Татьяна Палагина
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Мы рисуем натюрморт: кувшин с ветками и лимон»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять и углублять представления детей о жанрах живописи и средствах их выразительности.
Задачи:
• Продолжать работу по знакомству детей с жанром живописи - натюрморт.
• Формировать у детей навык составлять композиции, видеть линию, возле которой располагаются предметы. Закрепить умение определять форму, цвет предметов.
• Формировать умение рисовать с натуры простой натюрморт, передавать характерные особенности цвет, строение и форму.
• Продолжать закреплять умение работать с карандашом и акварельными красками.
Публикация «Конспект НОД по рисованию в старшей группе „Мы рисуем натюрморт: кувшин с ветками и лимон“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус, желание доводить начатое дело до конца.
• Развивать связную речи детей (умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, поддерживать диалог).
• Активизировать словарь детей: натюрморт, разделяющая линия, керамическая посуда.
Оборудование: магнитофон, запись мелодии «Сентиментальный вальс», картины известных художников, муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод и т. д., керамические вазы (разной формы и высоты, листы бумаги с зарисованным фоном формат А4 на каждого ребенка, простые карандаши, ластик, акварельные краски, кисти, стаканчики с водой.
Предварительная работа: рассматривание картин разных художников, уточнение знаний о жанрах живописи. Зарисовка фона для натюрморта.
В развивающую среду вносятся картины с изображением натюрмортов для свободного просмотра.
Приоритетные образовательные области: художественное творчество + коммуникация.
Интеграция: музыка, здоровье.
Ход нод:
I. Оргмомент.
Воспитатель: - Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку, где вы увидите и узнаете очень много нового, интересного и удивительного.
II. Основная часть.
Проходите, пожалуйста.
- Посмотрите направо.
- Что мы здесь видим?
(ответы детей)
- Да, здесь вазы разной формы и величины, кувшины, чашки, горшки, подсвечник.
- Как мы можем назвать все это?
(ответы детей – это посуда).
- Кто может сказать из чего сделаны эти предметы?
(ответы детей)
- Посуда была придумана очень давно. Первая посуда, конечно, не была такой ровной и красивой, какую мы с вами видим сегодня. Производство посуды было ручным, и делали ее из простой глины. Позже оказалось, что не каждая глина подойдет для изготовления посуды. Есть отличные сорта глины (например, из которых можно производить фарфор для художественной посуды (чашек, тарелок, чайных сервизов). Другая глина при высыхании или обжиге трескается, — она не подойдет для изготовления прочной и красивой посуды. Люди догадались добавлять в глину другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название — керамика.
- Давайте вместе произнесем слово керамика.
(Дети хором повторяют)
- А теперь я вас приглашаю в следующий зал нашей выставки.
- Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Давайте рассмотрим их.
(дети рассматривают картины)
- Скажите, среди этих картин есть портреты?
- А пейзаж?
(ответы детей)
- Кто мне может сказать, что это за картины?
(ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение:
Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
- Давайте все вместе повторим – НАТЮРМОРТ.
- Каждая из этих картин называется натюрморт. Натюрморт - это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.
- Именно посуда часто присутствует на картинах художников.
Вос-ль: Художник в натюрморте рассказывает о красоте обычных предметов, цветов, плодов, о загадках, которые они таят в себе, о людях, которые вырастили и создали эти предметы, о том какие чувства они вызвали у художника - удивления, радости, раздумье, восторге.
-Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.
Все художники, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов.
Вос-ль: - На картине «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета- сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, розовой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года.
Вос-ль: - Эта картина называется «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник?
Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме.
Вос-ль: художник предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью.
- А о чем же интересно хотел нам рассказать художник на картине «Букет цветов, бабочка и птичка».
Дети: - О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир.
Вос-ль: художник своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много.
Дидактическая игра "Составляем натюрморт"
Детям предлагается взять любой предмет из выставки посуды, муляжи фруктов и овощей, украсить все салфеткой, выбранной по желанию и составить композицию.
Вос-ль: - Ребята, вы молодцы, посмотрите какие красивые композиции у вас получились.
- А вы хотели бы сегодня стать художниками и написать натюрморт?
Дети: - Да!
Вос-ль: - Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:
Влево вправо повернись
И в художников превратись.
- Каждый из вас стал юным художником. Пожалуйста, пройдите за столы.
- А я для вас тоже составила композицию, чтобы вы нарисовали с нее натюрморт.
- Что вы видите?
(Кувшин с ветками, лимон)
- Перед вами тонированные листы бумаги. Какого цвета верхняя часть листа?
Дети: - Верхняя часть голубого цвета.
Вос-ль: - А нижняя часть листа какого цвета?
Дети: - Нижняя часть голубого цвета.
Вос-ль: -Чем отличаются цвета друг от друга?
Дети: - Нижняя часть светлее, чем верхняя.
Вос-ль: - Что разделяет лист на две части?
Дети: - Разделяющая линия.
- Теперь уточним форму, цвет предметов, место их расположения.
- Какой формы кувшин?
- Какого он цвета?
- Как расположен кувшин, относительно разделяющей линии?
- С какой стороны у него ручка?
Дети: - Справа.
Вос-ль: - Обратите внимание на ветки, которые стоят в кувшине.
- Какого они цвета?
- Одинаковой длины?
(Ответы детей)
Вос-ль: - Что еще мы будем рисовать?
Дети: - Лимон.
Вос-ль: - Какой он формы?
- Какого цвета?
(Ответы детей)
Вос-ль: - Где расположен лимон?
(Ответы детей)
- Правильно, он лежит возле кувшина слевой стороны.
Вос-ль: - Юные художники, мы определили с вами место расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы?
(Да)
Вос-ль: - Но сначала, давайте отдохнем:
Наши пальцы разомнем,
Наши пальчики встряхнем
Рисовать сейчас начнем.
Ноги вместе, ноги врозь
Заколачиваем гвоздь.
Вос-ль: - Ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет и место расположения предметов. Работу выполняем карандашом, а после этого закрашиваем красками. Будьте внимательны, карандашом не надавливаем, проводим слегка заметные линии.
Под мелодию П. И. Чайковского дети приступают к написанию натюрморта.
Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.
III. Рефлексия
Вос-ль:Сегодня все постарались, рисунки получились замечательные. Мы сможем пополнить выставку своими рисунками.
Вос-ль: - Юные художники, у кого не получилось, не огорчайтесь, мы вечером дорисуем и непременно получится хорошая работа.
Мы нарисовали свои натюрморты и сможем сделать из них выставку для мам и пап. Вам пора обратно превращаться в ребят.
Давайте произнесем волшебные слова:
Влево вправо повернись
И в ребяток превратись.
- Вот вы и снова дети.
Вос-ль: - а сейчас я предлагаю вам пройти обратно на нашу выставку и продолжить составлять композиции ребятам, которые еще не попробовали.