Ольга Жаворонко
Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе «Знакомство с хохломским промыслом»
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, её характерными особенностями (цвета, фон, материал);
• Закреплять знания об особенностях хохломской росписи – её производстве, истории;
• Упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, спичкой, пальцем;
Публикация «Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
• Активизировать словарь: центральная линия, завиток, хохломская посуда, миска, братина, туесок, солоница;
• Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;
• Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать работы.
Материал:
• Предметы быта, украшенные хохломской росписью;
• Образцы с изображением элементов хохломской росписи;
• Мольберт, спички (по количеству детей, кисти, гуашь (желтая, красная, зеленая, черная);
• Салфетки, силуэты посуды вырезанной из бумаги и затонированной в желтый цвет;
• Чудесный мешочек, ложка деревянная, ложка металлическая;
• Музыка, костюм художника.
Ход НОД
Дети под музыку входят в группу.
Ребята, сегодня я пришла в группу и увидела вот этот красивый мешочек, я его открывать не стала, подождала вас. А как вы думаете что же может лежать в этом мешочке? (в мешочке лежит хохломская посуда, металлическая и деревянная ложка)
Ребята посуда бывает стеклянная, керамическая, металлическая, а бывает деревянная. В старину все люди пользовались деревянной посудой, а мастера – умельцы эту посуду ещё и расписывали красивыми узорами. В то время деревянную посуду использовали в быту, сейчас такую посуду используют в качестве сувениров, дарят на праздники.
Ребята, а вы обратили внимание, как красиво украшена наша группа?
(Пока дети рассматривают, воспитатель перевоплощается в художника)
Что же её так украсило? (Рисунки, красивая посуда) Правильно! А знаете где вы оказались? Вы в настоящей мастерской, а перед вами я – настоящий художник, посмотрите внимательно и скажите, каким одним словом можно назвать эту группу предметов? (посуда) Чем похожи эти предметы? (Они сделаны из дерева, расписаны хохломской росписью). Вот сейчас мы и поговорим о хохломской росписи.
Дети усаживаются на ковер
Эта волшебная сказочная роспись зародилась давным – давно в селе которое называется Хохлома. Отсюда и название её хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха, дыханием весны. Всё это отразилось на предметах которые находятся перед вами.
Но труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала изделие точат из дерева на специальных станках. Затем покрывают слоем жидкой глины, льняным маслом, затем олифой, алюминиевым порошком, после этого посуда становилась словно металлическая. После посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась как золотая. Посуду везли на ярмарку и продавали её.
Хохломская посуда имеет разные названия.
- Назовите те, которые вам знакомы. (ложка, солоница, миска, братина)
- Из каких элементов состоит хохломской узор? (травка, завиток, лист, ягодка, цветок)
- Какие цвета использовали художники в росписи? (желтый, красный, черный, зеленый)
- Какой цвет можно использовать для фона? (желтый, красный, черный)
Доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».
(Перед тем как приступить к работе организуется физ. минутка) Движения выполняются в соответствии с текстом.
Наши алые цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветки закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают.
В работе дети всегда были хорошими помощниками взрослым. Взрослые с любовью говорили о них: «Маленькое дело лучше большого безделья». А вы бы хотели стать мастерами?
Заговорились мы с вами, а у нас работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Сегодня вы будете настоящими художниками, мы будем расписывать посуду гроздьями рябины, создавать красоту своими руками. А сейчас я вам покажу, как рисовать рябину. (напоминаю технику работы с кистью).
Сначала я нарисую центральную линию, а потом от этой линии нарисую завитки. Ксюша выйди пожалуйста к мольберту и нарисуй завиток, а Даша поможет нарисовать еще один. А теперь нарисуем ягодки, но кисточки наши устали, что же делать? Ну конечно нам помогут наши пальчики. Вот так я нарисую пальчиком ягодки, получились у нас ягоды большие и маленькие. Если мы внимательно посмотрим на ягодки, то увидим, что на каждой из них есть как бы точечка, я её нарисую спичкой. Что нам еще нужно нарисовать? Правильно листок. Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники. Как вы думаете, почему они так называются? (потому что состоят из трех лепестков) Я нарисую возле грозди рябины вот такой листочек и закрашу его. Получился у нас вот такой хохломской узор. А сейчас принимайтесь за работу.
(Во время выполнения работы звучит музыку; воспитатель следит за правильным размещением центральной линии, за изображением завитков).
Итог. Какие красивые работы у вас получились, постарались на славу мастера! (выкладываем работы на стол). Ребята, посмотрите какие ягоды получились у Кати, а какие замечательные завитки у Аркаши и т. д. (воспитатель отмечает каждую работу). Молодцы ребята, а вы помните какую пословицу говорили мастера своим маленьким помощникам? Давайте её еще раз скажем «Маленькое дело лучше большого безделья». Я хочу вас поблагодарить за вашу помощь и угостить конфетами которые называются «хохлома»