Рязанова Алла
Конспект НОД «Путешествие по Крыму»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРЫМУ»
Цель: расширять и углублять представления детей о родном крае, малой Родине – Крыме, содействовать развитию познавательной активности и расширять представления об окружающей действительности.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• познакомить с содержанием некоторых легенд Крыма;
• обогащать и уточнять знания детей о Крыме, его природных объектах;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по Крыму“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
• формировать представления о Черном море и его обитателях, Крымских горах и водопадах;
• закрепить знания о бережном отношении к природе Родного края.
Развивающие задачи:
• развивать фантазию, творческое воображение, расширять кругозор;
• развивать логическое мышление, зрительное восприятие, навыки ориентирования в пространстве и на карте:
• совершенствовать координацию речи и движений, мелкую моторику (создание композиций на страницах книжки - малышки).
Воспитательные задачи:
• воспитывать чувство любви к Родному краю, бережное отношение к природе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, желание достигнуть цели;
• привлечь внимание старших дошкольников к социально-значимой деятельности, в процессе которой у них будут формироваться навыки социального поведения в обществе.
• вызывать эмоциональное удовлетворение в коллективной работе.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный экран, проектор, сопроводительная презентация к занятию, видеозапись с волнением моря и плачем дельфинов, аудиозапись погружения в воду, звуков моря, реки и водопада, музыкальное сопровождение (аудиозапись П. Чайковский «Сладкая грёза», Фаусто Папетти «Сонный берег», И. Штраус «Полька-пиццикато», С. Майкапара «Эхо в горах», магнитная доска, клубки (синий, красный, желтый, ткань, 4 корзины.
Демонстрационный материал: макеты указательных и запрещающих знаков, виды мусора (журнал, бумажная упаковка, кожура банана, батарейка, пластиковая бутылка, обитателей Черного моря, трафареты контура гор (прозрачная пленка с нарисованным контуром животного).
Раздаточный материал: рюкзаки, шаблоны книг и заготовки на каждого ребенка (морская волна, дельфин, медуз, рыба, морской конёк, контур Медведь-горы, запрещающие знаки).
Структура и методические приемы НОД
I. Вводная часть – 3 мин.
• Организационный момент (приветствие).
• Создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности (коммуникативная игра «Лучики солнца», отгадывание загадок о рюкзаке, подготовка к путешествию).
II. Основная часть – 25 мин.
• Беседа о Крыме.
• Демонстрация карты Крыма, с отмеченными точками для путешествий.
• Чтение и демонстрация иллюстраций к легенде о Черном море.
• Дидактическая игра «Найди Черное море».
• Беседа об обитателях Черного моря и бережном к нему обращении.
• Заполнение первой страницы книги
• Пальчиковая гимнастика.
• Беседа о горах Крыма.
• Чтение и демонстрация иллюстраций к легенде о Медведь-горе (Аю-Даг).
• Дидактическая игра «Загадочная гора».
• Заполнение второй страницы книги.
• Музыкальная физкультминутка.
• Релаксационное упражнение «Звуки воды».
• Беседа «Правила поведения в лесу»
• Заполнение третьей страницы книги.
III. Заключительная часть – 2 мин.
• Обобщение воспитателя.
• Раздача лэпбуков каждому ребенку.
• Прощание с гостями и детьми.
Ход НОД
I. Вводная часть
У нас сегодня необычное утро, мы с вами будем путешествовать!
2. Основная часть
Но сначала послушайте легенду о происхождении земли
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое легенда? (Предположения детей).
Воспитатель: Дети, легенда – это фантастический и волшебный рассказ о событии, чего не было на самом деле, но что могло бы произойти.
Воспитатель: 0
0000000 -
+ Мно0000000го лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму (Демонстрация карты Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.
Воспитатель: Дети, вы догадались, как называется этот сказочный край? Нам с вами посчастливилось жить на удивительном полуострове, который называется Крым.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, почему Крым называют «полуостров»?
Дети:потому что с трёх сторон омывается морями.
Воспитатель: Какими морями омывается?
Дети:Чёрным морем и Азовским морем
Воспитатель: Чем они отличаются?
(Чёрное море глубокое и холодное, а Азовское мелкое и тёплое)
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили.
-Как вы думаете, а что такое путешествие?
Дети: посещать новые места, узнавать что-то новое.
Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда мы с вами отправляемся в путешествие по Крыму
Воспитатель: Ребята, а что же нам может понадобиться в путешествии? Давайте отгадаем загадку:
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идёшь со мной,
Я повисну за спиной.
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это рюкзак. Вот и нам с вами в путешествии понадобятся рюкзаки.
Д / и «Сложи рюкзак»
Воспитатель: Да это же книжки – малышки «Наш Крым» Давайте вместе полистаем ее странички, вдруг она поможет нам в путешествии!
(Дети вместе с воспитателем листают страницы книги и обнаруживают, что со страниц исчезли все иллюстрации).
Воспитатель: Что такое? Почему в книге нет ни одной картинки и все странички белые? Давайте мы с вами попробуем создать свою волшебную книжку Крыма! Для этого мы отправимся в дорогу по карте Крыма, на которой отмечены точки с заданиями. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки. Посмотрите на них. Какого цвета они? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу волшебную карту и скажите, что значит голубой фон позади Крыма? (ответы детей). Правильно, это море, которое омывает наш Крым. Как оно называется?
