Надежда Вьюгина
Конспект открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте.
"Простоквашино"
Задачи
1. Формировать умение анализировать гласные звуки.
2. Формировать умение сопоставлять связанное высказывание (со словами, имеющими заданный звук).
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Закреплять умение делать продолжительный выдох и движения на отработку «Опоры дыхания».
Публикация «Конспект открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Простоквашино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы:
1. Мяч.
2. Картинки: кот Матроскин, корова, ведро с молоком, галчонок, почтальон Печкин, дядя Федор.
Ход занятия
Предложить детям вспомнить мультфильм «Простоквашино».
- Кто жил в доме? Верно, кот Матроскин и Шарик.
( дети изображают: кота – средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указатальный и мизинец подняты вверх, собаку Шарика – правая ладонь - на ребре на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).
- В гости на каникулы ездил дядя Федор (указательный и средний пальцы идут по столу).
- Шарик с Матроскиным ведут хозяйство – делают разные дела.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и обратить внимание на то, какой звук чаще, в рассказе звучит чаще, назвать его после прослушивания.
Воспитатель читает рассказ, выделяя звук «О».
- Кот Матроскин и Шарик косят косой сено. Матроскин доит корову. Корова дает молоко. Шарик ходит на охоту, подметает веником пол. К ним в гости ходит почтальон Печкин.
Воспитатель показывает детям картинки и предлагает составить предложение – рассказать про то, что еще делают Матроскин и Шарик. Картинки: кот Матроскин, корова, ведро с молоком, галчонок, почтальон Печкин, дядя Федор.
- Вот приехал дядя Федор в очередной раз в Простоквашино. Увидел его Матроскин, обрадовался. Кричат они что - то друг другу, да ничего не слышно, только одни звуки доносятся.
Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы и начать двигаться на встречу друг другу прыжками, но нужно прыгнуть столько раз, сколько услышат звуков. Воспитатель произносит один, два, три гласных звука, Например: А, АУ, ИОУ, О и т. д. Звуки произносить до тех пор, пока подгруппы не встретятся. Встретившись, поздоровались.
- Пришли они в дом, Матроскин самовар поставил, Сел дядя Федор за стол и увидел кружочки разного цвета, «Что это такое?» - спросил он.
- А мы с Шариком играем, - отвечает Матроскин. – Вечером все равно делать нечего, Вот смотри (воспитатель показывает детям круги разного цвета) : красный кружок звук «А», синий - «У», зеленый – звук «И», Сначала я загадываю Шарику звук, а он их выкладывает из кружков, потом он мне.
Воспитатель предлагает детям поиграть в эту игру, Раздает круги. Затем воспитатель произносит сочетание из этих звуков сначала по два звука: «АУ», «УИ», «УА», «ИУ», «ИА». Затем по три звука: «АУИ», «АИУ», «ИУА», «ИАУ». Дети должны разложить на столах разноцветные кружочки в определенной последовательности.
Дядя Федор: - Здорово вы придумали - со звуками играть. И если ты Матроскин, знаешь гласные звуки, я тебе покажу еще игру. Надувай скорее мяч. ( Дети все вместе надувают мяч: все пальчики обоих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара).
Воспитатель предлагает детям тоже поиграть.
Игра «Какой звук спрятался?» Дети стоят полукругом или в кругу. Воспитатель бросает мяч и называет слово, ребенок говорит какой гласный звук там спрятался и кидает мяч обратно воспитателю.
Слова: бак, мак, рак, рог, сок, кит, мир, пир, суп, пух, сук, сыр, рысь.
Дополнительные слова: газ, пар, шар, ком, сок, гол, рот, кот, зуб, душ, мох, руль.
Понравилась игра Матроскину, он и говорит: «Ты дядя Федор, пояаще приезжай, а то с Шариком скучно, он никаких игр со звуками и словами не знает». Тут подошел Шарик:
- Неправда, я много игр знаю, да тебе все умные подавай, со звуками да словами.
- Хватит вам ссорится - вмешался дяде Федор. - Шарик, идем с нами играть. Давай теперь поиграем на оборот. Я говорю гласный звук, а вы отвечаете «кот», «крот», «сок» и др.
Воспитатель предлагает тоже придумывать слова на разные звуки.
1Вариант: воспитатель говорит звук – дети придумывают слова с этим звуком (много слов).
2Вариант: воспитатель говорит звук для конкретного ребенка, бросая ему мяч. Ребенок называет слово с этим звуком и бросает мяч обратно.
- Матросеин, - говорит дядя Федор, - а ты заметил, что в слове бывает несколько гласных звуков, и их можно сосчитать.
Воспитатель обращается к детям: «Как можно сосчитать гласные звуки в слове?» Выслушав ответы детей (подставить руку под подбородок).
Предлагает сосчитать, сколько гласных звуков в слове «корова».
Матроскину и Шарику так понравилось, что они стали считать, сколько гласных в их именах: Матроскин, Шарик, дядя Федор.
(Предложить детям тоже сосчитать гласные звуки в этих словах).
- Не заметили, как стемнело. Пора спать. И тут все услышали муху. Все стали охотиться за ней.
Упражнение 1. Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с губами бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки. На выдохе со звуком «ж-ж-ж» медленно соеденить руки, чтобы «убить муху».
- Медленнее! Спокойнее! Не спугните муху.
Желание «поймать муху» замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха – образуется «опора дыхания». И только когда «поймали муху» (хлопнули ладонями, наступает полная свобода дыхательных мышц.
- Ну, вот теперь можно спать. Все пожелали друг другу спокойной ночи и уснули. А что было на следующий день, узнаем в следующий раз.