Лидия Канунникова
Конспект НОД «По памятным местам города Липецка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
№ 27 г. Липецка
Конспект НОД
(ОО «Познавательное развитие»)
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «По памятным местам города Липецка»
Воспитатель
Канунникова Л. В.
Липецк – 2019 г.
Цель:
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
2. Развивать основу начала нравственно-патриотического воспитания через приобщении к истории родного края, ознакомление с его прошлым и настоящим.
Темочки:
3. Способствовать становлению многосторонне развитого гражданина России в культурном и нравственном отношениях.
Задачи:
1. Развивать нравственно – патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края,
2. Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли Липецка в судьбе страны.
3. Формировать чувство гордости за героическое прошлое своего города. Расширять и углублять знания о нем, его истории, достопримечательностях.
4. Познакомить детей с государственными символами Липецка.
5. Воспитывать чувство гордости за свой город, людей живущих и работающих в нем.
6. Продолжать знакомить детей с таким видом театрализованной деятельности как пантомимика. Учить передавать движениями, походкой, жестами психическое и эмоциональное состояние человека.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Форма образовательной деятельности:
- групповая.
Планируемые результаты:
Сформировать у детей знания о символике родного края, достопримечательностях города, стойкого интереса к его прошлому, настоящему и будущему. Воспитать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны. Научить передавать жестами и мимикой психическое и эмоциональное состояние людей. Активизировать познавательные и творческие способности, коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций из папок «История Липецка», «Краеведение», «Награды ВОв»; чтение рассказов Л. А. Кассиля «Твои защитники», «Сестра», «Памятник советскому солдату»; заучивание стихов Т. Белозерова «День Победы», Н. Найденовой «Пусть будет мир»; чтение отрывка рассказа А. Гайдара «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердом слове»; беседы о нашем городе.
Методы и приемы:
• рассказ воспитателя;
• беседа с детьми;
• показ иллюстраций;
• прослушивание аудиозаписей;
• использование худ. слова (стихи, песни).
Оборудование и материала:
Воздушный шарик, конверт-приглашение, магнитофон, аудиозаписи (звуки движения самоходки, метронома, сражения боя, троекратное ура, песня «Огромное небо» (сл. Р. Рождественского, муз. О. Фельцмана, песня о Липецке (сл. Г. Коваленко, муз. И. Цилина, иллюстрации (карта России, флаг и герб Липецка, застройки первоначального и современного города, река Липовка, площадь Героев, герои ВОв, памятник Танк, парк Победы, музей под открытым небом, памятник авиаторов, фото летчиков С. М. Шестобитова и Л. А. Кривенкова, картинка самоходной машины, изображение Мальчиша-Кибальчиша, стенды, стулья (имитация самоходной машины).
Ход занятия:
Вводная часть:
- Ребята, посмотрите. В нашу группу влетел волшебный воздушный шарик. Что же это значит? Ой, да у него на ниточке что-то привязано. Давайте посмотрим.
(Я подхожу к шарику и открепляю конверт. Вскрываю его и)
- Посмотрите. Да это же приглашение от Мальчиша-Кибальчиша на экскурсию по нашему городу. А путешествие предлагает он нам не на автобусе, а на самой настоящей самоходной машине, и механиком у нас будет он сам. А провести эту экскурсию предлагает мне, как самому лучшему рассказчику в мире.
Ребята, вспомните, когда мы читали рассказы о Великой Отечественной войне, то в них говорилось, что, не имея средств передвижения, солдаты проезжали дальние расстояния на самоходках. Как их качало и трясло, а на кочках или небольших воронках, подбрасывало так, что они держались друг за друга чтобы не упасть на большой скорости с самоходки.
Давайте попросим Мальчиша-Кибальчиша завести машину и поедем по памятным местам города, как солдаты в те далекие времена, на корпусе импровизированной самоходки. А сами движением тела, мимикой своих лиц постараемся передать все ощущения и эмоции, которые испытывали солдаты в такой экстремальной поездке. Давайте скорее садитесь на корпус «самоходки» и в путь. А по дороге я начну свой рассказ.
(Дети садятся на импровизированную самоходку (сгруппированные стульчики, я включаю магнитофон, звучат звуки движения самоходки.)
Основная часть:
- Ребята, как называется страна в которой мы живем? (Россия.)