Воспитатель: Дети, а каким цветом бывает море? (Ответы детей).
Воспитатель: А знаете ли вы, почему бирюзовое, ярко-синее, изумрудное, наше море, всё-таки называют Чёрным? (Предположения детей).
Легенда гласит, что Черное море назвали черным потому, что все завоеватели, которые хотели покорить население побережья, встречали яростный отпор со стороны моря: тихое море начинало чернеть, страшная пелена заволокла небеса, все краски, которые есть в природе, померкли, и остались только два цвета – черный и белый. Тишина нависла над морем, и его воды стала черными. Все враги сразу отплывали обратно, испугавшись такого отпора. А все жители побережья жили в мире и спокойствии, потому что был у них такой защитник.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась легенда? Кто мне скажет, почему же наше море назвали Черным? (Ответы детей). Молодцы! А теперь сыграем в игру.
Дидактическая игра «Найди Чёрное море».
(На слайде появляются изображения тропического побережья, ледников и знакомый пейзаж Черного моря).
Воспитатель: Взгляните на эти фотографии. На них вы можете увидеть разные моря. Вам нужно найти картинку, на которой изображено именно наше море. Почему вы остановили свой выбор именно на этой картинке? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, потому что на первой картинке у нас изображено тропическое побережье, где растут пальмы и белый песок. На второй картинке – ледники, а вот на третьей картинке – знакомое нам побережье Черного моря.
Воспитатель: Ребята, давайте опустимся в море и посмотрим, кто там обитает. Но смотрите, что происходит!
Д / И «Кто живет в море»
(теперь вам не составит труда правильно ответить на вопросы)
- А в воде живёт индюк? Нет.
- А в воде живёт утюг? Нет.
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? Да.
- А большие мандарины? Нет.
- В Чёрном море есть дельфины? Да.
- Рыбы в нашем море есть? Да.
- Крокодилов в нём не счесть? Нет.
- Дети плещутся в воде? Да.
- Вместе с птицами в гнезде? Нет.
Воспитатель: оформим иллюстрациями первую страницу нашей книги! Достаньте морских жителей и волночки наклейте их на пустую страницу книги (Дети прикрепляют заготовки (морскую волну, дельфина, медузу, рыбу или морского конька) на страницу книги).
Воспитатель: Ну что, молодцы, ребята, первая страница нашей волшебной книги готова! Отправляемся дальше в путешествие по нашей чудесной карте Крыма.
Упражнение с элементами зрительной гимнастики
Ребята, давайте немного отдохнем. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать
Медленно сжимают ладони
Рыбка спину изогнула
Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла
Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Снова «плывут».
Воспитатель: Молодцы, мы немного отдохнули и готовы переходить к следующему заданию. Ну что, начнем? (Дети вместе с педагогом переходят ко второй станции).
Воспитатель: В Крыму очень много гор, и носят они разные названия. Сейчас мы с вами узнаем, какая же история произошла с горой, которая напоминает уснувшего медведя на берегу моря. Кто знает, как она называется (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, Аю-Даг (Медведь-гора). Послушайте легенду.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта легенда? А давайте посмотрим и пофантазируем, на кого еще могут быть похожи горы?
Дидактическая игра «Загадочная гора»
(На слайде появляются изображение гор, похожих на животных (гора Кошка, Симеиз; скала Дракон, мыс Фиолент; гора Носорог (Парсук-Кая, Феодосия; мыс Дельфин (Капчик) Новый Свет, Судак. Дети отгадывают и примеряют трафарет-образ к горе).
Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами приклеем Медведь гору на страницу нашей волшебной книги
Музыкальная физкультминутка (координация реч с движениями)
В нашем крае горы-высокие (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: Ну что, друзья, отправляемся дальше? Воспитатель: Куда мы с вами попали?
Дети: В лес. (показ картинки)
Воспитатель: Как вы поняли, что это лес?
Дети: Много деревьев, очень высокие и густо растут
Воспитатель: Правильно. А чтобы пройти через этот лес и закончить наше путешествие нам с вами нужно выполнить задание.
Для начала давайте повторим правила и вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Рассматривание стенда «Как вести себя в лесу»
Воспитатель: Лес-наше богатство, его нужно беречь!
Ребята, что растётвлесу?
Дети: Деревья,кусты,цветы,грибы, ягоды.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
Воспитатель: А какие деревья растут только наюжном берегу Крыма?
Кипарис (главное дерево Крыма)
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте теперь заполним третью страницу нашей книги
Дети выбирают правильные знаки поведения в лес и оформляют последнюю страничку книги.
III. Заключительная часть
(Педагог собирает детей в полукруг, каждый из детей держит свою книжку в руках).
Воспитатель: На этом ребята мы закончим наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Взгляните на свои книжки, я дарю их вам, и еще не раз полистав ее странички, вспомните нашу встречу и те легенды Крыма, с которыми сегодня познакомились. До свиданья, до новых встреч, ребята!