Степанова Ольга Олеговна
Конспект НОД с детьми младшей группы «Знакомство с русской народной куклой»
Тема: "Знакомство с русской народной куклой"
Образовательные задачи:
-знакомство с самодельной русской народной куклой.
-развитие интереса к русскому народному творчеству и рукоделию.
Развивающие задачи:развить мелкую моторику,инициативу,самостоятельность.
Воспитательные задачи:- повысить интерес к русской народной культуре.
-воспитание патриотизма у детей.
Публикация «Конспект НОД с детьми младшей группы „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Атрибуты: самодельные тряпичные куклы, сундук, русские костюмы, рисованная русская печь и т. д.
Материал: заготовки для изготовления бумажной куклы, клей, кисти,салфетки.
Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное, познавательное,художественно- эстетическое,речевое,физическое развитие.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм приобретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохраняться и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям фольклору, художественным промыслам. Программа обучения и воспитания в детском саду уже в младших группах предусматривает приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве). Кроме того, в Программе присутствуют задачи по знакомству детей с декоративно прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту задачи по передаче фольклора усложняются. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего детства понять, что они – часть великого народа.
организационный момент:
Дети входят в группу.
Воспитатель:
Здравствуйте ребята, сегодня я предлагаю вам поехать на волшебной телеге далеко в прошлое, в русскую деревню. (едем по кругу, фонограмма бубенцы).
Давайте посмотрим вокруг. Как вы думаете, куда мы с вами попали?
Дети:в избушку
Воспитатель:Молодцы!
Ребята, а посмотрите, сколько здесь интересных вещей: самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая, рушник – русское полотенце, ухват-металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков, чугунов.
Ах, какой у нас стоит красивый сундук! Давайте заглянем, что же там лежит?
(достаем костюмы)
Давным, давно девочки и мальчики носили такую одежду. А давайте поиграем с вами в игру «кто быстрее нарядится» (играем)
Игра заключается в том, кто первый оденет русский наряд. Воспитатель:
А теперь мы с вами похожи на деревенских жителей?
Дети:Да
Воспитатель:
Ой, посмотрите, сколько красивых куколок у нас в избе.
Детки! Есть такая игрушка, которую делали везде, куда ни приди. В каждом доме, в каждой хате. Это – тряпичная кукла.
Тряпичная кукла – игрушка не простая, а заветная. Раньше негде было купить игрушки. Мамы делали самую первую куклу - пеленашку, когда ребенок еще лежал в колыбели. Потом девочки подрастали и сами учились делать себе кукол. Когда девочка становилась совсем взрослой, она мастерила куклу «на выволоку», чтобы ее односельчане видели какая она мастерица, да умелица.
Воспитатель:
А кто это тут у нас сидит (игрушка котенок).
Дети: это – кошка!
Воспитатель:
А вы знаете, что кошка была в каждой русской избе, да и сейчас у многих она есть. Давайте вместе с котиком сейчас попляшем.
Физкультминутка:
Котик, котик, попляши,
Котик, котик, попляши!
Вот так, попляши!
Вот так, попляши!
(весело танцуем)
Котик, топни ножкой,
Полосатый, топни ножкой,
Вот так, топни ножкой,
Вот так, топни ножкой.
(Топаем то левой ногой, то правой).
Котик, котик, повернись,
Полосатый, повернись!
Вот так, повернись!
Вот так, повернись!
Котик, котик, поклонись,
Полосатый, поклонись!
Вот так, поклонись!
Вот так, поклонись!
Воспитатель:вот, какие молодцы! Поплясали с котиком! А теперь, ребята, давайте вместе с вами сделаем куколок сами.
Садимся за рабочие столы и делаем куколок из бумаги.
Вывод:
Молодцы! Сколько нового мы сегодня узнали. Побывали в русской избе, познакомились со старинными костюмами и игрушками. Сами сделали красивых куколок из бумаги. Ребята, а кому мы их подарим.
Дети:
Нашим мамам!