Олена Масаева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Знакомство со звуком [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
- познакомить с буквой «Ш»;
- закрепление образов букв.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [ш];
- расширить словарный запас.
Коррекционно – развивающие :
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику у детей;
- развивать фонематическое восприятие через работу со словами;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе, Знакомство со звуком [Ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- закрепить умение определить местоположение звука в слове и количество слогов в слове, различать твёрдые согласные;
- упражнять в составлении предложений с глаголами и действия в прошедшем, настоящем и будущем времени;
- активизировать умение употреблять в предложении предлог «В».
Коррекционно – воспитательные:
- воспитание самостоятельности, активности, инициативности;
- воспитывать коллективизм, умение работать вместе со сверстниками;
- воспитание самоконтроля за правильным произношением звука [ш].
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Теремок».
Материал и оборудование:
Резиновый мяч; воздушный шар, кубик с картинками, фланелеграф с картинками - героями из сказки «Теремок», предметные картинки, дерево «ёлочка», цветы, игрушки, аудиозапись с пением птиц; магнитофон, зеркала, буквенный конструктор.
Литература:
• Д. Н. Доронова, Л. Г. Голубева и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 7-го года жизни. - М., 1999г.
• Т. И. Гризик, Л. Е Тимощук. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет. - М., 1998.
• Журнал «Ребёнок в детском саду». - №6. – 2002.
• Журнал «Дошкольное воспитание» №1. - 1995г
• В. Волина. Русский язык. Учимся играя. - М., Арго, 1996г.
• В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь. - М., ГНОМ и Д, 2002г.
Ход:
1. Оргмомент.
(Дети проходят, садятся полукругом на ковре)
Воспитатель: В нашу группу пришло необычное письмо. Вот оно.
Послушайте, о чё м пишется в письме:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дед - Буквоед. Я - невидимка. Когда я прихожу, вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые. Поэтому хочу подарить вам Азбуку, но она заперта на замок и находится в волшебном лесу. Как же раскрыть Азбуку? Раскрыть Азбуку вам поможет ключ, «волшебный кубик» с заданиями и волшебные слова. Вот эти слова. Запомните их – «Крутись, вертись, на бочок ложись». За каждое выполненное задание вы получите кусочек ключа. До свидания. Желаю удачи».
Воспитатель: Вы поняли содержание письма? Мы должны будем отправиться в путешествие. Что поможет раскрыть Азбуку?
Дети: Ключ, «волшебный кубик», волшебные слова.
Воспитатель: Но сначала надо проверить, готовы ли вы к испытаниям? ( проводится игра с мячом: воспитатель прокатывает мяч ребёнку и начинает фразу. Ребёнок заканчивает её и прокатывает мяч обратно воспитателю).
2. Активизация умения употреблять в предложении предлог «В».
Мы поиграем в игру «Где живут эти звери и птицы». Повторите название игры?
Дети: (дети повторяют).
Воспитатель: Например, где живёт бельчонок? Вы отвечаете, что живёт он в дупле.
Бельчонок - в дупле.
Медвежонок – в берлоге.
Теленок – в хлеву.
Лисенок – в норе.
Галчонок – в гнезде.
Лягушка – в болоте.
Рыба – в воде.
Волк – в норе.
Воробушек – в гнезде.
Воспитатель: Молодцы! Мы готовы отправиться в путь. Итак, отправляемся. Закройте глаза и крепко их зажмурьте (в это время воспитатель ставит фланелеграф с деревьями, кладет «волшебный кубик» на пол (на кубик прикреплены номер цифр – это номера заданий и часть ключа, Азбуку, цветы.
3. Гимнастика для глаз. Откройте глаза. Где же мы оказались?
Посмотрите вверх – какое небо голубое.
Посмотрите вниз – как красива зеленая поляна.
Посмотрите влево, вправо, полюбуйтесь красотой природы. Точно попали в волшебный лес.
4. Развитие фонематического восприятия. А вот и «волшебный кубик» и Азбука, которая заперта на замок и которую мы должны будем открыть. Итак, попробуем покрутить кубик. Какие слова мы должны произнести?
Дети: Произносим: «Крутись, вертись, на бочок ложись».
Воспитатель: Тут такое задание:
Я назову предмет большой,
А вы предмет поменьше.
