рисовать с натуры, передавать характерные особенности цвет, строение и форму. Понимать, что значит рисовать с натуры.
Передать более точно форму вазы, её соотношение по величине к фруктам.
Красиво расположить рисунок на бумаге.
Развивать у детей внимание и глазомер.
О. О. «Познание»:
Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композиций.
О. О. «Коммуникация»:
Развивать связную речь детей (умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, поддерживать диалог, стимулировать эстетические оценки и суждения.
Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.
Словарная работа:
натюрморт, муляжи, овощи, фрукты, ягоды, цветы, картины, художники и т. д.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за цветами астры на клумбе.
2. Рассматривание и беседа по иллюстрациям картин натюрморты в свободное время: Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине», Ильи Ивановича Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», Мартирос Сергеевича Сарьяна «Осенние цветы», Игоря Эммануиловича Грабаря «Хризантемы» и «Дельфиниум».
3. Рисование предметов с натуры.
4. Аппликация на тему: «Фрукты на тарелке». Лепка «Гроздь винограда», «Осенний урожай».
5. Подробный анализ формы и цвета у лимона, груши, яблока. Беседа о фруктах и овощах.
Материал:
На каждого ребенка гуашь или акварельные краски, кисти, баночки с водой; тонированная бумага.
Ваза, фрукты для игры «Узнай на вкус».
Иллюстрациям картин натюрмортов.
Методические приемы:
Обследование вазы – дать полный анализ, формы, цвета, пропорциям. Сравнить верхнюю и нижнюю часть, находя различие.
Вопросы к детям:
Какой формы ваза?
На что похоже основание и горло вазы?
Какого цвета?
Что выше – ваза или фрукты?
Какими выглядят фрукты по величине в сравнении с вазой? И т. д.
Ход:
В группе развешены натюрморты художников Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине», Игоря Эммануиловича Грабаря «Неприбранный стол», Ивана Трифоновича Хруцкого «Цветы и плоды», натюрморты, сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей.
(Дети под тихую музыку рассматривают картины).
Педагог: Вопросы к детям
- Дети, вам понравилась выставка?
- Какие картины понравились больше всего?
Педагог: обобщает ответы детей – Перед вами натюрморты выдающихся художников Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине», Игоря Эммануиловича Грабаря «Неприбранный стол», Ивана Трифоновича Хруцкого «Цветы и плоды».
- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
- Почему вы так решили?
Ответы детей
Педагог: На картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», в самом центре полотна – роскошный букет цветов в вазе. Здесь и пышные ярко-розовые пионы, и изящные ирисы, и скромные васильки. Цветы стоят вазе с рельефным орнаментом. Рядом с вазой расположен стакан кристально чистой воды с долькой лимона. Художник изобразил на картине много плодов.
- Какие краски использовал художник? Яркие, теплые или холодные?
На полотне присутствуют в основном яркие и сочные краски, которые задают общий тон всей картине. Теплый желтый, нежный розовый, скромный голубой, яркий зеленый – такие оттенки присущи концу лета или началу осени. Именно это время года дает столько фруктов, овощей, ягод и цветов. И художник очень тонко передал все богатство этого времени года и подобрал удивительно точное название картины – «Цветы и плоды».
- К какому жанру живописи относятся эти картины?
Ответы детей
Педагог: Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом. «Натюрморт – изображает предметы быта или природы, т. е. 2-3 предмета объединены одним содержанием».
Натюрморт
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – натюрморт.
Педагог: Мы с вами рассмотрели разные картины. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив. Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы завянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.
У нас в группе есть много красивых предметов быта (вазы, чашки, стаканы, конфетницы и т. д.) и муляжей фруктов и овощей, эти предметы могут быть использованы для создания композиции натюрморт.
Предлагаю детям из предметов, которые есть в группе (вазы, предметы быта, муляжи ягод, фруктов, овощей, составить натюрморт и рассказать о нем.
Ребенок: Я взяла вазу, в неё поставила красивые цветы, справа положила огурец и помидор, а слева сливу и лимон. Мне очень понравился натюрморт.
Ребёнок: Я составил натюрморт. Я взял красивую вазу с фруктами, справа положил веточку рябины. Слева кувшин с морсом.
