Светлана Устинова
«Алиса в стране «Математика». Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Тема: Алиса в стране «Математика»
Задачи:
1. учить опосредованному соизмерению предметов с помощью условной мерки (находить предмет равный условной мерке); упражнять в количественном счете; упражнять в решении логических задач; закрепить представления о геометрических фигурах на плоскости.
2. развивать навыки ориентировке в пространстве то себя; развивать мелкую моторику.
3. воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Публикация «„Алиса в стране „Математика“, Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Материал : кукла «Алиса», «ковер-самолет», на нем 6 квадратов, 1 прямоугольник, 5 кругов, 7 треугольников; карточки для моделирования геометрических фигур; плоскостные изображения 7 цветов (на трех из них задачи, свиток-рисунок волшебной палочки; шапка, сапоги, скатерть, 4 палочки, сумочка, в которой тесьма, ножницы, полоска бумаги; табличка-указатель. Домик, на наличниках которого условные знаки, обозначающие геометрические фигуры, панно с изображением 3-ех елочек разной высотой, ключик и замок – плоскостные изображения.
Ход НОД:
Педагог приглашает детей в зал, где сидит кролик из сказки «Алиса в стране чудес». К нам пришел гость. Почему ты такой грустный. Кролик отвечает, что Алиса пропала в стране «»Математика». Помогите мне, пожалуйста, найти Алису.
Ребята вы хотите помочь? (Ответы детей)
Возьмите в дорогу эту волшебную сумку, предметы, которые лежат в ней вам понадобятся.
Но на чем, же мы отправимся в путь?
а знаете что, давайте полетим на ковре самолете. Вот он раскинулся. Посмотрите, какой он необычный.
1,2,3,4,5 – мы готовимся взлетать
но при этом все фигуры мы должны пересчитать.
Здесь квадратов сколько? – ровно 6, прямоугольников? – 1, про круги мы не забыли? – на ковре их ровно 5, треугольников – 7 – приготовились совсем!
Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:
Чтобы наш самолет поскорей летел вперед! (звучит музыка – звук самолета)-
Вот летим мы над полями
вот и море перед нами
вижу лодку рыбака,
Море шире…иль река?
1-2-3-4- ну конечно, море шире.
Вот под нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз,
Выше дерево иль куст?
Дерево выше, а куст ниже. 1-2-3-4-5- не ошиблись вы опять.
Справа горы высоки, слева реки глубоки. Подскажите и скажите, где реки?
Впереди большой овраг? Где овраг? Покажите.
Вижу остров я ребята, встреча с кем-то нас здесь ждет, (походят на цветочную полянку).
интересно куда мы попали?
Таких цветов мы давно не видали.
Встаньте между цветами,
Не топчите их ногами.
Слышен голос (аудиозапись) :
Путь ваш в гости был далек,
С вами говорит хозяин этого острова.
Мой остров непростой-
Здесь загадок целый рой.
Педагог: «Дорогой хозяин острова, не виде ли ты Алису из страны Чудес»
Хозяин острова:
Нет, не видел здесь такую-
Ни хочу вас огорчать
Но дальнейшую дорогу
Без отгадок не видать.
Найдите сначала мои загадки и отгадайте, иначе останетесь здесь навсегда.
Педагог: нам нельзя здесь оставаться, загадки нужно отгадать. Где нам их отыскать? Давайте поищем под цветами. Но сначала нужно чтобы цветы распустились (проводится пальчиковая гимнастика «Алые цветы»)
Наши алые цветы распускают лепестки.
Головками качают, тихо засыпают.
посмотрите, загадки под цветами, мы их нашли, теперь давайте отгадывать.
Под кустами у реки жили майские жуки.
Дочь и сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? (4)
Вдруг упал Сережа, А за ним Алешка, а за ним Игнат. Сколько здесь всего ребят? (3)
У стены стоят кадушки, в каждой ровно по лягушке, если было 5 кадушек, сколько было в них лягушек? (5).