В моих словах звук «Ц» молчит,
А в ваших четко так звучит.
Все понятно? Например, я называю дерево, а вы – деревце.
(дети выполняют задание)
Блюдо – блюдце;
Зеркало – зеркальце;
Масло – маслице;
Колено – коленце;
Болото – болотце;
Дело – дельце;
Тело – тельце.
Ну что, справились мы с заданием? Вот и часть ключа (ключ прикреплен к кубику). А, да тут на гранях картинки. Какие картинки мы видим? (дети называют картинки).
Дети: Машина, шишка, мышка.
5. Знакомство с буквой «Ш».
Воспитатель: Какой звук чаще всего слышится в этих словах?
Дети: Звук «Ш».
Воспитатель: С этим звуком мы сегодня будем путешествовать по лесу. Но вначале мы должны научиться правильно произносить этот звук, без этого мы не сможем открыть Азбуку. Я вас научу. Садитесь на пеньки (стульчики). Достаньте зеркала. Они у вас под пенечками. Посмотрите, дети, в зеркало. Когда мы произносим звук «Ш», губы сложены широкой трубочкой, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к небу, но не прижат к нему, по середине языка идет сильная воздушная струя, которая хорошо ощущается ладонью, поднесенной ко рту. Произнесите звук «Ш».
Воспитатель: Скажите, какой это звук – согласный или гласный?
(ответ детей)
Воспитатель: Твердый, мягкий.
(ответ детей)
Воспитатель: Придумайте слова со звуком «Ш».
(дети придумывают)
Воспитатель: А теперь придумайте слова, чтобы звук «Ш» был мягким.
(ответ детей)
Воспитатель: Я хочу вам по секрету сказать, что звук «Ш» во всех словах произносится и слышится только твердо, у него нет мягкого произношения, как у других звуков. Например, «с-с», «м-м», и. т. д. Еще раз послушайте слова: чашка, шишка, шапка. Итак, есть мягкое произношение звука «Ш»?
Дети: Нет. Он всегда твёрдый.
Воспитатель: Итак, звук «Ш» согласный, твердый, глухой.
Ну, что ж, теперь мы смело можем путешествовать по лесу. Итак, покрутим наш кубик, подойдите ко мне сюда. Произнесём волшебные слова.
Дети: «Крутись, вертись, на бочок ложись».
6. Закрепление произношения звука «Ш» в словах.
Воспитатель: Вот, ещё одно задание. Выберите животных, в названиях которых есть звук «Ш». (На полу разбросаны разные картинки с животными, где есть картинки мышка, лягушка, зайчишка, мишка). Как называется сказка с этими героями?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Вспомните, как называли в сказке ласково мышку? (Все герои выставляются на магнитную доску).
Дети: (ожидаемый ответ) Мышка - норушка.
Воспитатель: Как называли лягушку?
Дети: (ожидаемый ответ) Лягушка - квакушка.
Воспитатель: Как называли зайчишку?
Дети: (ожидаемый ответ) Зайчишка - трусишка.
Воспитатель: Как называли волка?
Дети: (ожидаемый ответ) Волк из-за кустов хватыш.
Воспитатель: Как называли мишку?
Дети: (ожидаемый ответ) Мишка - батюшка.
Воспитатель: Пусть звери останутся с нами на полянке и посмотрят как мы играем.
7. Дыхательная гимнастика. Итак, мы справились с заданием. Получаем ещё часть ключа. Теперь можно поиграть на полянке. Представьте, что вы воздушные шарики, которые умеют летать тихо, но иногда шарики сдуваются и издают звук «ш-ш-ш» (упражнение на дыхание). Когда я буду произносить любые звуки, кроме «Ш», вы будете тихо кружиться, когда произнесу звук «Ш», присядете, издавая звук на выдохе (вот так, воспитатель показывает).
(звучит музыка).
Воспитатель: Ну что, теперь можно и покрутить наш кубик. Присядьте на колени. Произносим волшебные слова: «Крутись, вертись, на бочок ложись».
8. Определение звука в слове «Шар».
Воспитатель: Какой звук вы слышите в начале слова?
Дети: ЗВУК «Ш».
Воспитатель: Какой это звук, гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Твёрдый или мягкий?
