Вера Черепкова
Конспект НОД «Слава русской старине, слава нашей стороне»
▼ Скачать +Заказ
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 232»
город Саратов
Конспект
НОД
в подготовительной группе
познавательное развитие
на тему
«Слава русской старине, слава нашей стороне»
(итог проектной деятельности по ознакомлению детей с историей родного города Саратова)
Воспитатель: Черепкова Вера Васильевна
Тема: «Слава русской старине, слава нашей стороне»
Цель: патриотическое воспитание
Задачи.
Публикация «Конспект НОД „Слава русской старине, слава нашей стороне“» размещена в разделах
Образовательные – формировать у детей интерес к истории Саратова, познакомить с тем, как возник наш город. Дать детям понятие о том, что во все времена на защиту нашего отечества вставали храбрые, сильные воины.
Развивающие – развивать умение внимательно слушать, закреплять умение рассуждать и объяснять.
Воспитательные – воспитывать патриотические чувства, гордость за наш народ, желание узнать как можно больше нового и интересного.
Интеграция образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к Родине. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Речевое развитие- отвечать на вопросы связно, последовательно, полными предложениями, закрепить значение устаревших слов : кочевники, кольчуга, шлем, щит, посад, пушнина, снедь.
Художественно-эстетическое развитие- пробуждать эмоциональное восприятие посредством включения музыкального сопровождения в качестве фона важных моментов повествования, продолжать формировать певческие навыки. Умения выполнять танцевальные движения.
Физическое развитие-развитие общей и мелкой моторики.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная
Предварительная работа: прогулки с родителями по городу, экскурсия в краеведческий музей, посещение кукольного театра, беседы с детьми, занятия по теме «Родной город Саратов», просмотр мультфильмов «Крупеничка», «Иван-крестьянский сын и Калин-царь», чтение книг «Евпраксия Рязанская», «Богатыри».
Оборудование: иллюстрации Саратова старого и нового, макеты, костюмы богатырей, кукольный театр, фонограммы русских народных песен, проектор, экран, строительный материал
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети входят в зал. На закрытом занавесе фотографии города Саратова (места, где были дети с родителями) и герб города.
Воспитатель: Любимый город – волжская судьба.
Цвет голубой старинного герба :
Щит голубой, три стерляди на нем
Нам говорят о промысле твоем.
Был тяжек труд во глубине веков,
Но укреплял Россию твой улов.
Под сенью незабытого герба
Любимый город – волжская судьба.
Дети, мы с вами много говорили о Саратове, рассматривали альбомы, открытки, но гораздо интереснее все увидеть собственными глазами. Расскажите, где вы были и что интересного видели в нашем городе.
(3-4 ребенка рассказывают, где они были и что интересное видели и показывают на экране)
В-ль: Красив наш город на Волге. Много стихов и песен сложили люди о Саратове. Давайте споем одну из них.
Песня «Город наш, где мы живем»
1. Утром рано мы встаем,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живет,
Нас на улицу зовет.
Пр. : Саратов наш – краше город не найти!
Саратов наш – нам с тобою по пути!
Саратов наш – это город всем родной!
Саратов наш – мы гордимся все тобой!
2. Все мы ходим в детский сад
Много дней и лет подряд
О тебе, наш город, мы поем
Про Саратов, где живем
Пр.
3. Будешь ты стоять века.
Волга плещет в берега.
Будешь краше и светлей.
Нет земли для нас родней!
Молодцы, хорошо спели о нашем городе. А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в давние-давние времена, посмотреть самим и рассказать гостям, как и почему возник наш Саратов.
Песня «Родина ясноглазая»
Под музыку открывается занавес, дети входят в зал, рассматривают выставленные предметы, тихо переговариваются. Затем подходят к воспитателю.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
С давних времен люди селились по берегам рек, а почему, как вы думаете? (потому что для приготовления пищи, для питья, чтобы мыться и стирать одежду, нужна вода.)
Правильно, дети. Пришли люди к берегу и первым делом что стали делать? (строить дома). Сейчас наши дети расскажут, как жили люди до строительства города в давние времена. Вы сейчас будете экскурсоводами.
- Люди жили в деревянных домах. Они их строили из бревен и толстых веток. Щели промазывали глиной, а крышу покрывали соломой.
А теперь посмотрим, что было внутри дома.
- Самое главное место в доме занимала печь. В ней готовили еду и обогревали избу, на ней еще спали. Вдоль стен стояли лавки, а посередине избы стол.
А теперь подойдем и посмотрим, чем же занимались жители. Просыпались они рано и чуть свет принимались за работу.
1 реб. : Мужчины пахали землю, выращивали хлеб, ловили рыбу, ходили на охоту.
2 реб. : Женщины готовили еду в глиняных горшках, пекли хлеб, ткали материю, шили одежду.
3 реб. : Дети пасли коров, овец, собирали грибы, ягоды и помогали своим родителям.
