МААМ-картинки

Конспект НОД по ФЭМП для детей с интеллектуальной недостаточностью «В поисках колобка»

Лариса
Конспект НОД по ФЭМП для детей с интеллектуальной недостаточностью «В поисках колобка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема НОД «В поисках Колобка»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с умственной отсталостью легкой степени)

Коррекционно-образовательная задача:

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП для детей с интеллектуальной недостаточностью „В поисках колобка“» размещена в разделах

Учить устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепить количественный счет в пределах 5. Закрепить умение сравнивать предметы по длине и высоте, выстраивать сериационный ряд и обозначать результат сравнения словами (высокий, пониже, низкий; большой, поменьше, маленький). Упражнять в преобразовании множеств предметов путем уравнивания в пределах пяти. Закрепить умение соотносить плоскостные и объемные фигуры.

Коррекционно-развивающая задача:

Развивать умение применять полученные знания на практике, в другой обстановке. Развивать конструктивные способности, наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие. Развивать координацию речи с движением. Продолжать формировать коммуникативные умения.

Коррекционно-воспитательная задача:

Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, желание прийти на помощь тем, кто нуждается. Формировать у детей потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников, умение выражать сочувствие и радость.

Методы

Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.

Приёмы

Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием.

Предварительная работа

Драматизация русской народной сказки «Колобок». Разучивание упражнения на координацию речи с движением «Мы шагаем». Проведение дидактических игр на закрепление названий геометрических фигур («На что похоже?», на соотнесение количества и цифры («Подбери цифры», составление сериационных рядов, сравнение предметов по длине, сравнение множеств. Индивидуальная работа с детьми по закреплению пройденных тем.

Словарная работа

Закрепление обобщающего слова «Мебель»; высокий, пониже, низкий; больше, меньше, поровну; длинный, короткий.

Материалы для НОД

Письмо в конверте, длинная и короткая дорожки разных цветов, схематическое изображение домика, деревянный конструктор на каждого ребенка, муляжи булочек и баранок в корзинке, листочек с изображением заячьих следов, игрушки – медведь, волк, лиса, заяц, колобок, лабиринты на каждого ребенка.

Аппаратное и программное обеспечение

Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон,

Программное обеспечение: MS Power Point, фонограмма песни «Колобок».

Образовательные ресурсы

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.

Чумакова И. В. «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта». Кн. для педагога-дефектолога. - М. : Гуманит. ивд. центр ВЛАДОС, 2001. - 88 с., 8 с. ил. - (Коррекционная педагогика).

Мыслюк В. В. «Формирование элементарных математических пред-ставлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью». Учеб. -метод, пособие для педагогов / В. В. Мыслюк. – Минск : Нар. асвета, 2007. - 94 с.

Литература

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

2. Стребелева Е. А. Катаева А. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».

3. Чумакова И. В. «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта».

4. Сычева Г. Е. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников».

5. Никифорова О. К. «Учимся думать, играя. Развитие логического мышления».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика «Подари улыбку». Дать детям положительный эмоциональный настрой.

Дети встают в круг, держась за руки.

Учитель-дефектолог:

- Ребята, давайте поднимем себе настроение и подарим друг другу улыбку.

Дети поворачиваются к друг другу, улыбаются.

- Молодцы. Дети, сегодня утром я увидела на окошке птичку. Она принесла какое-то письмо. Давайте прочитаем: «От бабушки ушёл. От дедушки ушёл. Попал в беду. Спасите!».

- Подписи нет. Видно, кто-то очень спешил. Вы не знаете, кто написал эту записку?

Дети: Колобок.

Учитель-дефектолог: Колобок, колобок,

Колобок – румяный бок.

По дорожке покатился

И назад не воротился.

- Дети, Колобок попал в беду. Кто хочет помочь нашему другу? (Я). Тогда отправляемся в путь.

Включается фонограмма песни «Колобок».

2. Основная часть.

На полу лежат листы с изображением заячьих следов. Педагог загадывает загадку:

Зверь какой-то на бегу

След оставил на снегу.

Сколько зайцев пробежало,

Мы давайте посчитаем.

- Дети, давайте посчитаем, сколько зайцев пробегало.

Использование мультимедийной презентации «Сосчитай зайчат».

- Сосчитайте, сколько зайцев на полянке? (3). Артем, покажи сколько зайцев ты видишь.

Дети по очереди считают зайчат и показывают соответствующую цифру.

- Молодцы, ребята. Но нам пора искать Колобка. Зайцы сказали, что Колобок был здесь и направился туда, где живет Волк.

Упражнение «Сравни дорожки».

Перед детьми лежат две дорожки зеленого и голубого цвета.

- Дети, посмотрите, перед нами две дорожки. Какого они цвета? (Голубая и зеленая). Дорожки одинаковые? (Нет).

- Зайцы нам сказали, что Колобок покатился по самой длинной дорожке. Нам надо узнать, какая же дорожка длинная, а какая короткая. Как мы можем узнать? (Положить дорожки рядом).

Дети с педагогом сравнивают две дорожки способом приложения.

- Зеленая дорожка какая? (Длинная). Голубая дорожка какая? (Короткая).

Нам надо пройти по длинной дорожке, по какой мы пойдем? (По зеленой).

- Молодцы. Ребята. А теперь пойдемте по длинной дорожке к Волку.

Дети друг за другом проходят по зеленой дорожке под фонограмму песни «Колобок».