Дети: Он всегда твёрдый.
Воспитатель: Какой звук идет после звука «Ш»?
Дети: Звук «А».
Дети: Звук «А» - гласный.
Воспитатель: Какой звук вы слышите в конце слова?
Дети: Звук «Р».
Воспитатель: Какой это звук, гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Он твердый или мягкий?
Дети: Твёрдый.
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно определили. Вот вам и часть ключа. Крутим наш кубик.
Дети: «Крутись, вертись, на бочок ложись».
Воспитатель: Тут загадка:
«Зима ушла за тридевять земель
Над лугом загудел мохнатый…
Дети: «Шмель».
Воспитатель: А вот и шмель! (воспитатель достаёт игрушку шмеля). Он, оказывается, давно прилетел к нам, но спрятался, сидел и слушал. Шмель хочет поиграть с вами.
9. Упражнение в составлении предложений с глаголами и действия в прошедшем, настоящем и будущем времени.
Игра: «Под каким цветком кто спрятался» ( на полу разбросаны цветы: мак, роза, тюльпан, ромашка, колокольчик). Шмель будет водить. Мы с вами будем передавать друг другу шмеля, вы должны будете подойти с ним к любому цветку, заглянуть под него и сказать, кто под каким цветком спрятался, при этом выделяя «Ш». Итак, шмель начинает водить: «Под этой ромашкой спряталась букашка» (кошка, мышка, лягушка, зайчишка, мишка, петушок).
Воспитатель: Что делает шмель?
Дети: Шмель летает.
( Воспитатель сажает шмеля и говорит: Шмель отдыхает, а что он делал до этого)
Дети: Шмель летал.
Воспитатель: Шмель отдохнул и приготовился к полёту. Что шмель будет делать?
Дети: Шмель будет летать.
(Воспитатель показывает детям воробушка и задаёт им вопрос).
Воспитатель: Что делает воробушек? (показывает, как клюёт).
Дети: Воробушек клюёт.
Воспитатель: Что делал воробушек?
Дети: Воробушек клевал.
Воспитатель: Что будет делать воробушек?
Дети: Воробушек будет клевать.
Воспитатель: Молодцы. За это вы получаете ещё одну часть ключа.
А сейчас подойдите, покрутим наш кубик.
Говорим волшебные слова:
«Крутись, вертись, на бочок ложись».
Задание такое. Часть ключа вы найдёте под тем цветком, в названии которого больше слогов. Посмотрите на цветы и определите, где же может быть ключ?
Дети: (ожидаем ответ) Под колокольчиком.
(деление слов на слоги).
Воспитатель: Итак, мы нашли еще часть ключа.
Крутим наш кубик.
«Крутись, вертись, на бочок ложись».
Что же творит нам кубик?
Последнюю часть ключа, вы найдёте в детском саду. Ну что ж, давайте попрощаемся с нашим лесом. До свидания, волшебный лес! До свидания, лесные жители!
Как же нам попасть обратно в детский сад? Закроем глаза. Крепко-крепко их зажмурим (воспитатель убирает наборное полотно). Вот и оказались мы в детском саду. Ребята, я прихватил шмеля и Азбуку.
(Знакомство с буквой).
Воспитатель: Шмель, как и вы, ребята, хочет познакомиться с буквой «Ш».
Вот она! - показ буквы.
Размещение буквы на панно по адресу: второй этаж (вторая строка снизу, квартира № 5, пятая клетка слева). (Ребёнок выполняет задание). (Закрепление образов буквы)
Воспитатель: На доске:
1. Прочитайте слоги.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ши-ши-ши
2. «Закончи слово»
На
Ша
Ва
Да
Ми
10. Заключительная часть.
Объяснение и показ написания буквы Ш на доске.
Работа с буквенным конструктором.
Воспитатель: Складываем букву Ш из деталей.
Ну что, у всех получилось? Вот и заветный ключ. Теперь мы сможем открыть Азбуку (воспитатель открывает азбуку). Вот и открыли книгу. Мы будем учиться доброму, прекрасному, научимся читать, будем узнавать новое, неизведанное.
Спасибо всем за хорошую работу!
(Воспитатель хвалит каждого ребёнка).
11. Итог занятия.