(Показываю иллюстрацию карты России).
- В нашей стране много больших и маленьких городов. Наш город нельзя назвать большим, но нельзя назвать и маленьким. Раньше наш город был небольшим уездным городом с грязными улицами и площадями. Но с годами он вырос и стал областным центром.
(Показываю иллюстрации первоначальной и современной застройки города.)
- Как называется наш город? (Липецк.)
- Откуда произошло название города? (Протекает река Липовка, росло много лип.)
(Показываю иллюстрации реки Липовка. Затем предлагаю посмотреть изображение флага и герба нашего города.)
- Ребята, что я вам показываю? (Флаг и герб нашего города.)
- Что изображено на них? (Липа.)
- Да, символ нашего города - это герб, на котором изображена липа, в честь чего и назван наш город.
- Какой сейчас наш город? (цветущий, красивый, многолюдный, промышленный).
(Показываю иллюстрации современного города.)
- Каких улиц много в нашем городе? (широких, чистых, красивых, зеленых, тихих).
- Много каких домов? (многоэтажных).
- В нашем городе какие люди живут? (добрые, гостеприимные, доброжелательные, трудолюбивые).
Первая остановка:
Ну вот, ребята, наша первая остановка. Но прежде чем сойти с самоходки, послушайте стихотворение И. Исаковского «Навек запомни».
Куда б ни шел, ни ехал ты
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг,
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог,
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
- За что, мы благодарны герою - защитнику нашей Родины? (Защитил нашу Родину от врага. Сам погиб, а врага прогнал с нашей земли.)
(Дети подходят к стенду, где размещены иллюстрации площади Героев.)
- Ребята, что изображено на этих иллюстрациях? (Площадь Героев).
- Кому здесь поставили обелиск? (героям - липчанам, которые воевали в годы ВОв.)
- Да, ребята, наши липчане храбро сражались. В первые дни войны поступило около 5 тысяч заявлений добровольцев, которые просили немедленно отправить их на фронт. На земле, на воде, в воздухе липчане сражались с врагом.
Первым звание Героя Советского Союза получил заместитель командира полка майор Борис Петрович Попов. (Показываю фото.) Он в жестоком бою уничтожил несколько десятков немцев и 4 орудия. В бою майор Попов погиб.
Беспощадно сражался капитан Иван Андреевич Флёров. (Показываю фото.) Он подпустил к себе немцев, подорвал себя вместе с ракетной установкой.
Герой Советского Союза Сергей Гаврилович Литаврин (показызаю фото) сбил 19 фашистских самолетов, сделал более 490 боевых вылетов.
За военную доблесть и храбрость, проявленную в годы войны, десятки тысяч липчан награждены орденами и медалями; 146 липчанам присвоено звание Героя Советского Союза.
И вот на этой площади установлен обелиск в честь героев липчан. 4 мраморных надгробия, где замурованы списки погибших наших земляков, зажжен вечный огонь и школьники в военной форме с автоматами в руках, несут караул, отдают дань уважения великому подвигу.
Давайте и мы почтим память наших земляков погибших в годы ВОв минутой молчания.
(Звучит запись метронома.)
- Ребята, а теперь садимся на «самоходку» и поедем дальше.
(Дети возвращаются на «самоходку», звучат звуки ее движения).
- А пока мы едим к следующему памятнику города, вспомните ребята. Может ваши прадедушки или прабабушки тоже принимали участие в этой войне. Защищали нашу Родину от немецких захватчиков и были награждены орденами и медалями.
(Рассказы детей.)
Вторая остановка:
- Ну вот, ребята, мы подъехали еще к одному памятнику. Может кто-нибудь из вас знает как он называется? (Памятник Танк.)
(Дети подходят к стенду, где размещены иллюстрации памятника Танк).
- Да, ребята, это памятник Танк. Почему его поставили в нашем городе? (В годы войны в нашем городе была сформирована танковая армия. Она защищала наш Липецкий край, а потом гнала немцев до Берлина.)
- Ребята, кто командовал танковой армией? (наш земляк, дважды Герой Советского Союза Михаил Ефимович Катуков)
(Показываю фото М. Е. Катукова).
- Ну вот, наше путешествие продолжается.
(Дети садятся на «самоходку», звучат звуки шума ее колес.)
