Елена Олефир
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное казенное
дошкольное образовательное учреждение №16
Министерства обороны Российской Федерации
г. Вольск-18
Утверждаю
Заведующий ФГК ДОУ №16 МО РФ
С. А. Ерина
«___» ___2013 года
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
старшего дошкольного возраста
«Россия — Родина моя»
Подготовила:
Воспитатель ФГК ДОУ №16 МО РФ
Олефир Елена Александровна
Вольск-18, 2013 год
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.
Программные задачи:
Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.
Познакомить детей с картой России. Учить находить на карте страну и ее столицу.
Развивать словарный запас.
Формировать патриотические чувства на основе беседы о родном городе и стране.
Продолжать развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой в технике орига-ми. Воспитывать аккуратность.
Материал к занятию: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, магнитофон, глобус, пазл «Российский флаг»; маленький Российский флажок, мяч; белая бумага, аудиозаписи.
Предварительная работа: чтение произведений о родине, рассматривание картин, ил-люстраций о России, беседы о родном крае, разучивание стихов, пословиц и поговорок по теме занятия, экскурсии по поселку.
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Давайте по нашей традиции возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Посмотрите на экран на котором изображены цветы. А вы знаете, как называются эти цветы?» (Слайд 1)
Дети: «Ромашки.»
Воспитатель: «Верно, ребята. Послушайте стихотворение о полевых ромашках.»
Ромашки полевые, ромашек белый цвет.
Красавицы степные, украсят ваш букет.
Ромашки полевые, ромашек белый цвет.
Живут цветы России, и радуют нас всех. Ромашки, ромашки – цветы полевые,
Вы символ российских полей.
Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,
Вы светлый денёчек России моей.
Воспитатель: «Ребята, о чем это стихотворение?»
Дети: «О ромашках, о России.»
Воспитатель: «Одним словом это стихотворение о нашей Родине.»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: «А как вы думаете, что такое Родина?»
Дети: «Родина - это место, где ты родился. Это твоя улица, твой дом.»
Воспитатель: «Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Ро-дина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна.»
Воспитатель: «Ребята, а как называется наша страна?»
Дети: «Россия.»
Воспитатель: «Россия! Вслушайтесь в это слово.»
О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной. Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на экран. (Слайд 2) Россия – могучая и величест-венная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Давайте, найдем его на глобусе и обведем его грани-цы.»
(Воспитатель обводит границу России указкой. Дети читают стихи о России)
Ребенок 1: Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон.
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен. Ребенок 4: И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.
Ребенок 2: Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей. Ребенок 5: Кто Русью рождённый, в Рос-сию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.
Ребенок 3: Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:
Ребенок 6: Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!
Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим на экран и убедимся какая у нас большая страна Россия». (Слайд 3)
Воспитатель: «В нашей стране множество городов, деревень, поселков. А как называ-ется поселок, в котором мы живем?»
Дети: «Вольск-18, поселок Шиханы.»
Воспитатель: «Наш славный поселок богат своей историей. (Слайд 4) Ребята, послушайте стихотворение «Роза ветров» о нашем поселке.»
Край наш обычный – леса и поля,
Холмы омыты грибными дождями,
Все это наша родная земля,
Богом хранима, любимая нами…
Радуйтесь солнцу и теплым лучам,
К храму идите дружнее за нами,
Счастья желайте надежным друзьям,
Если везет вам с друзьями…
Радуйтесь свету прожитого дня,
Небу, как чистый большой океан,
Жизнь дорога для тебя и меня,
И для всех жителей милых Шихан!
Воспитатель: «А как называется самый главный город нашей страны, столица нашей Родины?» (Слайд 5)
Дети: «Москва».
Ребенок: Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: «Ребята, а давайте найдем ее на глобусе?»
(Задание «Найди город на глобусе». Дети подходят к глобусу, находят г. Москва и отме-чают его маленьким Российским флажком).
Воспитатель: «А давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице и родине.»
Дети : Нет земли краше, чем родина наша!
Жить – родине служить.
Москва - всем городам мать.
Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.
Не за один день Москву строили!
Москва - третий Рим.
В Москве чуть-чуть не считается!
На чужой стороне и весна не красна.
Воспитатель: «Молодцы, много пословиц и поговорок вспомнили.»
