Дарья Сафина
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Чайскому заказнику»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по Чайскому заказнику.
Задачи: Дать детям знания о заповедниках, заказниках, об их назначении, правилах поведения в них. Закрепить имеющиеся знания детей об образе жизни, повадках диких животных. Развивать любознательность, интерес детей к родной природе.
Ход: В верховьях речушки Чаи, притоке реки Лены, находится Чайский заказник. Сегодня я хочу рассказать вам о заповедниках и заказниках.
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие по Чайскому заказнику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Темочки
Заказник – это такое место в лесу, где живут лесные животные: птицы, звери, рыбы в реке, где существуют определённые правила, которые нарушать нельзя. Что это за запреты, и для кого они? Кто угрожает зверям?
Человек, хоть и хозяин, наносит природе немалый вред, истребляя животных и птиц ради их вкусного мяса, красивого ценного меха. Зверья в лесу становится всё меньше, и вот, чтобы вовсе не исчезли с лица земли красивые полезные животные, человек придумал заповедники и заказники. В них живут наряду с животными и деревья, и кустарники, и грибы, и ягоды.
А ещё человек придумал правила поведения в заповеднике. На территории заповедника запрещено:
Движение механизированного транспорта;
Нахождение лиц с оружием;
Рубка леса;
Промысловый сбор грибов и ягод;
Разорение гнёзд и сбор яиц.
На интерактивной доске показываю эти знаки по мере их называния.
Слышится стук дятла.
Кто это? (ответы детей). Это дятел отбивает телеграмму: «В за-каз-ни-ке бро - дит бра-конь-ер. Спа-си-те нас!»
Ребята, браконьер - это человек, который не подчиняется правилам поведения в заказнике, а делает всё наоборот. Давайте поспешим в Чайский заказник, обнаружим браконьера, арестуем его и сдадим в полицию.
Имитируем с детьми поход в лес: идём по ровной тропе, перепрыгиваем с кочки на кочку, проходим под наклоненным деревом. Обращаю внимание детей на то, что зверей не видно, они попрятались от браконьера, а теперь и нас боятся.
Посмотрите, посреди лесной речушки дом стоит, как кочка большая. (Показ слайда). Чей это дом? (ответы детей). Верно, это бобры. А где же вход? (вход под водой, так бобры спасаются от врагов). Что строят бобры? (хатки). Где они берут строительный материал? (подгрызают стволы деревьев, валят их). Отчего на задних лапах у них есть перепонки, как у утки, а на передних – нет? (задние лапы помогают бобрам плавать в воде, а передние помогают удерживать строительный материал). Велик ли вред, наносимый бобрами? А польза? (вред имеет место быть, но польза значительно больше).
Идём дальше и видим под деревом уронено гнездо (гнездо сделано из пучка сена, в нём киндер яйца. Одно яйцо разбито. Ещё одно яйцо больше других). Чьё же это гнездо? (Ответы детей). Почему птицу так называют? Оно лежит под кедром, значит, это кедровка. А почему разные по размеру яйца? Кто подложил? Как кукушка выращивает своих птенцов? Можно ли разорять гнёзда? Почему? Давайте повешаем здесь знак.
Кукушка, кукушка, скажи нам, кто в лесу браконьерничает? Слушая голос кукушки, сообщаю детям приметы браконьера: маленькие глазки, очки, рыжие усы, нос картошкой, рот кривой. Да это же известный браконьер по кличке Шито-Крыто!
Снова подходим к доске. Посмотрите, сколько здесь следов. Кто это убегал от браконьера? Почему это следы зайца? А это следы лося? Как помогают лосю его раздвоенные копыта? Можно ли зимой увидеть следы медведя? Почему? А куда ведут эти следы? Это белка бежит в кладовую, там у неё запасы на зиму. Почему медведь, барсук, ёж в отличие от белки не делают запасов на зиму?
Поглядите, да это же пустая гильза от патрона. Это наверняка Шито-Крыто стрелял. Повешаем знак. Почему нельзя стрелять в заказнике? Некоторые животные занесены в Красную книгу, их осталось очень мало на земле.
Вот на этой полянке живут грызуны. Какие? Да, белка, бурундук, заяц, мыши. Здесь должно быть много грибов, которые они так любят. Но что это? Опрокинутая корзинка с грибами? Можно ли собирать в заказнике грибы и ягоды? Почему нельзя? Повешаем знак. А можно ли мухоморы сбивать ногами? Почему? (мухоморами лечатся звери). Мы догоняем Шито-Крыто, он паникует, поэтому и бросил корзинку.
А знаете, кто живёт на этой полянке? Отгадайте.
Игра «Да-нет». Дети задают мне вопросы, я отвечаю только «да» и «нет». По мере отгадывания показываю картинки.
Слышен плач. Это Шито-Крыто под деревом, накрытый плащом.
Ах, это Шито-Крыто, известный браконьер. Что же ты плачешь?
Я погнался за одним зверем, а когда догнал, оказалось, что зверь не один, а много! Что это за звери? Они набросились на меня и хотели разорвать меня на части. Но услышали, как вы приближаетесь, ваши голоса, и бросились наутёк.
Ребята, почему волки набросились на Шито-Крыто? Они хищники. Назовите ещё хищников. Чем они питаются?
Забираем у браконьера ружьё. Объясняем, почему мы так делаем.
А что такое заказник? Я и не знал, как себя здесь надо вести.
Вниманию детей представляется фильм о заповедниках страны.