Детей встречает Волк.

- Здравствуй, Волк! Не встречал ли ты нашего друга Колобка? (Волк «шепчет» на ухо). Да, ребята, был здесь наш друг. Волк скажет нам, куда направился Колобок, если мы ему поможем. Собрался Волк построить себе дом. Есть рисунок дома, материал, но не знает с чего начинать? Поможем? (Да).

Упражнение «Построим дом».

Дети садятся за столы. На доске висит схематическое изображение домика из геометрических фигур. У каждого ребенка деревянный конструктор – кубики, треугольные призмы, бруски.

- Посмотрите. Какие геометрические фигуры вы видите? (Прямоугольник, квадрат, треугольник).

- Вместо прямоугольника мы что возьмем? (Кирпичик). Вместо квадрата? (Кубик). Вместо треугольника? (Треугольную призму)

- Какую фигуру нужно сначала поставить (Кирпичик). А теперь? (Кубики, треугольники).

Дети за столами строят домики.

- Дети, волку очень понравились ваши домики, он говорит, что каждый день будет менять свое жилище, переходя из одного дома в другой.

- Ну что ж, ребята, нам пора в путь. Волк сказал, что Колобок отправился к Медведю.

Упражнение на развитие общей моторики, координацию речи с движением.

«Мы шагаем»

Мы шагаем, мы шагаем, Дети друг за другом идут

по кругу

Выше ноги поднимаем. то медленно, то быстро.

Шаг немножко замедляем,

Постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдем,

Затем медленно идем.

Руки вверх мы поднимаем, Поднимают руки вверх.

А потом их опускаем. Опускают руки

Упражнение «Подбери стульчики». Составление сериационных рядов из 3 предметов.

Учитель-дефектолог:

- Вот мы и дошли до медведя. Здравствуйте, Михаил Потапович. Не встречали ли вы нашего друга Колобка? («шепчет» на ухо). Был здесь Колобок, даже немножко набедокурил. Медведь купил мебель и посуду для своей семьи, а Колобок их перепутал.

- Помогите определить, какую мебель и посуду для кого купил Медведь.

- Посмотрите, какую мебель купил Медведь? (Стулья). Они одинаковые? (Нет). А чем они отличаются? (Высокий, пониже, низкий). Это какой стул? (Высокий). Как вы думаете, для кого он? (Для Медведя). Это какой стул? (Пониже). Для кого? (Для Медведицы). А это какой стул? (Низкий – для Медвежонка).

- Какую посуду купил Медведь? (Тарелки). Тарелки одинаковые? (Нет). А чем они отличаются? (Большая, поменьше, маленькая). Это какая тарелка? (Большая). Как вы думаете, для кого она? (Для Медведя). Это какая тарелка? (Поменьше). Для кого? (Для Медведицы). А это какая тарелка? (маленькая – для Медвежонка).

- Молодцы. Медведь благодарит вас за помощь. Он сказал, что Колобок покатился в сторону домика Лисы. Нам надо торопиться.

Дети под музыку идут к Лисе.

Упражнение «Больше, меньше, поровну». Сравнение и уравнивание множеств.

- Ах ты, рыжая плутовка,

Прячешь Колобка ты ловко,

Всё равно его найдём,

От беды его спасём.

- Дети, Лисичка ждёт гостей, напекла булочки и ватрушки. Но задумалась, а всем ли гостям хватит? Если мы ей поможем посчитать, она отпустит нашего Колобка.

- У лисы будет 5 гостей. Сколько должно быть булочек, чтобы всем гостям хватило? (5). А сколько же булочек напекла Лисичка? (4). Хватит ли гостям? (Нет). Что надо сделать? (Добавить одну). Сколько ватрушек напекла Лисичка? (4). Чего больше: булочек или ватрушек? (Булочек). Что надо сделать, чтобы булочек и ватрушек стало поровну? (Добавить одну). Сколько теперь стало булочек и ватрушек? (Поровну).

Дети считают булочки и ватрушки, уравнивают множества. Лиса благодарит детей и отдает им Колобка.

- Ребята, а вот и наш Колобок, Лиса его отпустила.

3. Подведение итогов НОД.

Учитель-дефектолог:

- Дети, вам понравилось наше путешествие? Вы рады, что спасли Колобка? (Да). Молодцы! Вы очень старались. Выполнили все задания и помогли Колобку. Давайте расскажем нашему другу, кого мы встретили в пути, кому помогли.

Дети, передавая друг другу игрушку, рассказывают о своём путешествии. (Считали зайчат. Волку строили домик. Медведю подбирали стульчики. Лисичке считали булочки и баранки).

- Колобок благодарит вас за свое спасение и оставляет вам лабиринты. Он просит вас нарисовать ему безопасный путь для его прогулок, чтоб он больше не попался Лисе. Нарисуете? (Да).

- Давайте попрощаемся с колобком. До свидания!

Публикации по теме:

«Цифры на шнурочке». Дидактическое пособие по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста«Цифры на шнурочке». Дидактическое пособие по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Цифры на шнурочке» дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаЦели.

Конспект занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет с нарушением зрения Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений предназначен для ознакомления детей с космосом посредством дидактической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП для детей с интеллектуальной недостаточностью «В поисках колобка»
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 19:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ФЭМП для детей с интеллектуальной недостаточностью «В поисках колобка»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД