Ольга Моисеенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- образовательная – уточнить и закрепить представления детей о весне, её признаках. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизировать словарь по теме.
- развивающая – развивать речевую активность, внимание, мышление, методику. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с суффиксами – ат; - ят)
- воспитательная – воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Ход занятия
Звучит музыка (звуки природы, пение птиц)
Рыхлый снег,
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла (весна)
Ушла зима холодная, неласковая. На смену ей торопится красавица весна.
- А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим? Есть у меня особый сундучок, там загадки о весне, а отгадки не простые, отгадаете, увидите сами:
Голубая простыня,
Весь свет одевает,
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он – ярко голубой (небо)
Воспитатель достает из сундучка голубой лоскуток.
Солнце пригревает,
Лед на речке треснул
Речка зашумела
Льдины подгоняет,
Как это явление
Весною называют?
Воспитатель достает склянку с водой
Снежок растаял и с полей
Бежит проворный … (ручей)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба,
Самый первый самый нежный
Чистый маленький … (подснежник)
Висит за окошком
Кулек ледяной
Он полон капели
И пахнет весной (сосулька)
Без крыльев летят,
Без ног спешат
Без паруса плывут (облака)
Воспитатель достает кусочек ваты.
Одеяло белое не руками сделано
Не ткалось и не кроилось
С неба на землю свалилась (снег)
Воспитатель показывает снежинку
Красная девица по небу ходит (солнце)
Воспитатель показывает картинку
- Молодцы, все загадки отгадали, пуст мой сундучок.
Физкультминутка
Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)
Все люди глядели.
Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)
Все люди дивились
Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)
Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)
Песенки запели
Воспитатель: - Пришла весна – красна, солнышко пригревает, начинает расти молодая травка, на деревьях набухают почки. Давайте представим, что мы в весеннем лесу.
Прослушивание записи «звуки леса»
- Расскажите, о чем услышали.
Дети называют (грач, скворец, жаворонок, ласточка)
- В какое время года птицы улетают в теплые края?
Дети: - Осенью
Воспитатель: - Как их называют?
Дети: - Перелетные птицы.
Воспитатель: - А как вы думаете, почему они улетают?
Дети: - становится холодно; нет корма; насекомые прячутся или погибают.
Воспитатель: - Значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.
Д/п «Собери картинку»
Детям раздаются картинки, на которых изображены перелетные птицы.
Воспитатель: - Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте их собрать. Ребенок собравший картинку, называет птицу.
В группу входят дети (заранее подготовленные) в шапочках птиц (грач, скворец, соловей, ласточка)
Вот – я – грач
Проворный, черный,
Кричу: «Крак! Крак!»
Всем червякам – враг!
Я самый первый прилетаю
Зиму ломаю
Воспитатель: - Как только начинают пахать землю, грач тут как тут. Он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнезда строят высоко на деревьях.
На магнитную доску помещается картинка грача.
В народе говорят «Если грач на горе, то весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай»
Ребенок 2
А у нас в саду жилец –
Бойкий маленький скворец –
Тихий сад повеселел
Оттого что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жуков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распивает целый день.
Воспитатель: - (помещает картинку на доску). Селится скворушка в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поет, подражая различным звукам и голосам других птиц.
Ребенок 3
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
Дети: - Соловей.
Помещается картинка на доску
Воспитатель: - Это небольшая птичка. Совсем с виду невзрачная. Серенькая, грудка беленькая, хвостик рыжеватый, большие темные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнезда в кустарниках) и поют.
Ребенок 4
Прилетаю к вам с теплом,
Путь проделав длинный,
Леплю домик под окном
Из травы и глины.
Дети: - Это ласточка.
Помещается картинка
Воспитатель: - К нам ласточки прилетают только на лето, чтобы свить гнезда и вывести птенцов. А осенью ласточки снова собираются в стаи и улетают в жаркие страны.
Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные. А зачем птицы прилетают на родину? Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и выседеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной вернуться на родину
Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской. Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнезда, собирать яйца; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
Ребенок: - Вы должны помнить:
Что птиц не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать
- Давайте повторим названия птиц. (повторяют хором и по одному)
- Как всех этих птиц называю?
Перелетные
- А почему?
Осенью они улетают в теплые края
Игра с мячом «У кого кто?»
- Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- грач (грачата)
- скворец (скворчата)
- ласточка (ласточата)
- дрозд (дроздята)
- стриж (стрижата)
- журавль (журавлята)
- кукушка (кукушата)
Итог занятия
О ком мы сегодня говорили?
Как одним словом назвать этих птиц?