Молодцы мы справились с загадками. Теперь идем дальше искать Алису, а дорогу нам укажет волшебная палочка. Только ее нужно найти. Посмотрим что написано в свитке: посетите наш сказочный магазин, в нем среди чудесных вещей найдете волшебную палочку. Но есть одно условие! палочку надо найти сразу. Она должна быть точно такой же длины как на этом рисунке. Если кто-то возьмет в руки другую палочку, то палочка может потерять свою волшебную силу! Запомнили! Идемте скорее.
А вот и сказочный магазинчик. Какие чудесные вещи здесь продаются? (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка).
А сколько палочек, не одна, а целых четыре. И все почти одинаковой длины. И брать их в руки нельзя, сравнивать нужно вот с этой нарисованной. Как же нам быть? Как найти палочку нужной длины? (ответы детей)
Может нам что-то помочь? Открывает сумочку, чем бы померить? А вот у меня есть веревочка. А вот ножницы. Я придумала! А вы догадались, что делать? (ответы)
Я сейчас покажу, как можно с помощью этой веревочки найти нужную палочку. Я приложу веревочку к нарисованной палочке и отрежу вот здесь. У меня получилась веревочка точно такой же длины, как эта палочка. Это будет – мерка.
Кто догадался, что я буду делать дальше?
Я приложу мерку к каждой палочке и найду точно такую же по длине, как веревочка. Эта короче, эта чуть-чуть длиннее, эта тоже. А вот эта в самый раз. Она точно такой же длины, как и мерка. А значит, она будет точно такой же длины, как и нарисованная палочка. Мы нашли волшебную палочку – вот она!
Голос:
Ну, теперь летите дальше.
На большой лесной поляне
Вы найдете чудный дом.
Может и встречал Алису
Тот, кто в домике живет!
Волшебная палочка указывает направление полета. (звучит музыка)
Вот лес начал появляться – здесь пора нам приземляться, (дети идут к домку).
Мы пришли в волшебный лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Елка где? – справа, березка где? – слева
Лучше под ноги гляди, вот он домик. впереди.
Педагог читает с детьми табличку на домике:
«Домик фокусника»
Значит, фокусник живет здесь. Давайте постучим. (выходит фокусник).
Фокусник: Задремал я, задремал. Только стук и услыхал. Что же такое никак не дают поспать!
Педагог: Здравствуйте дорогой фокусник, не встречали Вы Алису?
Фокусник: Как же не встречал? В своем домике заколдовал, эту любопытную девчонку. Ходила тут шумела, мешала мне! Но ключик от дома я припрятал под елкой. Найдете его, откроете дом (показывает нарисованные елки).
Педагог: Обязательно найдем! Да, ребята?
Фокусник: Ключ спрятан не под самой высокой и не под самой низкой елкой.
Педагог спрашивает, сколько елок нарисовано, какой они высоты. Как сказал фокусник, где лежит ключ (. под елкой средней высоты). А где же она. На глаз, кажется, они все одинаковы. Как же узнать какая из них средняя по высоте? Чем можно воспользоваться? Посмотрим, что еще у нас есть в сумочке. Да есть полоска бумаги. Можем ли мы с помощью полоски смерить высоту елок? А как?
Педагог показывает: я приложу полоску бумаги к ели и сделаю сгиб. (То же самое проделывают с другими елками, на полоске получаются три метки, тем самым находят дерево нужной высоты).
Фокусник отдает ключик: Ай да ребята, смекалистые – мерку придумали! Пора просьбу выполнять двери дома открывать.
Но что же такое двери дома не открываются? Кто-то разбил витражи на замке, нужно их восстановить. Посмотрите, какой он необычный, состоит из геометрических фигур. Нам придется сделать новые детали для замка. Пойдемте в мастерскую. (Дети проходят за столы, и выполняют необходимые детали в технике обратной аппликации).
Крепят полученные витражи на соответствующие места.
Освобождают Алису. Она благодарит детей за помощь, говорит, что человек с древних времен ощутил нужду в измерении разных величин, и вынужден был найти единую меру измерения. Поэтому я дарю вам подарки. (Алиса раздает каждому ребенку линейки).
Звучит музыка, дети возвращаются в детский сад.