- Но не только в мирном труде проходила жизнь наших людей. В давние времена большую опасность для жителей представляли набеги врагов-кочевников. Почему их так называли? (потому что кочевали с места на место) Вот они ходили на Русь, разоряли села и деревни, убивали мужчин, забирали в плен женщин и детей, увозили награбленные богатства.
Девочки показывают кукольный театр «Жизнь русских людей в давние времена и борьба с кочевниками»
Включается мультимедийный проектор, на экране кадры из фильма «Финист-ясный сокол», и фонограмма
Мы не любим сеять да пахать
Пусть другие кормят нас с тобою
Родились мы саблею махать
И стрелять во все живое…
И каждый раз на защиту своей Родины вставали русские люди. Как их называли? (богатыри) Каких богатырей вы знаете? (дети отвечают)
А сейчас я загадаю вам загадки:
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут. (кольчуга)
2. Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч.
Ну что, догадались? Что это? (меч)
3. Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (шлем)
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий воинский … (щит)
Кто может объяснить, для чего все это нужно было богатырям? (ответы детей)
Упражнение «Богатыри» (песня из кинофильма «Финист-ясный сокол)»
Мы на страже земли славной нашей,
Городов, деревень, сел и пашен
Мы в бою себя не пощадим,
Край родной в обиду не дадим.
Нам по сердцу пришлась служба наша.
Нам по вкусу еда: щи да каша.
Мы с тобой почти богатыри,
Молодцы снаружи и внутри…
После упражнения дети строятся полукругом.
– Разбили наши русские воины врагов, разбежались враги кто куда. И что же тогда решил наш народ?
1. Вот тогда народ решил
Накопить военных сил,
Наготовить пушек новых,
Крепость выстроить свою,
Чтобы толстых стен дубовых
Не сломить врагу в бою
2. Войско русское умело
Выполнять любое дело.
Был порою наш боец
И строитель, и кузнец.
3. В мирный час пахал он пашни.
Царь ему землицы дал.
Нынче воин строит башни,
Стены, крепость и причал.
– Дети, когда мы были в музее, вы видели крепость, построенную воинами. Давайте покажем ее и гостям. Подумайте, с чего нужно начать работу, какой выбрать материал для строительства, как распределить обязанности. Дети совещаются и затем под музыку строят крепость из строительного материала.
На экране в это время показана панорама старого города.
1. Луч зари блеснул, отступила тень,
Молодой рассвет поднялся.
Вспомним давний день,
Вспомним славный день,
Когда город наш родился.
2. Зазвучала речь, застучал топор,
Люди к берегу подошли.
Возвели наш град у высоких гор
И Саратовом нарекли
3. Отовсюду всем видна
Город-крепость эта
Стены башнями крепки
В них проходы, тайники,
И оружия склады.
Восп. : Если вдруг нагрянет враг, крепость – защита всем жителям. А вокруг крепости разрослись посады.
Под русскую народную мелодию в зал входят дети, одетые купцами, занимают свои места за прилавками, остальные подходят к продавцам
Восп. : Возводя за домом дом,
Вырос город новый.
Вот он, вслушайся, взгляни,
Вечно полон толкотни
Тот посад торговый.
Тут и склады, и ряды,
И усадьбы, и сады…
1. Вот ряды льняной, пушной,
Там суконный, платяной.
Здесь торгуют медью.
Тут гремит посудный ряд.
Но сильней всего гудят
По рядам со снедью.
2. Мясо, рыба, требуха.
Вон в котлах кипит уха.
Пахнет щами с мясом.
Пирожки в судках шипят,
Кадки рыжиков, опят,
Бочки с пивом, квасом.
3. Меж рядов шумит народ,
На ходу и ест, и пьет,
Платье примеряет.
Нудно нищие поют,
И воришки тут как тут
Меж купцов шныряют.
Восп. : Ребята, давайте походим по рядам и угадаем, чем там торгуют. А как это можно узнать? (посмотреть, понюхать – на запах, попробовать – на вкус, потрогать – на ощупь)
Дети ходят вместе с воспитателем по рядам и определяют, где какой торговый ряд: хлеб – хлебный, рыба – рыбный, платья – платяной, мех, пушнина – пушной, посуда – посудный.
- Молодцы, ребята, все отгадали.
Голос из кукольного театра: Эй, собирайся, народ,
Вас Петрушка зовет.
У меня есть колокольчики и ложки.
Кто хочет поиграть немножко?
И трещотки хороши –
Веселитесь от души! (играет)
Мы играли от души,
А теперь давай пляши!
Русский перепляс.
Восп. : Вот как может наш русский народ и трудиться, и веселиться. А наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Мы узнали много нового об истории нашего народа и показали это гостям.
1. Все то, что дорого и свято,
Навеки в сердце берегу.
Восславим год, когда Саратов
Возник на волжском берегу.
Восславим год, и день, и час,
И тех, кто строил ради нас!
2. Вечно в дружбе жить мы будем!
Умный, смелый наш наро
Далеко глядит вперед.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Все: Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Восп. : Наше занятие закончено.
Дети под музыку «Гимн Саратова» выходят из зала.