ольга карпеева
Конспект интегрированного занятия «Мама-слово дорогое»
▼ Скачать + Заказать документы
Классификация НОД в системе образовательных мероприятий: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в занимательной деятельности; принцип интеграции ОО.
Интеграция образовательных областей: «Познание» - расширение представлений детей о матери; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми; «Художественное творчество» развитие творческих способностей, «Социализация» - воспитание интеллектуальной и духовно богатой развитой личности, формирование эмоциональной отзывчивости; «Чтение худ. литературы» - приобщение к словесному искусству; «Музыка» - формирование умений эмоционально откликаться на музыкальные произведения.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Мама-слово дорогое“» размещена в разделах
Форма организации детей – групповая.
Предварительная работа:
Беседы с детьми: «Моя любимая мама»; «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» «Моя семья», «Как я помогаю маме», «Профессия моей мамы», «Моя мама дома, мама на работе, мама в свободное время.».
Дидактические игры: «Собери инструменты»; «Кому, что нужно для работы»; «Умею - не умею» по типу «Съедобное не съедобное», «Дружная семья», «Назови членов семьи. Словесные игры: «Как зовут твою маму»; «Комплименты», «Ласковое имя», «Ласковые слова маме»; «Профессия мамы»; Творческие игры: «День рожденья мамы», «Как мама наряжается». Игра на развитие эмоций: «Какое у мамы настроение»
Чтение детской литературы: С. Михалков «А что у вас?» • Артюхова «Трудный вечер»; Барто А. «Разлука», «Мама поёт»; Берестов В. «Праздник мам»; Благинина Е. «Мамин день», «Посидим в тишине»; Демыкина Г. «Мама»; Емельянов Б. «Мамины руки»; Кубилинкас К. «Мама»; Мошковская Э. «Я маму мою обидел…»; Раджаб У. «Мамочка»; Саконская Н. «Разговор о маме»; Успенский Э. «Если был бы я девчонкой»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; Цыферов Г. «Как стать большим», В. Руссу "Моя мама", Г. Виеру «Рядом с мамой я усну»,
Е. Благинина "Посидим в тишине".
Цель НОД: Формировать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери.
Задачи НОД :
- Уточнить и расширить знания детей о роли мамы в их жизни.
-Развивать эмоциональную отзывчивость, поощрять стремление детей к совершению добрых поступков;
-Развивать коммуникативные навыки общения;
- Воспитывать любовь, уважение к матери, желание помочь ей, выражать свои чувства;
-Обогащать и активизировать словарь детей: ласковая, заботливая, нежная, добрая, красивая, любящая, любимая;.
Материалы
Демонстрационный:
- Искусственный цветок для игры в «Комплимент»;
-Солнышко;
- волшебный сундучок;
- карточки с разными жизненными ситуациями;
Раздаточный:
-алгоритм составления рассказа;
- Фломастеры и восковые мелки.
Средства ТСО:
- магнитофон, аудиозапись стихотворения «Разгром» Эдуарда Успенского, песня «Мама» из кинофильма «Волк и семеро козлят».
Игра «Комплименты».
Цель: положительный эмоциональный настрой, развитие групповой сплоченности.
Проведение: Сказать комплимент и передать цветок следующему ребенку.
Звучит музыка.
Воспитатель: Доброе утро, дорогие ребята! Давайте поиграем в игру «Комплименты»
(Ход игры: Дети стоя в кругу передают друг другу по кругу искусственный цветок, при этом говоря добрые слова или комплименты друг другу. Например: «Я рада видеть тебя сегодня», «Ты сегодня такой красивый» и т. п.)
Рассаживайтесь поудобнее, и внимательно слушайте. Воспитатель зачитывает стихотворение «Мамочка» Убайта Раджаба, умышленно пропуская каждую четную строчку:
Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Кто сказал: «Вставать поpа»?
Кашy, кто yспел сваpить?
