Татьяна Дубовая
Конспект НОД с использованием ИКТ в средней группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и обогащение знаний детей о жизни леса зимой.
Программные задачи:
Познавательное развитие:
- закрепление и расширение представлений детей об изменениях в жизни диких животных зимой;
-закрепление знания детей о сезонных изменениях в природе;
-закрепление обобщающих понятий «дикие животные», «зимняя одежда и обувь»;
-развитие любознательности и творческих способностей детей.
Речевое развитие:
- формирование словаря (название диких животных, птиц) ;
- развитие связной речи (развитие диалогической и монологической форм речи) .
Социально-коммуникативное:
Публикация «Конспект НОД с использованием ИКТ в средней группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- формирование доброжелательных отношений между детьми, желание помочь в трудной ситуации.
Художественно-эстетическое развитие:
- закрепление знаний о сказках на зимнюю тему;
Ход занятия:
Организационный момент.
- Дети, кто из вас любит путешествовать? Отлично! Кто мне скажет, кокае сейчас время года? Как нужно одеваться зимой?
Игра «Что надеть?»
На мольберте расположены различные изображения с одеждой. Детям необходимо выбрать одежду которую необходимо одевать зимой (вещи и обувь).
- Вот мы и выбрали себе одежду! Теперь нам нужно одеться!
Координация речи с движением. (Дети имитируют движения: одеваются, обуваются)
На дворе мороз и стужа,
Одеваться тепло нужно!
В путь нелегкий собираемся,
В шубы, куртки одеваемся,
Шарфик, шапки, рукавички…
Обуем теплые сапожки, –
Чтоб не мерзли наши ножки!
- Ну что, в путь? Ай да во двор!
- Сейчас мы с вами оделись тепло и можем отправиться в зимнее путешествие, посмотрим как же меняется природа в лесу!
Все дети становятся в круг и берутся за руки, звучит музыка.
- Ребята, давайте с вами представим, что мы попали в зимний лес. Сейчас мы стоим на лесной полянке запорошенной слепящим белоснежным снегом. Садитесь тихонечко каждый на свой стульчик, чтобы не нарушить тишину леса и понаблюдаем за ним!
Игра «Опиши, какой лес?» (Красивый, заснеженный, белый, холодный)
Вы только послушайте, кто-то нарушил тишину в лесу!
Слайд №1
Кто это барабанит в лесу так громко! Что это за барабанщик такой? До вот же он – пестрый и шапка красная. (Дятел) Да, детял найдет местечко, где под корой червяк, снова застучалклювом – т-ррр, т-ррр. Съел червяка, улетел подальше, опять кору подолбил. Как люди еще называют дяткла? (Лесной доктор) .
А сейчас давайте вернемся на нашу зимнюю лесную полянку и посмотрим на деревья.
- Мне кажется, что за вон той веткой кто-то прячется!
Попробуем угадать кто это?:
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубе летом (Белка)
Слайд №2
Белки – крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им перелетать с дерева на дерево. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи.
- Белка делает запасы на зиму? Где она их хранит?
Слайд №3
Дидактическая игра «Сравни по описанию»
- Посмотрите, у нас изображены две белочки, но между ними есть различия. Давайте их опишем.
- Зимой и летом у белочки разный окрас? Какой?
- Итак, осенью белочка линяет. Шерстка рыжая выпадает и сменяется серой. Такие изменения происходят для того чтобы белочке было легче прятаться от хищников. Сливаясь по цвету с окружающей природой, она остается незамеченной. Серая шерстка более теплая, она бережет белочку от сильных морозов.
- Ребятки, давайте представим на минутку себя шустрыми белочками и сразомнёмся, как следует!
Физминутка «Белочка»
Белка прыгала, скакала, (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла: (наклоны – как будто что собирают)
Здесь – орешки, (поворот вправо)
Тут – грибочек, (поворот влево)
Для сыночков и для дочек. (шагают на месте)
- Нам пора возвращаться. До свиданья белочка.
- Какие же вы все молодцы! Садитесь все на свои места.
- Ребята, а кто это шуршит и фырчит недалеко за пеньком? (упражнение «Узнай по голосу»)
Отгадайте загадку.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это… (Еж)
Слайд №4
- Ежик наш фырчит и сердится, видимо недоволен тем, что мы его разбудили!