Педагог: Ребята, вы все вместе попробовали создать свой натюрморт. И я составила свой натюрморт, давайте рассмотрим его.
- Из каких предметов состоит мой натюрморт?
- Что расположено в центре? – ваза.
- Какого она цвета? – голубого
- Какую форму имеет основание вазы? – круглую
- На что похоже горлышко? – на прямоугольник, вытянутый в длину, и расширенное сверху
- Что выше основание вазы или горло?
- Что шире?
- Сколько раз яблоко уложится по высоте вазы? – два раза в основании и один раз – вверху.
- Что расположено справа от вазы? – справа овальная, желтая или зеленая груша
- Что слева? – слева круглое, красное яблоко.
- Какого цвета листы бумаги у вас на столах?
Ответы детей
Педагог: У нас листы бумаги белого и желтого цвета.
- Для чего мы с вами так затонировали лист бумаги?
Ответы детей
Педагог: Для того чтобы отделить стол от фона натюрморта.
Сегодня будем рисовать с натуры, вот этот красивый натюрморт.
- А кто знает, что значит рисовать с натуры?
Педагог: Правильно, это значит рисовать только то, что видишь.
- С чего начнёте рисовать?
- Сначала надо сделать набросок, построим рисунок простым карандашом.
Дети рассматривают натуру натюрморта
Теперь приступайте к работе.
- Сейчас все сядьте правильно: спинка прямая, грудью об стол никто не опирается, ноги под столом вместе, правой рукой держим карандаш, левой придерживаем лист бумаги, приступим к работе. (Показ изображения воспитателя сопровождается рассказом и работой детей)
Для начала мы с вами разделим лист бумаги пополам и проведем легкую, слегка заметную линию, затем нижную часть еще на две равные части…. Это мы делаем для того, чтобы рисунок наш получился симметричный…
В центре листа намечаем место положения основного самого большого предмета – это у нас ваза, проводим прямую вертикальную линию, это будет середина нашей вазы. Внизу нарисуем круг – это дно вазы, сверху проводим одного размера прямые линии и соединяем их дугами.
- Молодцы, какая аккуратная и красивая получилась ваза.
Слева от вазы каждый из вас самостоятельно построит и нарисует яблоко круглой формы, справа овальную грушу… Кто затрудняется, посмотрите на подсказки поэтапного рисования фруктов.
Хорошо все справились…
Теперь нам предстоит передать весь колорит рисунка в красках.
- С чего мы с вами начнем рисовать?.
Ответы детей
Правильно, сначала мы раскрасим вазу, а потом приступим к раскрашиванию груши – желтого и яблока красного цвета, кто какими их видит. Будьте аккуратны, выполняя работу, старайтесь, чтоб ваш натюрморт получился красивым.
Дети рисуют. По ходу провожу индивидуальную помощь в виде поощрений и рекомендаций. Обращаю внимание на правильность изображения фруктов, использование цвета красок, композицию рисунка, аккуратность в работе.)
В процессе творческой деятельности даю советы, наводящие вопросы детям. Предлагаю сделать очерчивающие жесты в воздухе, чтобы закрепить форму вазы тем детям, которые будут затрудняться.
Анализ делают сами дети. При анализе задаю вопросы:
- Какая работа больше понравилась?
- Почему?
- А похож рисунок на натуру?
В итоге обращаю внимание детей нате рисунки, где правильно передано строение вазы, фруктов; где красиво расположены предметы.
От ваших рисунков будто ожила группа, стала праздничной, весёлой. Сегодня все постарались, рисунки получились замечательные. А кто не справился, не огорчайтесь, мы с вами вечером дорисуем, и непременно получится хорошая работа. Посмотрите внимательно на все рисунки и полюбуйтесь их красотой. Ваши фрукты как будто говорят: «мы такие спелые, сочные, съешьте нас». Мне хочется поблагодарить вас за ваше старание и угостить вас фруктами, которые вы только что рисовали, а заодно мы и узнаем, угадаете ли вы их на вкус:
Игра «Узнай на вкус»
Дети закрывают глаза. Педагог кладет детям в рот кусочки фруктов, дети угадывают, что это за фрукт, какой он.