Чаю — в пиалy налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в садy наpвал?
Кто меня поцеловал?
Кто pебячий любит смех?
Кто на свете лyчше всех?
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? (ответы детей)
Ребята, вам не кажется, что здесь не хватает какого-то слова? (ответы детей: мама, мамочка, мамулечка)
Как вы догадались, что в стихотворении говорится о маме? (ответы детей)
Что делают мамы для своих детей? (ответы детей)
Обсуждение: Какие чувства вы испытываете к своей маме? (ответы детей)
Как относится к вам ваша мама? (ответы детей)
Зачем каждому человеку нужна мама? (ответы детей)
Обобщение: Ребята, вы, наверное догадались сегодня мы с вами будем говорить о самом дорогом человеке – о маме.
Воспитатель: Ребята, занятие у нас необычное. Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о маме.
Кто на свете всех важней? (мама). Почему вы так считаете? (ответы детей).
У меня есть волшебная ваза, а в неё мы будем ставить волшебные цветочки, они – то нам и помогут порадовать маму.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, что обозначает слово мама? (ответы детей).
Вы правы. Мама – это самое первое слово, которое произносит человек. Слово, которое ребенок говорит чаще всего - мама. Слово, при котором взрослый, хмурый человек улыбнется, это тоже слово мама. Потому что это слово несет в себе тепло - тепло материнских рук, материнского слова, материнской души.
Самое ласковое, теплое, святое слово – это слово мама.
Воспитатель: В народе говорят: «При солнце тепло, а при матери добро». Как вы думаете, какой смысл заложен в эти слова? (Ответы детей)
Игра «Дорисуй солнышко»
Цель: Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в образовании прилагательных с ласкательным значением. Развивать коммуникативные способности.
Воспитатель: Мама – это наше солнышко, у каждого она есть, и мы ее очень любим, называем ласковыми словами. Посмотрите, какое странное солнышко я нашла, чего у него не хватает? (Ответы детей – лучей, лучиков)
Воспитатель: Правильно здесь не хватает лучиков, давайте дорисуем их.
Правило: Вы будете называть ласковое слово о маме, и прикреплять один лучик. Важное условие – не повторяться. (Дети говорят ласковые слова и прикрепляют луч).
Воспитатель: Молодцы, вот, сколько ласковых слов мы нашли для наших мам. От тепла нашего солнышка расцвёл цветочек, давайте поставим его в нашу вазу.
Звучит аудиозапись «Разгром» Эдуарда Успенского
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
напрасно волновалась. Я
Игра-ситуация «Какое настроение»
Цель: развивать умение распознавать эмоциональное состояние в различных ситуациях, понимать значение знаков-символов учить детей.
Воспитатель: О чем автор рассказывает в стихотворении? (ответы детей). На что похожа эта ситуация? (ответы детей). Как вы считаете, всегда ли нравится вашим мамам то, что вы делаете? (ответы детей). Всегда ли у мамы одинаковое настроение? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на доске картинки с разными жизненными ситуациями, по которым вы должны определить эмоцию и значок соединить с той картинкой, к которой он подходит. Посмотрите на отобранные картинки, все ли сделали правильный выбор. За каждый правильный ответ вы получите цветок, который поставите в нашу вазу. Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, и наша ваза стала еще краше.
Воспитатель: Как ещё можно порадовать маму? (ответы детей)
Что можно сделать, чтобы мама меньше уставала? (ответы детей). Хотите помочь ей? (Да) У меня приготовлен сундучок добрых дел, но только он пуст. Давайте его наполним.
Развивающая игра «Мамины помощники»
Цель: Развивать логическое мышление, коммуникативные способности.
Правила: Вот здесь карточки с добрыми делами, вы берете любую карточку и говорите, чем вы маме помогаете. (Я схожу в магазин, Я уберу игрушки, Я помою посуду, Я поглажу бельё и т. д.) Вот вы и помогли маме, ей будет приятно. У кого лучше всех получилось выполнить это задание, получит цветочек и поставит его в вазу.