Ежик – животное, которое впадает в спячку. В конце осени еж прячется в своей теплой норке, сворачивается в клубок и спит всю зиму. Запасаться едой, как белочке ежу не нужно. Он до сыта наедается осенью. У него под кожей накапливается жир, которого хватает на весь период спячки. Просыпается еж весной, когда становится тепло. Более того, ёжик – хищник. Он питается червяками, слизнями, жуками, улитками, мышами. У него короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле иголки – защита от врагов.
- Рассмотрели и поговорили мы и про ежика! Пусть бежит в свою норку! Ребята, но ежик ведь не единственное животное которое впадает в спячку, каких вы еще знаете? Отгадайте загадку:
Летом ходит без дороги возле сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
- Так где же спит медведь? (Ответы детей)
Слайд №5
- Он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить.
- Медведь делает запасы на зиму? (Ответы детей)
- А почему он не делает никаких запасов? (Ответы детей)
- Правильно. Он летом и осенью жир копил, много ел и много пил.
У него одна работа – крепко спать и весны ждать.
Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Зимой залегает спать в берлоге, в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.
-А сейчас ребята, физминутка для глаз.
Электронная физминутка для глаз «Снежинка»
- Молодцы, продолжаем наше путешествие. Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу? Слушайте загадку.
Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, а в деревне кур крадет. (Лиса)
Слайд №6
- К зиме у лисы тоже вырастает теплая шерстка. Как вы думаете, она меняет свой цвет? Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник. - А где дом у лисы? (Ответы детей) Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает.
-Вы знаете, ребята, мне кажется, не зря хитрая лисичка прибежала к нам на полянку, наверное добычу почуяла? Послушайте, о ком эта загадка.
Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной, и стоит среди травы – уш больше головы? (Заяц)
Слайд №7
- Смотрите, и правда зайчик под кустом притаился, боится, что лиса его заметит. Что помогает зайке быть незаметным для хищников?
- Ребята, зайцы меняют серую шерстку на белую и теплую. - Зачем зайчик меняет цвет шерстки? (Ответы детей) Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок. Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму? (Ответы детей)
- Зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из-под снега достают корешки. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.
Физминутка:
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький лужок
Приседают, слушают, не идет ли волк.
Раз - согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
- А кто же зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
Слайд №8
- Наверное, тоже зайчатины захотели.
Охотятся волки в основном стаями, нападают не только на зайчиков, но и на более крупных животных (лосей, оленей). Живёт волк в норе, ещё её называют «волчье логово».
-Ребята, а давайте поможем зайке спастись от злых хищников. Для этого у нас есть вот такие волшебные колокольчики.
Слайд №9
-Колокольчики эти - сказочные, сейчас они заиграют, и мы попадём с вами в страну зимних сказок, и зайчика с собой возьмём. А вы внимательно смотрите, и угадывайте названия этих сказок.
-А вы знаете, что Снежная Королева и к нам прилетала на своих ледяных санях. Посмотрите, она заколдовала всех животных и забрала в свой ледяной дворец. (Дети подходят к столу, где расположены муляжи диких и домашних животных).
- Давайте поможем зверям вернуться в свои жилища.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в лесу? (Ответы детей)
- Ребята, мы так долго с вами путешествовали по лесу, что не заметили, как в лесу наступил вечер.
Слайд №10
- Ребята, посмотрите, как за горизонт садится солнышко, засыпает лес, постепенно становится тихо и темно…
Но вот чей-то голос нарушает эту тишину? Кто же это кричит? Давайте послушаем и попробуем угадать.
Дидактическое упражнение «Чей это голос?»
- Ну конечно, это собралась на охоту сова. У совы перья легкие, крылья неслышные – не свистят, не шумят, когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется.
- На кого она охотится? (Варианты ответов: на мышь, белку, сонную птицу)
- По ночам сова охотится, а днем спит. Поэтому ее называют ночной птицей.
- Ну что же, ребята, вслед за вечером на лес опускается ночь.
Слайд №11
Как вы можете его описать? (Мрачный лес, темный, таинственный)
Молодцы, ребята! Вам понравилось путешествие? Но пора возвращаться домой. Спасибо всем за внимание!