Татьяна Тарасова
Конспект НОД «Собаки во время блокады Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 16 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад №16 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга)
___
Конспект НОД
В 1-ойстаршей группе компенсирующей направ-ленности
Авторы-составители:
Воспитатели:
Публикация «Конспект НОД „Собаки во время блокады Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Кирова М. Н., Тарасова Т. В
г. Санкт- Петербург
2021 г.
Цель: Знакомить детей с историей Санкт-Петербурга, с историей блокады.
Задачи:
Продолжить знакомить с родным городом.
Формировать начальные представления о родном городе как о части страны, ее истории и культуры.
Знакомить с памятниками Санкт-Петербурга, напоминающим о подвиге в годы войны.
Воспитывать любовь к родному городу, к родной стране, чувство гордости за свою страну, за свой город.
Оборудование: проектор, презентация; легкие мячики, платки для завязывания глаз, мелкие предметы (киндер игрушки, два ведерка.
Ход:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Кто знает, какой сегодня день?
Дети:? День снятия блокады Ленинграда.
Педагог: Сегодня мы отмечаем День снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для нашего города.
А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?
Дети: Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
Педагог: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев.
До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Сегодня я хочу вам рассказать как наши четвероногие друзья – собаки помогали людям во время блокады.
Как вы думаете, как собаки могли помогать людям?
Дети:
Педагог: Домашние и дворовые собаки в блокаду практически исчезли, но нельзя забывать о роли служебных собак, которые разделили с людьми фронтовую судьбу.
Пополнялся батальон как за счет питомников, так и за счет того, что ленинградцы, не имевшие возможности кормить своих собак в условиях блокады, предпочитали передать их армии, чем обречь на голодную смерть.
Слайд 2 - 8
Педагог: посмотрите – это собаки – санитары, они помогали искать на поле боя искать раненых. Собаки санитарной службы, руководимые 20 инструкторами из числа девушек, переживших первую блокадную зиму в городе, спасли множество солдатских жизней на фронте. Собачьи упряжки вывезли с поля боя очень много раненых.
По воспоминаниям медсестер, эта работа требовала от животных огромной выучки и осторожности: собаки, запряженные в нарты, подползали к бойцу, маневрируя между сугробами и рытвинами, а когда санитарка грузила его на санки, с такой же осторожностью двигались обратно в медсанбат.
Собаки находили тяжело раненых бойцов в сложнейших условиях – в лесах, болотах, оврагах и приводили за ними санитаров, неся на своих спинах тюки с перевязочным материалом.
Рассматривание слайдов.
Слайд 9
Педагог: Также собаки помогали перевозить различные грузы: боеприпасы, продукты.
Игра «Под обстрелом»
Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, образуя широкий коридор. Игрок должен перейти из точки А в точку В по этому коридору, при этом участники постоянно перебрасывают мячи своей паре и доставить свой груз (патроны, аптечку).
Слайд 10
Педагог: Знаменитая собака, сыгравшая значительную роль в жизни Ленинграда, служила в спецподразделении Ленфронта – 34-м отдельном инженерно-саперном батальоне под командованием полковника Петра Заводчикова
Чемпионом батальона по минно-розыскной работе была шотландская овчарка Дик, поступивший в армию в первые месяцы войны. Его кличка по родословной – Декойт. Всего за месяц он прошел курс обучения минно-розыскному делу, и впоследствии прославился своим умением отыскивать мины любой сложности. Талантливый пес был обучен также службе связи и санитарной службе.
Рассматривание слайдов 11 – 15
Игра «Разминирование»
На полу раскладываются небольшие предметы. Участникам завязываем глаза и раздаем ведерки. «Саперы» должны собрать как можно больше предметов.
Слайд 16
Педагог: Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка». Лайки хорошо помогали обнаружить снайперов. Собаки работали быстро, четко и беззвучно.
Слайд 17
Педагог: таким образом на собаку прикрепляли медикаменты, патроны.
Слайд 18
Педагог: Собака – связист. На шее футляр для письма.
Слайд 19
Педагог:
Слайд 20 - 21
Педагог: собаки – подрывники с закрепленной на спине взрывчаткой бросались под вражеские танки, железнодорожные составы, взрывали мосты и погибали сами.
Слайд 22
Педагог: на этом слайде мы видим как инструкторы – девушки дрессируют собак.
Слайд 23
Педагог: Хвостатый милиционер Султан
Ещё один знаменитый ленинградский пёс служил в милиции. Милиционер Султан был грозой преступников блокадного города.
К осени 1941 года в ленинградской милиции осталось всего три служебных собаки – все остальные воспитанники кинологического питомника, располагавшегося на Крестовском острове, были мобилизованы для нужд действующей армии. Двое из троих погибли от голода первой блокадной зимой, и единственным из хвостатых стражей порядка, кто пережил все 900 дней и продолжил службу в милиции и после войны, стала немецкая овчарка Султан.
Он выжил благодаря заботе своего проводника Петра Бушмина. На его счету – более 1200 преступников, обезвреженных за период ленинградской блокады. В Музее истории милиции рассказывают, что представители криминалитета боялись этой собаки, как огня, и при ее появлении бросали оружие. Собаке и ее проводнику приходилось порой по трое суток просиживать в засаде, выслеживая преступников, и это говорит о качестве дрессуры, поскольку для голодного животного провести так длительное время - весьма серьезное испытание.
Слайд 24 -28
Педагог:
Живые собачки! В блокадные годы!
Детишкам подарок, конечно, от Бога!
Светлели их лица, слеза высыхала,
А няня детсада беззвучно рыдала.
Артист-дрессировщик Иван Иванович Наркевич выступал всю блокаду со своими пятью собачками. Собачки показывали разные номера и тем самым приносили детям радость, веру в чудо.
Слайд 29 - 30
Педагог:
Памятник собакам Ленинградского фронта и военным дрессировщикам.
В парке «Сосновка» открыли памятник военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта. Место для установки бронзовой скульптуры выбрали не случайно: в военные годы в парке находилась школа-питомник служебного собаководства НКВД Ленинграда, в которой содержали около 200 собак. На базе школы работала единственная в мире воинская часть, где наравне с мужчинами успешно служили и женщины. В годы войны «девичья команда» — минёрно-сапёрный 34-й батальон — вместе со своими преданными четвероногими помощниками спасла сотни тысяч жизней бойцов Красной армии и жителей блокадного Ленинграда.
Педагог: А сейчас я предлагаю спеть песню про щенка.
песня про щенка
Педагог: вот и пришло время заканчивать наш рассказ о собаках во время блокады. Что вам больше всего понравилось? Какую пользу принесли собаки во время блокады? Что мы можем сделать в память об этих собаках – героях? Я предлагаю вам сделать выставку рисунков «Собаки блокадного Ленинграда». Давайте любить, уважать и заботиться о наших четвероногих друзьях.