А сейчас поиграем в игру «Подбери слово». Вы, друзья, не суетитесь – в круг широ-кий становитесь. Мы будем передавать друг другу вот этот маленький глобус (мяч, и гово-рить красивые слова о Москве.
Я начну – Москва златоглавая,.
(Каждый ребенок подбирает эпитет к слову Москва, пока глобус (мяч) опять не окажется в руках воспитателя). (Белокаменная, величественная, красивая, могучая, прекрасная и т. д.)
Воспитатель: «Молодцы. Как много красивых слов мы сказали о столице нашей Ро-дины! Садитесь на свои места, ребята.»
Воспитатель: «Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, вы-дающихся людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.»
Дети: «Флаг, герб и гимн России.» (Слайд 6)
Воспитатель: «Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге?»)
Дети: «Белый, синий. красный.»
Воспитатель: «Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его назы-вают «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете.»
Воспитатель: «Софина, прочитай нам стихотворение о российском флаге.»
«Я – белый цвет – свобода, гордость, слава,
Я – синий цвет – покров родной страны,
Я – красный цвет – могучая держава,
Все вместе мы – едины и сильны! Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры флаг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!
Воспитатель: «Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать?»
Дети отвечают - торжественный, нарядный, трехцветный, большой и т. д.
Воспитатель: «Ребята, подойдите к столу, я вам предлагаю собрать пазл «Флаг России».
(После того, как дети соберут пазл, садятся на свои места. (Слайд 7)
Воспитатель предлагает посмотреть на экран, на котором изображен герб России).
Воспитатель: «Посмотрите это герб – еще один символ России.»
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад - на восток Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: «Давайте внимательно рассмотрим на экране герб, а ребята прочитают нам стихи.»
Ребенок 1: В ясный день и в непогоду,
И в любые времена
Наш орёл дарил свободу
Будь то мир или война. Ребенок 3:Ты России православной
Бойся вечно, лютый враг!
Ведь овеянные славой
Русский герб и русский флаг!”
Ребенок 2: Я скажу: “Орёл двуглавый
До сих пор хранит всю Русь
И за герб наш величавый
Заступиться не боюсь!
Воспитатель: «Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?»
Дети: «Гимн.» (Слайд 8)
Ребенок: Есть торжественный гимн у России.
Прославляет от Родины силу,
Славит доблесть, заслуги людей.
Вдохновенною песней своей. М. В. Сидорова
Воспитатель: «Давайте все встанем, так как его все слушают только стоя, и прослуша-ем гимн России.»
(Звучит аудиозапись «Гимн России». муз. А. Александрова. сл. С. Михалкова.
После прослушивания дети садятся на стулья).
Воспитатель: «Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он?»
(Дети отвечают - торжественный, величественный, гордый, красивый).
Воспитатель: «Гимн, герб и флаг - это символы, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них, белый голубь - символ чисто-ты, доброты и мира. (Слайд 9) Посмотрите на экран и ответе вы хотите сделать из бумаги белых голубей?»
Дети: «Да, хотим.»
Воспитатель: Тогда занимайте места за столами и приступайте к работе.
(Во время работ звучит фонограмма песен о России).
Воспитатель: «Ребята, посадите своих голубей на ладошку и послушайте стихи.»
Белые голуби, - цвет чистоты!
Белые голуби, - знак красоты!
Белые голуби, -мир для души!
Белые голуби, -символ любви!
Воспитатель: «Ребята, своих голубей вы можете забрать домой и подарить родителям. Садитесь поудобнее. Я приготовила вам небольшой сюрприз. Сейчас мы посмотрим видео-ролик о нашей стране и о нашем поселке.»
(Просмотр фильма о России и о нашем поселке).
Воспитатель: «Наше занятие подошло к завершению. Давайте с вами выскажемся, кому, что понравилось в нашем занятии».
Список использованной литературы
1. Денисова Д. Развитие речи у дошкольников. – М., Мозаика-Синтез, 2010.
2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. – М., Мозаика-Синтез, 2005 – 2010.
3. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе дет-ского сада. – М., Мозаика-Синтез, 2010.
4. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. – М., «Скрипторий 2003», 2013.
5. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. – М., Мозаика-Синтез, 2012.