- Ребята, а вы знаете, что именами героев названы улицы нашего города. Посмотрите по сторонам. Вот сейчас мы проезжаем по улице Меркулова (показываю иллюстрации улицы, которая была названа в честь Героя Советского Союза Серафима Петровича Меркулова. А сейчас заворачиваем на улицу Литаврина (показываю иллюстрации улицы, которая была названа в честь тоже героя Советского Союза Сергея Гавриловича Литаврина. А вот эта улица носит имя прославленного Герой Советского Союза Михаила Ефимовича Катукова (показываю иллюстрации улицы).
Физминутка:
- Ой, ребята, что-то наша «самоходка» остановилась. Наверно что-то случилось. А давайте представим, что использую машину времени мы переместимся назад в прошлое, в годы ВОв. Мальчики превратятся в солдаты, а девочки в медсестер. Наша самоходная машина превратится в танк и не просто так, а впереди дзот, где разместился враг и не позволяет подняться на высотку нашим солдатам. Эта высотка очень важна. Она обеспечит нам победу в данном сражении. Во что бы то ни стало нужно захватить ее. Мы своими движениями, пластикой, мимикой передадим все напряжение боя, желание во что бы то ни стало победить врага.
Девочки, как медсестры, будут жестами передавать действия оказания помощи раненым: перевязывать, оттаскивать их в безопасное место (на стульчики). Мимикой лица будут передавать все свое сострадание раненым, боль и нежность при оказании им помощи, мужество своего бесстрашного подвига при спасении солдат. А мальчики будут отчаянно захватывать дзот: стрелять из автомата, бросать гранаты. Пластикой своего тела и мимикой лица передавать боль и страдания раненого солдата, радость победы при уничтожении врага и победный подъем на высотку.
(Дети движениями, жестами, мимикой, пластикой тела передают сцену боя, звучит музыка сражения и победы).
- И вот ура! Победа за нами! Враг побежден.
(Дети садятся опять на «самоходку» и путешествие продолжается).
Третья остановка:
- Ребята, в честь дня Победы над врагом, в честь памяти погибших воинах, в нашем городе был заложен парк.
(Дети подходят к стенду где размещены иллюстрации парка Победы.)
- Кто знает, как этот парк называется? (Парк Победы.)
- Кто из вас был в парке Победы? (Дети поднимают рука).
В парке Победы расположен музей под открытым небом - это боевая техника периода ВОв.
(Показываю иллюстрации).
- Что за техника стоит в парке? (Пушки, артиллерийские орудия).
- Дети, для чего нужен парк? (Отдыхать, гулять по красивым аллеям, кататься на аттракционах).
- Вот и мы немного прогуляемся по аллеям и продолжим наше путешествие к памятнику «Авиаторам».
Четвертая остановка:
- Ребята, наши земляки - липчане подвиги совершили не только в годы войны, но и в мирное время. (Показываю иллюстрации памятника авиаторам).
- Как называется этот памятник? (Памятник авиаторам.)
Он был поставлен в честь летчиков Сергея Максимовича Шерстобитова и Леонтия Александровича Кривенкова. (Показ фото). Летчики выполняли тренировочный полет. На самолете возник пожар. Они могли спрыгнуть на парашютах и остаться в живых, но тогда самолет упал бы на город и погибло бы много людей. Летчики решили вывести самолет за жилые дома. Самолет упал за городом и взорвался вместе с ними. Ценой своей жизни, они спасли очень много людей. Подвиг летчиков стал сюжетом песни «Огромное небо». Давайте присядем на травку и послушаем ее.
(Звучит песня «Огромное небо» сл. Р. Рождественского, муз. О. Фельцмана).
Заключительная часть:
- Ну вот, ребята, мы познакомились с самыми главными памятниками нашего города. Давайте еще раз их вспомним (мемориал на площади Героев, памятник Танк, парк Победы с музеем под открытым небом и памятник авиаторам)
Но история Липецка этим не ограничивается. Она богата и разнообразна. В городе есть еще очень много интересных и знаменитых памятников о которых мы поговорим в другой раз. Наш город так прекрасен, что о нем сложено немало песен. И одну из них давайте мы послушаем, а Мальчиш-Кибальчиш быстро домчит нас в наш любимый детский сад.
(Дети возвращаются на «самоходку», звучит песня о Липецке (сл. Г. Коваленко, муз. И. Цилина)