Физминутка
Цель: Развивать внимание, смекалку, быстроту.
Правила игры: Ребята, я читаю стихотворение, а вы повторяйте слова, сопровождая движениями.)
Решили маме мы помочь
И воду в таз налили, Движения руками - откручивание крана.
Насыпали вниз порошка,
Делают мелкие движения щепоткой пальцев.
Белье все замочили.
Ставят руки ладошками вниз, изображая погружение белья в таз.
Стирали долго мы его,
Трут кулаком о кулак.
О доску даже терли.
Движения руками в кулаках вверх-вниз
Не разорвали ничего,
Движения головой вправо-влево
А полоскали сколько! Туда-сюда, туда-сюда,
Движения руками внизу из стороны в сторону.
Вода в тазу вскипела.
Руки в замок сжимание и разжимание пальцев рук
Но только, братцы, вот беда:
Ладошки прижимают к щекам, покачивая головой.
На пол упала пена!
Встряхивают кисти рук.
Давай ее мы собирать.
И отжимать в ведерко.
Приседают, ладошки лодочкой с поворотом в сторону
Чтоб как мама наша стать, трудиться надо столько! Указательным пальцем вверх
Молодцы ребята, хорошо потрудились. Я надеюсь, что мама была бы вами довольна.
Презентация-рассказ «Мамочка моя»
Цель: Формировать интерес к особенностям личности мамы, учить давать словесный портрет маме по схеме
Воспитатель: На самом деле все вы любите свою маму. Эта любовь живет в вашем сердце. Для каждого человека его мама самая лучшая. Расскажите, какая ваша мама. Свой рассказ следует начинать со слов «Мою маму зовут (фамилия, имя, отчество)».
Сколько твоей маме лет?
Знаешь ли ты: где работает твоя мама, как называется ее должность, чем она занимается, выполняя свою работу?
Какое у твоей мамы любимое занятие, что она любит делать больше всего?
Продолжи фразу: «Моя мама не любит…»
Продолжи предложение: «Я похож (а) на маму тем, что…»
Продолжи фразу: «Моя мама мечтает о…»
Как много интересного мы узнали о ваших мамочках, с какой гордостью вы говорили о них. За самый интересный рассказ, получит цветочек и поставит его в вазу.
Рисование «Мамин портрет»
Цель: Учить создавать образы матери, передавая характерные черты, своё настроение при помощи красок.
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать портрет ваших мам. Надо быть большим фантазером, чтобы придумать картину. Но напоминаю вам, что на портрете люди изображаются узнаваемыми.
Ребята, давайте устроим небольшой Эрмитаж и поместим туда портреты наших мам.
Звучит фонограмма песни «Мама» из кинофильма «Волк и семеро козлят»
Презентация части своей работы в коллективной композиции «Эрмитаж».
Цель: Воспитывать чувство гордости за индивидуально значимые достижения.
Воспитатель: Сегодня мы с вами много говорили о главном человеке в нашей жизни – маме. Посмотрите, какие красивые наши мамы, какие они разные, но все же очень любимые. Посмотрите, какой большой букет получился в вазе. Пусть побольше будет приятных моментов. Старайтесь не огорчать своих мам.
Воспитатель дает положительную оценку, отметив умение поддерживать беседу и делиться собственным опытом с друзьями.
Использованная литература, источники информации.
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. /Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – с. 125-128. – (Программа развития).
2. О маме. Стихи и рассказы. – М. : Детская литература, 1988.
3. Сахипова З. Г. Читаем детям. – Ленинград: Просвещение, 1987.
4. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для старшей группы, по новым требованиям ФГТ, 2011г.
5. «Азбука сочиняйки», - Тольятти, 2002
Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения» («ДЕТСТВО-ПРЕСС» С-П 2004)